ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ








17.V
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
Светлый гений Зинаиды Серебряковой    Настоящая ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой, которая  занимает  два этажа Инженерного корпуса Третьяковской галереи, стала самой масштабной за последние 30 лет — она приурочена к 50-летию смерти Серебряковой и 100-летию Октябрьской революции, повлиявшей на судьбу художницы и ее современников.
   Зинаида Серебрякова сыграла важную роль не только в стилистическом развитии национальной школы живописи, но и сформировала новое отношение к личности художника-женщины. Участница объединения «Мир искусства» Серебрякова символизирует образ независимой художницы рубежа XIX–XX веков.
   Членам Московского Английского клуба экспозицию представила куратор выставки, искусствовед Ермакова Татьяна Андреевна и это, конечно, была не стандартная экскурсия, а серьезный разговор о судьбе и творчестве художницы. Только куратор проекта, который с первого дня, с первой картины и до  последней запятой в каталоге, контролировал весь процесс создания экспозиции, может так эмоционально и глубоко осветить выставку.
   Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в художественной семье Бенуа — Лансере и с детства была окружена искусством. Ее дедом был архитектор Николай Бенуа,  отцом — скульптор Евгений Лансере, а дядей — Александр Бенуа, основатель группы «Мир искусства». После смерти отца семья переезжает из села Нескучное под Харьковом в Петербург, однако Серебрякова неоднократно возвращается туда — на выставке можно увидеть рисунки с изображением семейного имения. В Петербурге художница учится в мастерской княгини Тенищевой, затем у портретиста Осипа Браза, а также копирует произведения старых мастеров в Эрмитаже. Затем юная Серебрякова отправляется в Италию, а затем и во Францию, где учится рисунку в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1924 году она покинет Россию и вернется в Париж навсегда, но этому предшествуют годы успешного творчества на родине.
   Успех приходит к Серебряковой уже после первой выставки объединения «Мир искусства» с ее участием в 1910 году, где художница показала ставший впоследствии знаменитым автопортрет «У зеркала». Его мы видим на экспозиции одним из первых, как и представленный на отдельном щите автопортрет «Девушка со свечой». Годы до революции становятся для нее периодом расцвета: в это время она пишет автопортреты, сюжеты с крестьянками и купальщицами, работает вместе с Бенуа над эскизами росписей Казанского вокзала. Революция становится для Серебряковой переломным этапом — родное имение в Нескучном сгорело, муж погиб от тифа, а множество работ было уничтожено. После недолгой поездки в Париж она возвращается в Петроград, создает серию работ, посвященных Мариинскому театру, выставляется на Американской выставке и на деньги, вырученные от продаж нескольких картин, окончательно переезжает во Францию. В эмиграции творческая жизнь художницы продолжается, хотя и не так активно. Она создает марокканский цикл и несколько раз выставляется в Париже в 20–30-е годы.
   Ретроспектива в Третьяковской галерее выстроена по хронологическому принципу и позволяет проследить формирование разных линий в творчестве художницы — от ранних автопортретов до балетных полотен, созданных накануне эмиграции. Отдельный зал на выставке посвящен детям художницы — Тате, Кате, Шуре и Жене. Материнская любовь в работах Серебряковой сочетается с беспристрастной наблюдательностью, эскизы и законченные портреты показывают детей без излишнего кокетства и сентиментальности.
   Второй этаж выставки полностью посвящен произведениям периода эмиграции. Здесь представлены бельгийские панно, созданные в 1936–1937 годах для барона де Броуэра , а также эскизы, написанные во время поездок в Марокко. Рядом с ними соседствуют портреты русской эмиграции, морские пейзажи и различные этюды. Вдали от Родины Серебрякова провела 43 года.
   Лишь за два года до смерти, в 1965-м, проходит ее выставка в Москве, а затем — в Ленинграде и Киеве. Сама художница пишет родственникам в письмах: «Все это внимание меня несказанно трогает! Тут ведь во Франции никакого отклика на мое художество нет (да я и не жду)». Сегодня в Зинаиде Серебряковой, наконец, видят одну из наиболее талантливых русских художниц своего поколения.
