Вот и на этот раз Захарову недостаточно оказалось только одного произведения Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Он добавил диалоги и сцены из «Вальпургиевой ночи», присовокупил откровения автора из его писем и дневников. Получилась притча. Красивая, ироничная, с неизбывной тоской. Компания разнообразных героев помогает Веничке исповедаться, высказаться об одиночестве, о его ощущении мира. Или это философские размышления самого Захарова? Безусловно, вынужденно спивающийся Веничка продукт 70-х, но, судя по реакции зала, его вполне можно счесть и «героем нашего времени». Мало сказать, что у каждого из клубных зрителей спектакль вызвал свои ощущения. Собравшись вместе, в ожидании артистов, соклубники делились воспоминаниями о «тех временах», тех обстоятельствах, которые, может быть, иных людей значительно ограничивали, но как убедил всех Марк Захаров, ничуть не обедняли внутреннюю духовную жизнь человека. Это был всего лишь четвертый спектакль, премьера в полном смысле слова, но актеры уже сыгрались и сроднились со своими героями, вошли в образ настолько, что иных, появлявшихся на клубном фуршете, не сразу можно было узнать. Помощник художественного руководителя Юлия Косарева представила участников спектакля. Юлия Владимировна, следуя своему «сценарию», сначала, не без гордости, знакомила с молодыми исполнителями. А те искренне смущались от всеобщего внимания и даже от того, что получают в дар от Клуба цветы. А вот представлять звезд театра необходимости не было: Александра Захарова, Виктор Раков, Сергей Степанченко всем хорошо известны. Но на этот раз Марк Анатольевич на главные роли помимо «своих» пригласил и чужих звезд – Игоря Миркурбанова и Виктора Вержбицкого. Миркурбанов артист МХТ им. Чехова, он играет Веничку. Игорь учился у Захарова в ГИТИСе, однако с мастером в театре работает впервые. Очень воодушевило собравшихся появление самого Марка Анатольевича, который за своей фирменной маской отстраненности явно скрывал радость от внимания к театру соклубников. Член Совета попечителей Клуба, кинорежиссер Владимир Хотиненко, как никто представляющий, что значит для постановщика «палитра» талантов актеров, кажется, поговорил с каждым из них, тем более, что многие актеры были ему знакомы. Поздравляя же всех вместе, как всегда, вдохновенно импровизировал, говоря о чрезвычайной сложности материала, который, во главе с режиссером, артисты «сделали так прозрачно, так интересно». Странны, но неизбежны законы жизни и времени, с течением которого все изменяется. Невольно собравшиеся в частных разговорах вспоминали о трагических потерях Ленкома, о том, насколько вписываются в его творческую канву новые актеры. Задался далеко не риторическим вопросом – что же такое Ленком - и Алексей Рыбников. Известность композитору принесло создание музыки к рок-операм «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», как раз в Ленкоме. «Когда коллектив театра в значительной мере поменялся, – сказал Рыбников, – стало ясно, что Ленком – это Марк Анатольевич Захаров. Потому что осталось все: острота, свое, режиссерское, оригинальное видение театра. Ведь его спектакли не спутаешь с работами Любимова, Мейерхольда, Эфроса и кого-либо из других известных режиссеров. Это Захаров, это целая эпоха в театре. Очень хотелось бы посмотреть и последующие его спектакли. Мы будем ждать. Театр Марка Захарова продолжается». |