Особую обстановку создавало и то, что спектакль был сыгран исключительно для членов Клуба. Единственным «посторонним» оказалась Лора Гуэрра, вдова известного итальянского киносценариста. Она приехала в Москву с презентацией нового Международного кинофестиваля «Амаркорд», посвященного Тонино Гуэрре и его другу Федерико Феллини. Конечно, по окончанию спектакля, речь шла не только о нем. Но и о самой Народной артистке России Елене Камбуровой. Она создала свой неповторимый стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень, где соединяются музыка, поэтическое слово, актерская работа, авторская сопричастность и импровизация. Cкоро Театру музыки и поэзии Елены Камбуровой исполняется 25 лет. Немалый срок, тем более, если вспомнить, в какие времена возник театр. Как заметила Анжела Матвеева, тогда, в непонятном, неуютном 1992 году, когда не виделось никаких светлых перспектив, Елена Антоновна и ее последователи, видимо, понимали, чувствовали, что их современников может спасти музыка и поэзия. Друг театра, друг Елены Камбуровой известный аниматор Гарри Бардин не просто поделился впечатлением. Он мудро подметил: "судьба находит самородок и целует его. Иногда обладатель таланта отводит глаза от судьбы, не может вынести возложенной на него нагрузки... А если он прислушивается к своей судьбе, следует предначертанному, идет огранка этого самородка и возникает что-то новое, интересное". "Лена, я счастлив, что дружу с тобой. Ты душа этого театра. Как поет русская душа? Да вот так, как поют участники этого спектакля. Поют о жизни, о нас. Так история моей страны оказалась воплощена в песне". Любопытно оказалось исследование Гарри Яковлевича природы удивительного голоса Елены Камбуровой. Узнав о том, что в ней течет греческая кровь, Бардин разгадал загадку, над которой бился с детства: "сирены (те, что в «Одиссее» Гомера) зазывали, заманивали моряков вот такими проникновенными, как у тебя, Лена, голосами". Как-то Марк Бернес, на замечание, что у него нет голоса, ответил: «Да, голоса нет, но у меня есть ум. Потому что вокал – это ум. А вибрации голоса, это вторично». «Лена – подчеркнул Гарри Бардин – у тебя есть и то, чего у Бернеса не было, и то, что у него было. И голос, и душа, и ум. И слава Богу». Но этого, смущаясь ответила Елена Камбурова, недостаточно, чтобы театр возник, жил, постоянно привлекал почитателей. «Просто мне очень повезло на потрясающих музыкантов, музыкального руководителя театра Олега Синкина, Александра Марченко, режиссера и аранжировщика сегодняшнего спектакля, и, конечно, певцов. А поскольку ставились задачи не только певческие, они, обладая прекрасными голосами, сумели быть актерами во многих наших постановках. За что я всем им очень благодарна». Повезло театру и со зрителем, считает Камбурова. «Времена не выбирают, мы живем в них. И то, что мы вместе с нашим зрителем делаем, это маленький оплот сопротивления». Женщины выходили из зала с навернувшимися на глаза слезами. А как иначе можно реагировать на «Большак»? Многие рассказывали, как в семьях во время общих с родными застолий пели и продолжают петь именно эти песни. Поют, не всегда полностью вспоминая их слова. Потому что восстанавливают в памяти не только свое прошлое. Не часто появляющийся на клубных встречах Алексей Кара-Мурза философски подошел к творчеству Камбуровой, назвав его русским европеизмом. «Кстати, это вещь, характерная для самого Английского клуба – быть европеистом в самой Москве». И раскрыл понятие европеизма – разделение общеевропейских ценностей, следование им, естественно, имеются в виду культурные ценности, не варварские. «Николай Карамзин, мой далекий предок, путешественник, оказавшись впервые в Европе, обнаруживает, что ему там все знакомо, поскольку он все это учил в гимназии, в пансионе. И сегодня наши культуры – это одно целое. К сожалению, нас иногда намеренно оттягивают от Европы». Интересными воспоминаниями поделился Дмитрий Городецкий. Волей случая они с Еленой Камбуровой учились в одной школе в городе Хмельницкий на Украине. «Ее мама Лидия Захарова и моя работали врачами в детской больнице. Я тогда был мал, но помню, мама много рассказывала про Лену, про ее непохожесть на других. Обладая экстраординарной смелостью, она могла, например, чтобы закалить характер, ночью пойти на кладбище. Потом уехала в Москву, где, как мы знаем, ее творческая жизнь развивалась очень интересно». Стоит отметить, что особое теплое настроение, в эту арт-встречу внес и соседствующий с театром ресторан "Хинкали 777", предоставивший на клубный фуршет по-домашнему вкусную грузинскую кухню, реминисценциями «звучали» и грузинские вина. |