ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

13.X
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
ДУША ПОЕТ    Маленький уютный зал, всего семь рядов. Поэтому зрители, не отделенные от сцены традиционной дистанцией, невольно чувствовали себя соучастниками того, что там происходило. Музыкальная реминисценция, история страны. Но история не монументальная, а человеческая, высказанная в песнях 30-х - 50-х годов. В песнях, хорошо знакомых каждому с детства: «Дан приказ ему на Запад», «Пора в путь-дорогу», «По полю танки грохотали», «На тот большак, на перекресток»… Звучали мелодии Исаака Дунаевского, Марка Фрадкина, Василия Соловьева-Седого, Никиты Богословского...
   Особую обстановку создавало и то, что спектакль был сыгран исключительно для членов Клуба. Единственным «посторонним» оказалась Лора Гуэрра, вдова известного итальянского киносценариста. Она приехала в Москву с презентацией нового Международного кинофестиваля «Амаркорд», посвященного Тонино Гуэрре и его другу Федерико Феллини.
   Конечно, по окончанию спектакля, речь шла не только о нем. Но и о самой Народной артистке России Елене Камбуровой. Она создала свой неповторимый стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень, где соединяются музыка, поэтическое слово, актерская работа, авторская сопричастность и импровизация.
   Cкоро Театру музыки и поэзии Елены Камбуровой исполняется 25 лет. Немалый срок, тем более, если вспомнить, в какие времена возник театр. Как заметила Анжела Матвеева, тогда, в непонятном, неуютном 1992 году, когда не виделось никаких светлых перспектив, Елена Антоновна и ее последователи, видимо, понимали, чувствовали, что их современников может спасти музыка и поэзия.
   Друг театра, друг Елены Камбуровой известный аниматор Гарри Бардин не просто поделился впечатлением. Он мудро подметил: "судьба находит самородок и целует его. Иногда обладатель таланта отводит глаза от судьбы, не может вынести возложенной на него нагрузки... А если он прислушивается к своей судьбе, следует предначертанному, идет огранка этого самородка и возникает что-то новое, интересное".
   "Лена, я счастлив, что дружу с тобой. Ты душа этого театра. Как поет русская душа? Да вот так, как поют участники этого спектакля. Поют о жизни, о нас. Так история моей страны оказалась воплощена в песне".
   Любопытно оказалось исследование Гарри Яковлевича природы удивительного голоса Елены Камбуровой. Узнав о том, что в ней течет греческая кровь, Бардин разгадал загадку, над которой бился с детства: "сирены (те, что в «Одиссее» Гомера) зазывали, заманивали моряков вот такими проникновенными, как у тебя, Лена, голосами".
   Как-то Марк Бернес, на замечание, что у него нет голоса, ответил: «Да, голоса нет, но у меня есть ум. Потому что вокал – это ум. А вибрации голоса, это вторично».
   «Лена – подчеркнул Гарри Бардин – у тебя есть и то, чего у Бернеса не было, и то, что у него было. И голос, и душа, и ум. И слава Богу».
   Но этого, смущаясь ответила Елена Камбурова, недостаточно, чтобы театр возник, жил, постоянно привлекал почитателей. «Просто мне очень повезло на потрясающих музыкантов, музыкального руководителя театра Олега Синкина, Александра Марченко, режиссера и аранжировщика сегодняшнего спектакля, и, конечно, певцов. А поскольку ставились задачи не только певческие, они, обладая прекрасными голосами, сумели быть актерами во многих наших постановках. За что я всем им очень благодарна».
   Повезло театру и со зрителем, считает Камбурова. «Времена не выбирают, мы живем в них. И то, что мы вместе с нашим зрителем делаем, это маленький оплот сопротивления».
   Женщины выходили из зала с навернувшимися на глаза слезами. А как иначе можно реагировать на «Большак»? Многие рассказывали, как в семьях во время общих с родными застолий пели и продолжают петь именно эти песни. Поют, не всегда полностью вспоминая их слова. Потому что восстанавливают в памяти не только свое прошлое.
Не часто появляющийся на клубных встречах Алексей Кара-Мурза философски подошел к творчеству Камбуровой, назвав его русским европеизмом. «Кстати, это вещь, характерная для самого Английского клуба – быть европеистом в самой Москве». И раскрыл понятие европеизма – разделение общеевропейских ценностей, следование им, естественно, имеются в виду культурные ценности, не варварские.
   «Николай Карамзин, мой далекий предок, путешественник, оказавшись впервые в Европе, обнаруживает, что ему там все знакомо, поскольку он все это учил в гимназии, в пансионе. И сегодня наши культуры – это одно целое. К сожалению, нас иногда намеренно оттягивают от Европы».
   Интересными воспоминаниями поделился Дмитрий Городецкий. Волей случая они с Еленой Камбуровой учились в одной школе в городе Хмельницкий на Украине.
   «Ее мама Лидия Захарова и моя работали врачами в детской больнице. Я тогда был мал, но помню, мама много рассказывала про Лену, про ее непохожесть на других. Обладая экстраординарной смелостью, она могла, например, чтобы закалить характер, ночью пойти на кладбище. Потом уехала в Москву, где, как мы знаем, ее творческая жизнь развивалась очень интересно».
   Стоит отметить, что особое теплое настроение, в эту арт-встречу внес и соседствующий с театром ресторан "Хинкали 777", предоставивший на клубный фуршет по-домашнему вкусную грузинскую кухню, реминисценциями «звучали» и грузинские вина.


Елена КАМБУРОВА
Елена КАМБУРОВА:
«Наш театр – это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, актерским переживанием и душевное напряжение зрительного зала».
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«За это время театр для многих стал театром-домом. Во-первых, такого больше нет. Во-вторых, здесь, к счастью, не знают слово формат. Здесь главенствует душа, ностальгическое отношение к истории, уважение к традиции. При этом – удивительное качество исполнительского мастерства».
Гарри БАРДИН
Гарри БАРДИН:
«Лена – тебе тесны границы одной песни, из каждой ты устраиваешь целый спектакль. И это у тебя очень хорошо получается».
Елена ОПОРКОВА
Елена ОПОРКОВА:
«Елена Камбурова – это всегда удивление, сюрприз. Вот и сегодня: замечательно подобраны песни, нет сюжета, но есть логика, в которой они выстроены. Видно, насколько профессионально исполнители занимаются вокалом, поют душой и непременно попадают прямо в сердце зрителя. Думаю, не случайно сейчас возникла эта ностальгическая тенденция. Нам нужны легендарные песни прошлых лет, проверенная временем гармония слов и музыки».
Людмила КОЧУБЕЙ
Людмила КОЧУБЕЙ:
«Это же песни моего детства: папа играл на гармошке, пел, и мы, будучи детьми, вокруг дружно горланили «Дождливым вечером, вечером, вечером, когда пилотам, скажем прямо, делать нечего...».  Потом, став старше, я пела в хоре. С тех пор очень люблю многоголосие. Так что сегодняшняя «встреча с песней» – замечательное, душевное возвращение в прошлое».
Алексей КАРА-МУРЗА
Алексей КАРА-МУРЗА:
«Я тут первый раз, но чувствую, что место – родное. Какой «иконостас», фотографий на стенах фойе: Окуджава, Левитанский, Высоцкий, я был с ними знаком, как и с многими другими исполнителями, бардами. Прекрасный представитель этого камерного жанра – Юлий Ким. Каждый индивидуален. Сама Елена Камбурова – продолжатель наилучших российских традиций».