ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

3.XI
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
Романтический певец морской стихии. И не только    120 картин Ивана Айвазовского – полотна и графика, прибыли из Третьяковской галереи и Русского музея, из Центрального военно-морского музея, Феодосийской картинной галереи, носящей имя Айвазовского, Национальной галереи Армении, музеев Петергофа, Павловска, Царского Села и частных коллекций…
   Очень важный момент – с экспозицией членов Клуба знакомила не просто куратор проекта и заведующая отделом живописи конца XIX - начала XX веков Третьяковской галереи, доктор искусствоведения Галина Чурак. Галина Сергеевна – человек, безмерно влюбленный в «объект» и умеющий заражать своей влюбленностью других.
   Да и вряд ли кого может оставить равнодушным творчество Ивана Константиновича Айвазовского. Автор шести тысяч полотен, он открыл для русского искусства жанр марины, морского пейзажа — и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве середины-второй половины XIX века.
   Чтобы понять увлеченность мастера исключительно морской тематикой следует обратиться к обстоятельствам его жизни, масштабу личности, о чем и поведала Галина Сергеевна.
   Ованнес (Иван) Айвазовский родился в 1817 году в провинциальной Феодосии. В силу таланта был принят за казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. За успехи его в учении академия решила выпустить Айвазовского на два года раньше положенного срока и послать его в Крым для самостоятельных работ. А после этого его отправили в командировку за границу на шесть лет.
   Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями, но этим его творчество не ограничивалось. Поэтому Третьяковская галерея, задумывая эту выставку, поставила перед собой задачу – сломать стереотипный взгляд на художника, оценить мастерство мариниста по-новому.
   Ведь мастер славен и «сухопутными» пейзажами, и картинами на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, брался изображать лишь близких ему людей. Так были написаны портреты бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева.
   Айвазовский на протяжение всей жизни много путешествовал. Художник побывал в разных странах Европы, неоднократно ездил в Константинополь, посещал Соединенные Штаты Америки. Из каждой из своих поездок художник привозил темы для новых картин.
В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки.
   Айвазовский был почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи.
   В 1844 году он был назначен художником Главного морского штаба. Правительства России, Франции, Турции и ряда других стран неоднократно награждали Айвазовского орденами своих государств.
   При безусловной любви публики к художнику – он был самым покупаемым живописцем в России своего времени – критики упрекали его в повторяемости сюжетов, называя его полотна салонными, коммерческими. Его ругали за то, что он «не отвечает запросам динамичного ХХ века».
   И вот тут как раз проявляется масштаб личности. Художник не драматизировал эту ситуацию. «Я повторяюсь нарочно, специально, – говорил он, – потому что в повторении тем и сюжетов ищу лучшего выражения того, чего я, может быть, не достиг прежде».
   Это было не оправдание, а убеждение, что так он и должен поступать в своем искусстве. Метод работы художника заключался в том, что он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных рисунков.
   Айвазовский утверждал, что прожил счастливую жизнь. Ведь он был художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей и символических обобщений. Многие специалисты считают, что обращаясь в своем творчестве к теме «бури и натиска» мастер пытался донести предчувствие катаклизмов будущего века.
   Интересна другая ипостась Ивана Константиновича. Человек очень деятельный, он был вовлечен в общественную жизнь Феодосии. И это не просто благотворительность.
   Он провел в Феодосию водопровод из своего имения. Много лет добивался, чтобы появилась железная дорога в Феодосию, и она была построена. Немало усилий приложил к тому, чтобы расширить феодосийский торговый порт.
   Айвазовский открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, превратив город в один из центров живописной культуры на юге России и подготовив формирование своеобразной школы живописцев крымской природы (Киммерийская школа живописи).
   В начале 1850-х годов он получил разрешение на археологические раскопки в Феодосии. На горе Митридат на свои средства выстроил музей древностей – с колоннадой, наподобие античных храмов. Все найденные артефакты отправлял в этот музей, а самые ценные, в том числе набор золотых женских украшений греческой работы, подарил Эрмитажу.
   Став состоятельным человеком, часть средств от выставок Айвазовский направлял на благотворительные цели, в пользу нуждающихся.
   Логика выставки, подстать морской тематике, решена «галсами». И членов Клуба Галина Сергеевна проводила раздела к разделу. Первый, где представлен Айвазовский-маринист. Главный акцент в этой экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника: «Радуга», «Черное море», «Девятый вал» и самое масштабное произведение – «Волна».
   Широко представлен Айвазовский-баталист. В качестве художника Главного морского штаба по заказу императора и Морского ведомства он увековечивал виды русских приморских городов и портов, главные морские сражения русского флота.
   В разделе «Между Феодосией и Петербургом» представлены российские пейзажи Айвазовского.
   Немало картин – многие ли знали о них прежде? – созданы по мотивам его путешествий по Кавказу, Италии, Турции и другим странам.
   Впервые в таком внушительном масштабе показаны рисунки Айвазовского – 55 листов.
К числу открытий выставки можно отнести представленную после реставрации значительную картину «У берегов Кавказа», никогда ранее не экспонировавшуюся.
   Мастер в молодости выработал очень узнаваемую манеру письма – передача ощущения бесконечности моря, пространства, неба. И очень многое сделал для того, чтобы пейзаж из второстепенного, вспомогательного жанра стал ведущим.
   Поблагодарив Галину Сергеевну за великолепную лекцию, клубные любители красоты некоторое время с удовольствием обсуждали увиденное и, конечно, же, умение куратора выставки прочувствовать, передать музыку живописи Айвазовского и музыку, звучавшую в душе художника.