ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

12.IV
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
От амбиций Ивана III до золотой сетки Фаберже    Трудно найти еще такое место, где удивительным образом сосредоточились бы практически вся история страны, архитектурное разнообразие стилей, величие произведений лучших зодчих разных времен. Хорошим знаком послужило то, что на момент начала экскурсии по Соборной площади выглянуло солнце.
   Лучилась и сама Ирина Гаврилова, с радостью делясь с гостями поистине бесценной информацией, которую она обрела вот уже 20 лет работая в Музеях Кремля. Но главное, раритетное ее качество – умение погрузить слушателей в ту или иную эпоху, стать свидетелем удивительных событий прошлых времен.
   Соборная – главная площадь московского Кремля. Ей удалось сохранить уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль средневековья. Основу его заложили в первой половине XIV века великие князья московские Иван Калита, а затем Дмитрий Донской. Первые белокаменные храмы не сохранились, но определили пространственную композицию будущей площади.
   В конце XV-начале XVI века, когда Москва стала столицей единого государства, великий князь московский Иван III, возводил достойную для «собирателя земли русской» резиденцию в Кремле, строил новые храмы, дошедшие до наших времен.
   Представляя ансамбль Соборной площади – Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, ансамбль колокольни «Иван Великий», Грановитую палату, Золотую Царицыну палату и церковь Теремного дворца, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов Ирина Евгеньевна рассказывала об истории сооружений. Об обстоятельствах, при которых возникали эти архитектурные шедевры. О той роли, которую они играли в жизни российской знати, иерархов.
   В старину на Соборной площади происходили церемониальные торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров. Они сопровождались обычно пышными воинскими эскортами. Перед Красным крыльцом Грановитой палаты встречали иностранных послов, а в ней проходили дипломатические приемы. На площади устраивали похоронные процессии в Архангельский собор – усыпальницу московских великих князей и царей. Успенский собор был местом, где избирались митрополиты и патриархи и местом погребения многих из них. Редкий по красоте архитектурный ансамбль Соборной площади создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских архитекторов.
   Особое внимание уделила Ирина Гаврилова Успенскому, главному кафедральному собору Русского государства вплоть до 1917 года. Уникальна история его возведения: сначала главный храм страны строили русские зодчие, но почти законченный собор рухнул. Тогда Иван III, говорят, по совету жены, византийской принцессы Софьи Палеолог, пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти, прославившегося гениальностью инженерной мысли. Фиораванти, используя множество архитектурных и инженерных новшеств, соединил русский внешний облик храма, по подобию Успенского собора во Владимире, с решением внутреннего пространства, свойственного итальянским сооружениям.
   Гаврилова рассказала о многочисленных сюжетных композициях росписи храма, его икон, в которых прослежена история человечества в библейской трактовке. Есть там даже фреска, канонизирующая строительство самого собора.
Как известно, весьма негативным образом вошло в историю Кремля нашествие наполеоновской армии в 1812 году. Они осквернили и разграбили соборы, уничтожили иконы, росписи. Из Успенского собора вывезли около 300 килограммов золота. Серебро удалось отбить, впоследствии из него была отлита центральная люстра храма.
   История каждого собора хранит яркие легенды, с ними также знакомила клубных гостей Ирина Евгеньевна, представляя памятники не только как запечатленное в камне миропонимание эпохи, но и как духовную эстафету прежних поколений потомкам.
   Продолжением экскурсии стала особенно значимая в Страстную неделю часть экспозиции Оружейной палаты, посвященная искусству Фаберже. Здесь Ирина Евгеньевна рассказала членам Клуба об истории создания императорских пасхальных подарков, продемонстировала красоту и изящество их ювелирного исполнения.
   Пасха в России всегда была особо почитаемым православным праздником. На рубеже XIX-XX веков она приобрела огромное значение в русской художественной культуре. Для царственных особ дореволюционной России празднование Пасхи означало непременное вручение подарков – родственникам, придворным, служащим Двора, военным и даже простым крестьянам, как это любил делать Александр III.
