ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

25.X
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
Магия гражданина Орсона Уэллса    Программа этого сезона называется «Татьяна Яковлева. Личное». Желающих познакомиться с любимыми фильмами специалиста по зарубежному кинематографу было так много, что встреча прошла с аншлагом. Дамы привели в кинотеатр ГУМа подруг, сестер, Анна Проселкова пригласила дочерей. Ведь, как известно, неразделенная радость не есть радость.
   И прежде Татьяна знакомила соклубниц с работами Орсона Уэллса, картинами «Третий человек» и «Леди из Шанхая». Фильм «Гражданин Кейн», которым открывается новый цикл, входит в число лучших в киноистории. А его автор – по мнению великих кинодеятелей – лучший режиссер всех времен и народов. После появления Орсона Уэллса мир кино уже перестал быть прежним, даже если сам не желал этого замечать.
   Фильм появился в 1941 году и поразил публику своей необычностью. Орсон Уэллс и его соавтор сценарист Герман Манкевич решили рассказать историю гротескного медиамагната Чарльза Фостера Кейна, взяв за основу жизнь своего знаменитого современника Уильяма Рэндольфа Херста, процветающего на ниве «желтой» журналистики.
   Впрочем, многие угадывали в этом повествовании и некоторые автобиографические черты самого Орсона в детстве. Орсона, играющего историю головокружительного взлета и падения своего удивительного героя.
   Портрет Херста получился далеко не комплиментарный и влиятельный медиамагнат приложил немало усилий, чтобы урезонить дерзкого дебютанта: убрать фильм из проката, уничтожить негатив картины... Тем не менее «Гражданин Кейн» стал классикой. И кто бы, если бы не фильм, сегодня, через 75 лет вспомнил о Херсте?
   Примечательно, что режиссеру, снявшему эту картину, было всего 25 лет. Что он не получил специального образования. И тем не менее, создав новый язык кино, он оказал значимое влияние на операторское искусство, на актерское мастерство. Многие кинопрофессионалы продолжают утверждать, что весь современный кинематограф вышел из фильмов Орсона Уэллса и особенно из его дебютной ленты-провокации «Гражданин Кейн». «До сих пор операторы учатся снимать, смотря эту картину, – подчеркнула Татьяна.
   Тема соблазна, в который человека ввергают богатство и власть явно интересовала Уэллса, что нашло отражение и в других его фильмах и постановках. Сам он тоже вполне мог сделать политическую карьеру, но не захотел. Разносторонне одаренный, он работал актером, сценаристом, был режиссером, продюсером и т.д. Прославился и в качестве шоумена.
   Был великим мистификатором, мастером вымысла и провокации, гением и человеком с несносным характером... Шекспир был любимым автором Уэллса. Видимо потому, что он и сам хорошо понимал драму человеческого пребывания на земле. Весь ужас жизни состоит в том, что она состоит из утрат, – говорил он. Последней режиссерской работой Уэллса стал фильм «Ф. как фальшивка» – псевдодокументальный фильм о мистификациях в искусстве.
   Уэллс был афористичен и беспощаден к коллегам-современникам. Ярко прорисовывается его характер в книгах Питера Богдановича «Знакомьтесь – Орсон Уэллс» и Питера Бискинда «Мои беседы с Орсоном: Разговоры между Генри Джагломом и Орсоном Уэллсом».
   Орсон Уэллс был новатором не только в умении необычно выстроить сюжет, но и в технике съемки. Но кто, впоследствии используя его приемы, вспоминал о великом «киноизобретателе»?
   Впрочем, сошлись в едином мнении Дамы, беда не в том, что уникальные приемы кинематографисты последующих поколений используют, не вспоминая первопроходца. А в том, что большинство современных кинематографистов и не пытаются следовать лучшим образцам, использовать широчайший диапазон киноязыка. Из-за чего массовый нынешний кинематограф не выдерживает уже никакой критики.
   И только истинные любители кино знают, что нужно делать – смотреть и пересматривать классику.
   За чашечкой кофе в «Эмпорио Армани Кафе» Дамы обсуждали фильм и интересные поводы для дальнейших встреч.
   Так Анжелика пригласила Дам в декабре сходить на выставку, что открылась в музеях Московского Кремля – «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels». Благодаря ей можно узнать о модных тенденциях начала XX века. Кураторы выставки сделали акцент на дизайнерские и ювелирные шедевры в стиле ар деко от ведущих мировых домов. Выставка серьезная, к ней даже сделан специальный лекторий.
   А Елена Опоркова предложила познакомиться с Федерикой Росси, историком архитектуры, искусствоведом, исследователем российской и итальянской архитектуры. Она училась в России, замечательно говорит по-русски. Великолепно знает творчество Джованни Баттиста Пиранези, выставка работ которого проходит в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
   Выставка называется «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» и рассказывает о том, как формировалась творческая личность Пиранези, о влиянии его искусства на последующие поколения художников и о том, какую роль его наследие сыграло в России.


Татьяна ХОТИНЕНКО
Татьяна ХОТИНЕНКО:
«Мне фильм нравится своей многомерностью, неисчерпаемостью».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Ощущение фильма, конечно, неоднозначное. Но можно сказать определенно: сколько бы, как бы не прожил человек, в конце жизни непременно идет возврат к детству, к корням, к родителям, к детским саночкам, на которых, как в случае с героем фильма, нарисован розовый бутон. Детские обиды, детская незащищенность, встречи с несправедливостью – все отражается на характере, отношении к окружению, к близким, к жизни и фактически на судьбе человека».
Татьяна ПАЛЬШИНА
Татьяна ПАЛЬШИНА:
«Большая редкость для американского фильма – оставлять все вопросы без ответов».
Светлана НИКИТОВА
Светлана НИКИТОВА:
«Фильм удивительный, глубокий, сосредоточенный. Снят в 1941 году, а совершенно не устарел, словно речь идет о сегодняшних проблемах. Идет время, а они никуда не уходят. Главные из них – жажда власти и абсолютная уверенность в себе, с одной стороны. И проблема одиночества, с другой. Все, чем обладал всемогущий Кейн счастливым его не сделало».
Елена АЗАРХ
Елена АЗАРХ:
«На меня фильм подействовал ошеломляюще. И с точки зрения новизны кинематографического языка. И с позиции интереса к истории этого – успешного ли? – американца. Я чуть-чуть знаю США, жила там, интересуюсь. И все-равно каждый раз открываю страну по-новому».
Ольга МУЛЮКОВА
Ольга МУЛЮКОВА:
«Конечно, мы искушенные зрители классики кино. Но этот фильм заметно отличается от того, что мы видели. И ракурсом, и сюжетом, и необычным финалом. Повисшим в воздухе вопросом: а зачем это все? Может быть герою стоило задаться им несколько раньше? Интересно, голливудские фильмы тех лет скорее рассказывали об американской мечте, что из бедности можно подняться до невиданных высот. А тут наоборот – что делать когда всего уже достиг? Как распорядится жизнью, которую ты выстроил»?