ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

20.IV
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
«Дама пик» в контексте    Готовя программу нынешнего сезона, руководство Клуба обозрело лучшие  театральные и кинопремьеры, выставки, происходящие в мире изобразительного искусства – для того, чтобы показать Клубу самое лучшее. И, – призналась Анжелика Матвеева – «мы были удручены, обнаружив, что в нашем кинематографе мало что стоит смотреть в этом сезоне. И очень обрадовались, увидев фильм «Дама пик» Павла Лунгина.
   Во-первых, потому, что Лунгин заявил о себе после большой работы, сериала «Родина». Во-вторых, поняли: «Даму пик» обязательно нужно смотреть и непременно надо познакомить клуб с самим автором».
   У него очень необычная судьба режиссера. Свой первый фильм «Такси-блюз» он снял в 40 лет. Стал обладателем приза Каннского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, после чего попал в поле зрения французских продюсеров.
   С начала 1990-х годов жил во Франции и снимал все свои фильмы при участии французских продюсеров, но по-прежнему – в России и о России. Через 15 лет он вернулся. На вопрос «почему?» однозначно отвечает: «у нас интереснее». Его фильмы оказались не просто интересны, они были дискуссионны, потому что были очень разные по жанрам, по сюжетам, по стилю. Наиболее яркие – «Остров» с Петром Мамоновым. Последняя, сильная работа Олега Янковского пришлась на фильм Лунгина «Царь». Замечательная картина «Дирижер».
   И вот очередная премьера – «Дама пик». Вещь необычная. Но совершенно закономерная в контексте его жизни. Он закончил МГУ, философский факультет, отделение структурной лингвистики. В 30 лет получил образование на Высших режиссерских курсах. Написал сценарии почти для восьми фильмов. То есть к режиссерской деятельности подошел взрослым человеком.
   Есть еще один важный фактор, очень повлиявший на его судьбу. Его удивительная семья. Отец – замечательный сценарист, драматург Семен Лунгин, автор сценариев к фильмам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Жил певчий дрозд», «Розыгрыш», «Агония» и других.
   Мама – Лилианна Лунгина, филолог, переводчик художественной литературы с множества европейских языков: сказки Астрид Линдгрен, пьесы Стриндберга и Ибсена, произведения Шиллера, Гамсуна, Гауптмана, А.Дюма и не только.
   Насколько она была интересным человеком, все узнали, когда в 2009 году на телеканале «Культура» вышел документальный 15-серийный фильм-роман Олега Дормана и оператора Вадима Юсова «Подстрочник». Не просто рассказ Лунгиной о ее судьбе. Монолог о судьбе России.
   Таков контекст, в котором рождался талант Мастера. Так что появление будущего лауреата Каннского кинофестиваля было закономерно.
«   Дама пик» – взгляд на жизнь наших современников через призму романа Александра Пушкина и музыки Петра Чайковского к опере. Героиня фильма Лунгина, оперная дива Софья Майер после долгой эмиграции возвращается в Россию. Певица хочет поставить «Пиковую даму» на сцене, где когда-то играла Лизу. Теперь она будет играть Графиню. Опере предначертан успех. Вкусить славы непременно хочет и молодой тенор Германн. Любой ценой. Но цена эта слишком велика.
   У Лунгина не бывает однозначных фильмов, они все – с глубоким подтекстом. Режиссер, как всегда, препарирует души своих героев. И если с Германном все понятно – несформировавшаяся личность, алчный юноша, при случае и старушку придушить может. Куда интереснее главная героиня. Не утратившая с возрастом инфернальности оперная дива такие сети плести умеет! По рассказам Лунгина, Ксения Раппопорт, привыкшая играть милых интеллигентных героинь, ни в какую не хотела играть тонкую, талантливую, зло извращенную Софью. Она сначала была в панике и стоило больших трудов ее уговорить сняться.
   Обсуждение фильма по его окончании с самим Павлом Лунгиным – тоже в определенном смысле действо. Во-первых, необычна была сама форма общения с режиссером – в виде интервью. Тон задала Анжелика, клубные зрители подхватили.
   Выяснилось, что для Лунгина пушкинская «Пиковая дама» – очень современная вещь. «Я вижу вокруг много молодых Германнов – в кроссовках, в джинсах, готовых продать душу. Вечная ошибка человека, который верит в искусство больше, чем в жизнь. Желание молодости убить, чтобы получить тайный код и выиграть все одновременно. И в результате оказаться в проигрыше. В этом и есть смысл классической культуры: все повторяется. Древнегреческие трагедии возникают и сегодня. И в хрущевках есть свои Медеи».
   А музыкой Чайковского Лунгин всегда был зачарован, считает ее «психоделической». Как специалист в оперном искусстве Елена Опоркова обратила внимание на то, что актеры играют страстно, также и поют. Хотя понятно, зрители слышат голоса профессионалов. Музыка столь удивительным образом воздействует на восприятие, что не ощущается «узелков» соединения. Как это удалось сделать – режиссер тайны не открыл, сославшись на талант актеров и исполнителей за кадром. В числе их –уникальный юный тенор Арсений Яковлев, который пел за Ивана Янковского. Сложную арию Германна Арсений пел по куплету (иначе голос ломается). Потом кусочки склеивали.