   Членам  клуба очень понравилась выставка и рассказ Татьяны Ермаковой. Продолжить общение и обменяться впечатлениями об увиденном было решено за ужином  в ресторане «Villa del pasta».


Светлана НИКИТОВА
Светлана НИКИТОВА:
«Я давно знакома с творчеством Серебряковой. Но, как оказалось, мое представление было очень однобоко, фрагментарно. Сегодняшняя выставка, замечательный рассказ куратора продемонстрировали не только широту творческих взглядов художницы, но и разнообразие техники исполнения».
Елена РАБЕ
Елена РАБЕ:
«Несмотря на сложность эпохи, а точнее сказать, перелома эпох, несмотря на все трудности, трагедию, которые ей, ее семье пришлось пережить – какие жизнеутверждающие полотна! Яркие, светящиеся, полные позитивной энергии. Оторвать взгляд невозможно. Как много в работах Серебряковой истинно русского, душевного... и в то же время – какая микеланджеловская мощь!».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Все негативные впечатления, полученные мною от встречи с высокопоставленным следователем, были полностью нейтрализованы. Талант Серебряковой многогранен – восторг, восхищение. Особенно порясающие сценки из крестьянской жизни, пейзажи. Мы сегодня во время экскурсии узнали множество интереснейших фактов из жизни самой Зинаиды Серебряковой, ее окружения. Что крайне редко бывает в традиционных экскурсиях по музейным выставкам. Так что чувствуется эксклюзивность клубного «мероприятия».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Меня больше всего на этой выставке впечатлила женская натура. Я высоко ценю талант семейства Бенуа и просто-таки влюблен в дар художника Николая Бенуа, проявившийся на театральном поприще. Будучи в Милане с гордостью узнал, что он долгое время занимал пост главного художника и заведующего художественно-постановочной частью театра Ла Скала, оформил более 300 спектаклей, написал свыше двух тысяч декораций и эскизов для них. То, что наши соотечественники-художники практически завоевали весь мир, а у нас остались малоизвестными – неправильно».
Ольга МУЛЮКОВА
Ольга МУЛЮКОВА:
«Каждое клубное посещение выставки – это вдохновение, обретение душевной легкости, выходишь обогащенным человеком. Как замечательно организована экспозиция, как продумано ее художественное пространство, позволяющие наилучшим образом воспринимать картины. Третьяковка, как мы сегодня узнали, и аудиогид сделала высокохудожественным средством подачи ннформации. Это здорово».
Борис КОГАН
Борис КОГАН:
«Мне, как всегда, понравился коллектив Английского клуба: дружными рядами погружается в культуру. А если серьезно, выставка Серебряковой поражает лучезарностью, красочностью и, позвольте изобрести слово, счастливостью».
Светлана ЖУХАРЕВА
Светлана ЖУХАРЕВА:
«Замечательно, что экспозицию нам представлял человек, который непосредственно занимался выставкой – Татьяна Ермакова. Это нигде не прочитаешь, нигде не почерпнешь. Мне нравится, что Клуб прививает любовь к классикам, к высокому искусству. Мы каждый раз на подобных встречах что-то новое узнаем, чем-то вдохновляемся».
Мария ГОРОДЕЦКАЯ
Мария ГОРОДЕЦКАЯ:
«Меня особенно впечатлила серия автопортретов художницы, ее проникающие в душу глаза, глаза живописных крестьянок, ее глазами смотрели на нас дети художницы – тоже особенно пронзительная тема. Это акцент каждого ее портрета. Их сияние передается зрителям и, мне кажется, этот свет присутствует во взоре каждого из нас. Это и есть признак настоящего искусства. И конечно, особый эмоциональный фон создала своим замечательным рассказом Татьяна Ермакова».