Помимо безусловной художественной ценности, выставка - это замечательный гуманитарный проект. В условиях отсутствия дипломатических отношений между Россией и Грузией она стала мостом между нашими странами и народами, прекрасным примером народной дипломатии. Экспонаты собирались из пятнадцати частных коллекций Грузии, России и США. Выставка показывает, что грузинский авангард является частью мировой тенденции начала ХХ-го века и представлен серьезными мастерами. Несмотря на то, что Нико Пиросмани не входит в это направление, он определенно с ним связан. Грузинский примитивист был тем художником, от которого «оттолкнулись» все молодые мастера. Пиросмани представлен на выставке двадцатью двумя прекрасными картинами. Особенно запоминается зал с работой «Кутежи», где главная тема картин – грузинское застолье. Второй этаж посвящен работам Ладо Гудиашвили – это французский дух Тифлиса. Ладо учился во Франции, быстро вошел в парижский круг художников, был дружен с Модильяни, Пикассо, Дереном. В его живописи этого периода заметно влияние французской школы. Он близок к символизму и арт-деко – очень декоративно и красиво, так много цвета и света! Наиболее авангардными выглядят работы художника-изобретателя Давида Какабадзе. Он был в некотором роде новатором, соединившим естественно-научные знания с искусством. По мнению Какабадзе, его конструктивно-декоративные работы отражали «дух машиниризма», он умело сочетал краски с металлическими деталями, линзами, зеркалами. На выставке можно увидеть фрагменты из фильма режиссера Михаила Калатозова «Соль Сванетии», в создании которого Давид Какабадзе принял участие в качестве художника-постановщика. Отдельный зал посвящен театральным костюмам и эскизам декораций. Трудясь под руководством великого театрального деятеля Константина Марджанишвили, авангардисты Ираклий Гамрекели, Петрэ Оцхели и Кирилл Зданевич внесли в театр и кино Грузии значительные преобразования. Для членов клуба было большим удовольствием увидеть столь широкий обзор грузинского изобразительного искусства очень значимого периода начала века, когда Тифлис называли «маленьким Парижем». Встреча с грузинским искусством завершилась для членов Английского клуба за дружеским застольем в грузинском ресторане «Эларджи», где продолжилось обсуждение выставки. |