Форму и драматургию картины определила его музыка. Сценарий написал тоже Рыбников. На эту необычность вечера обратил внимание возглавляющий Арт-ложу Клуба Максим Дунаевский. «Вы присутствуете сегодня не просто при премьере фильма, а при абсолютно новом явлении в нашей и, думаю, в международной жизни. Ведь Алексей Рыбников стартовал с новым беспрецедентным проектом. Впервые в истории композитор, снимая фильм по своему музыкальному произведению, выступил в кино как режиссер-постановщик и продюсер». Начался фильм, поклонники легендарного произведения узнали любимую музыку, знатоки обратили внимание, что либретто и стихи новые. Сценарий написал сам Алексей Рыбников, а стихи поэт Юлий Ким. Проект Алексея Рыбникова – вызов устоявшемуся мнению, что музыкальные фильмы не востребованы в широком прокате. Рыбников решил, что в созданном им «реально-условном мире», в которое он поместил трагическое действие, не должно быть известных актеров. В заглавных ролях Павел Зибров – в роли Хоакина и Лиля Хасанова – Росита. Единственный популярный актер, вошедший в актерский состав, – Николай Дроздовский (Дьяблеро). «Я видел, эта работа, – рассказал Дунаевский, – требовала колоссальной напряженности. То, что сегодня Алексей стоит перед нами улыбающийся, довольный, дорогого стоит. Он выдержал многое». Отважный человек Алексей Рыбников, подтвердил, что экранизация мюзикла – очень тяжелая материя по сравнению с тем, чтобы сидеть и писать музыку. Что это гораздо сложнее, чем ставить спектакль, огромное испытание для нервов, для композиторский психики. Когда Рыбников начал проект, с огромным трудом получив от российского министерства культуры средства, там заключали пари. Одни утверждали, что Алексей за три дня снимет спектакль в своем театре, а деньги заберет себе. Другие были уверены, что он наймет профессиональных молодых ребят, которые все снимут, а композитор будет сидеть в кресле и смотреть, как ловко они справляются. О третьем варианте – что он сделает все сам – никто и не упоминал. «Что касается финансовой стороны, я вложил все, что у меня было, вдобавок к очень маленьким средствам, которые мне дало государство. Когда втягиваешься в кино, готов все отдать, только бы увидеть результат. И будучи сам продюсером, стараешься, чтобы все средства шли исключительно на фильм». Рыбников объяснил, почему в 70 лет решил начать снимать кино. Чтобы оставить в авторском виде свое произведение, так как он его написал, как себе его представлял. Режиссеры, как правило, не проявляют деликатности, работая с чужим материалом. К тому же плохо представляют себе, как снимать музыкальные фильмы. Это совершенно другая стихия, другая профессия, другое мышление. «Я хочу делать свое кино для людей, а не для кинопрофессионалов, делать то, что трогает, то, что красиво. Музыка здесь один из компонентов. Поэтому, приступая ко второму фильму, я, наверное, буду отталкиваться от самого себя. Мой следующий фильм – «Литургия оглашенных». 1948 год, ГУЛАГ. Ад и рай. Где также мне придется погружаться в далеко не свойственные композитору стихии: режиссуру, сценографию». Творческую группу в этот вечер представлял лишь Николай Дроздовский, поскольку актерский состав Театра Алексея Рыбникова находится на гастролях. Алексей и Татьяна – жена, муза, помощник в сложнейшем кинопроцессе, принимали поздравления и подарки. Татьяна Ларина, не первый раз удивляющая членов Клуба интересными флористическими идеями, сотворила необычную композицию – букет цветов... под открытой крышкой белого декоративного рояля. Друзья Клуба, компания «Di Murano», представляющая на российском рынке знаменитое муранское стекло, удивительный вид искусства, возникший в Венеции более тысячи лет назад, преподнесла композитору статуэтку «Санта Мария». Светлый образ Девы Марии, один из главных символов в мировой культуре, особенно в Италии, помимо прочего, является символом опеки, искренности и первозданной чистоты. Традиционно последовал постпремьерный клубный «разбор полета». Многолетняя дружеская обстановка, сложившаяся в Клубе, подразумевает искренность оценок творческих работ друг друга. Известный аниматор Гарри Бардин поздравил Рыбникова с завершенной работой, по дружески, но довольно остро покритиковал и, как человек опытный, предложил не останавливаться, потому что все последующее должно быть лучше предыдущего. Другой профессионал в киноделе, Александр Галибин, Клуб знакомился с его, дебютной постановкой фильма «Золотая рыбка», отметил, что быть просто режиссером – это огромный труд, а сочетать с ролью продюсера и вовсе непосильная задача. «Тем более, когда решаешься возродить музыкальный жанр. Работая в этих сложных условиях, Рыбников доказал свою многогранность». В своем любимом жанре «от сохи» Дмитрий Городецкий поведал, что с трудом абстрагировался от композиторского образа Алексея Львовича, его театральных вершин – ведь именно в этом качестве многие годы в Клубе знали Рыбникова. А тут он проявился в совершенно невероятной ипостаси! И пожелал автору «обратиться к чему-то более жизнеутверждающему, чтобы вернуть Английский клуб к его мажорным горизонтам». К поздравлениям присоединилась Наталья Канишевская, ей очень понравилась работа актеров, красочное решение киноповествования. Осмысление увиденного продолжилось в уютном фойе кинотеатра «Фитиль». К случайно оказавшемуся микрофону подошел Андрей Нечаев и впервые в жизни выступил в роли кинокритика. «Это, конечно, не совсем фильм. Алексей открыл какой-то новый жанр в кинематографе. Он называется кино-театр. Но не в смысле места, где показывают фильм. Это кино, в котором есть театр. Это театр, в котором есть кино». Елена Звездина с мужем Александром и Андрей Павлович совершенно случайно приготовили мастеру «творческий антистрессовый подарок» – напиток, помогающий расслабиться. «То, что мы сегодня увидели, никого в зале равнодушным не оставило». Рыбников обещал торжественно открыть подарочную бутылочку по окончанию съемок следующего фильма. И признался, что ощущает себя одним из своих героев – Буратино. Мальчишкой безответственным, бесшабашным, безбашенным, который втягивается в разные авантюры. Каким-то образом из них выпутывается и находит в этом смысл жизни. |