   Идея превратить пасхальное яйцо в ювелирное украшение пришла в голову Карлу Фаберже. Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году. Тогда уроженец города Пярну, купец второй гильдии Густав Фаберже, владелец небольшой ювелирной мастерской, открыл в Санкт-Петербурге магазин золотых и бриллиантовых вещей. Однако мировую славу фирме принес сын Густава – Карл Фаберже. В 1872 году он возглавил дело и привлек к сотрудничеству лучших ювелиров. В их числе был мастер Михаил Перхин, выходец из простого народа, вскоре ставший ведущим ювелиром фирмы Фаберже. Через Лондонский филиал фирмы продукция Фаберже распространялась по всему свету.
   Однако можно поспорить, сложилась бы судьба Фаберже столь успешно, не будь у него таких заказчиков, как последние Романовы – Александр III и Николай II, не получи в 1885 году фирма Карла Фаберже разрешение именоваться «Поставщиком Императорского Двора».
   Имя Карла Фаберже ассоциируется с блестящим искусством исполнения декоративного пасхального яйца и с так называемым «пасхальным сюрпризом». В каждом подарочном изделии был скрытый секрет, уникальная в сложности конструкция, позволяющая извлечь миниатюрные драгоценные копии крейсера, яхты, поезда, дворца, кареты; открыть медальоны с портретами членов царской семьи и т.д.
   Сюрпризы отражали важные события в истории России того времени, в жизни последних Романовых, взаимоотношения в их семьях, позволяли почувствовать атмосферу эпохи.
   Под стеклом выставочной витрины гордость кремлевской коллекции – десять уникальных пасхальных яиц и множество резных фигурок людей и животных, цветов в хрустальных вазочках, цветочных композиций, исполненных из драгоценных металлов и камней. И за каждым предметом – своя история. Фаберже изготовил умилительную фигурку-миниатюру в знак трогательной привязанности Александра III.
   Представьте себе – рассказывает Ирина Евгеньевна – давно повзрослевший, грузный император всероссийский бежит по дворцовым анфиладам, чтобы скорее встретить, поздравить с Пасхой и одарить свою кормилицу, что пришла повидать своего Сашеньку.
   Хранятся в Оружейной палате работы и других известных русских ювелирных фирм – братьев Грачевых, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, семьи Болин.
   В приватной беседе выяснилось, что Ирина Гаврилова – эксперт по драгоценным камням, любовь к которым унаследовала от родителей-геологов, специалистов по алмазам. Сама Ирина Евгеньевна ведет в Кремле авторскую программу, позволяющую желающим научиться определять качество камней. Приглашает взрослых и детей на мастер-классы по изготовлению эмалей, познакомиться с этими замечательными навыками.


Ольга МУЛЮКОВА
Ольга МУЛЮКОВА:
«То, что мы посмотрели работы Фаберже, вызывает восхищение. Общее представление о них мы имели, но подробный рассказ о каждом уникальном предмете вряд ли где еще найдешь. Я рада, что на этой экскурсии побывал мой сын, его память сохранит впечатления и очень важные исторические факты о стране, в которой он родился и вырос».
Анна МАЛАХОВА
Анна МАЛАХОВА:
«Чувства переполняют, экскурсия не просто интересна. Поражает душевность, с которой Ирина Евгеньевна делилась сведениями, приобретенными в течение своей жизни. Сегодня такая щедрость очень важна».
Римма БАРЕНБОЙМ
Римма БАРЕНБОЙМ:
«Прекрасная экскурсия, мы узнали сегодня столько нового, интересного. Видно, что Ирина Гаврилова – искусствовед, обладатель глубинных знаний, так преподнесла нам свои знания и ощущения, что мы счастливы».
Татьяна МАТВЕЕВА
Татьяна МАТВЕЕВА:
«Удивительная встреча с прекрасным в Кремле. Я не первый раз здесь. Но создалось такое впечатление, что вижу все иными глазами. Я словно увидела красное сукно на площади, блеск золотых куполов соборов Кремля с Поклонной горы, поразила история или легенда о том, почему осталась нетронутой гробница митрополита Ионы. И конечно, потрясают царские подарки, произведения Фаберже».
Лина САПУНОВА
Лина САПУНОВА:
«Удивительный у нас сегодня был экскурсовод. Мало того, что Гаврилова потомственный специалист по драгоценным камням. Рассказ интересен еще и тем, что не только о внешних достоинствах изделий Фаберже шла речь. Это многим известно. Мы узнали, почему столь высока была стоимость произведений. Ведь ее диктовали сочетание камней, сложность изготовления тончайших механизмов, трудность работы с хрусталем, который следовало еще покрыть золотой, платиновой сеткой и т.д.».