   Гарри Бардин, тонко чувствующий классику сказал автору отдельное спасибо «за дуэт двух Лиз» – этакую режиссерскую находку, назвав прием «золотым сечением картины». А Гедиминас Таранда, высоко оценив опыт работы с музыкальной классикой, предложил режиссеру обратиться и к балетной теме.
   На все продолжающуюся череду доброжелательных, хвалебных высказываний Лунгин отреагировал призывом ругаться, не соглашаться и спорить. Не получилось.
   Продолжение «исследования» «Дамы пик» зрителями происходило уже в фойе уютного клубного кинотеатра «Фитиль». Павел Семенович рассказывал о работе над фильмом. Например, о том, что для съемок оперных сцен на Мосфильме была сделана точная копия театра Станиславского! Это было дешевле, чем арендовать театр для съемок.
   Новость о том, что Павел Лунгин стал членом  Московского Английского клуба всех очень обрадовала. Пополнился Клуб и еще двумя новичками – Анной Малаховой, генеральным директором частного акционерного общества «ТЕКОМ» и Аркадием Кернером. Аркадий – Управляющий партнер Группы компаний IBFS United.
   Председатель Правления клуба Олег Матвеев и Члены Совета попечителей  Елена Чайковская и Евгений Герасимов приветствовали вновь вступивших и вручили им Свидетельства и значки члена Клуба. Елена Анатольевна заметила, что благодаря Павлу Лунгину вечер получился очень эмоциональным. «Вы поставили гениальную оперу, думаю, вам, с вашим видением классики, классической музыки, нужно поставить «Пиковую даму» в Большом или в Мариинском».
   А Герасимов напомнил о ценности клубного общения. «С одной стороны его отличает избирательность. С другой, он уникален тем, что можно общаться на любые темы, с разными людьми – очень талантливыми, состоявшимися в своей профессии. Это очень важно. Для меня Английский клуб важен еще и потому, что в свое время в нем был Александр Пушкин». И, несколько отредактировав поэта, процитировал:
«Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, вашей службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
Бог помочь вам, друзья мои!».
   На экране в фойе заманчиво мелькали рекламные ролики путешествий, в которые приглашает членов Клуба партнер клубных мероприятий компания «Via maris». Вот уже 10 лет она занимается организацией морских и речных круизов. Участникам вечера вручали каталоги и специальные сертификаты.
   Еще долго члены клуба делились впечатлениями от фильма и наслаждались общением.
   Слова Елены Азарх выразили общее мнение: «Это философско-музыкальный фильм, слияние талантов Чайковского и Пушкина, идей позапрошлого века, погруженных в нашу действительность. Мы понимаем – это для нас и про нас. Замечательный сценарий, талантливо воплощенный в фильме, захватил зал, держал всех в напряжении и, я уверена, еще долго будет о себе напоминать».


Павел ЛУНГИН
Павел ЛУНГИН:
«Что мы можем в наше время противопоставить захватывающему души интернету – только маленькие сообщества, кулуарные общения, избранность людей – когда мы узнаем друг друга в лицо, разделение общих радостей. Спасибо за приглашение!».
Алла КОЖЕНКОВА
Алла КОЖЕНКОВА:
«Ярко, суперталантливо сделано, драматичный сюжет, продемонстрирован актерский талант. Получилась очень современная, как вся гениальная классика, история».
Андрей НЕЧАЕВ
Андрей НЕЧАЕВ:
«Я очень рад, что мой друг и политический единомышленник решился на этот опасный эксперимент – влиться в наше сообщество».
Анна МАЛАХОВА
Анна МАЛАХОВА:
«Я - бывшая жительница Украины, Луганска. Живя там, я слышала о Московском Английском клубе и мечтала стать его членом. Очень рада тому, что моя мечта сбылась».
Ирина КЛИМЕНКО
Ирина КЛИМЕНКО:
«Прежде всего – прекрасная игра актеров. Во-вторых, когда смотришь фильм, обнаруживаешь, что он наполнен разными, но очень значимыми смыслами: «вся жизнь игра: сегодня ты, а завтра я». Виртуозная манипуляция Софьи Германном – по сути продиктована желанием певицы «вытянуть» талант молодого исполнителя. Прав Лунгин, я, как бизнесвумен, тоже убеждаюсь, молодежь хочет получить все и сразу, нисколько не трудясь. Как в казино».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«Я смотрел фильм «Остров», мне казалось, что это пик карьеры Павла Лунгина. Оказывается, он может превзойти самого себя, покорить очередную вершину. Очень талантливо сделано».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Сложные темы – самореализация молодого талантливого человека, взаимоотношения разных поколений. Сюжет туго закручен, но он абсолютно жизненный. Сильный фильм».
Александр ГАЛИБИН
Александр ГАЛИБИН:
«Павел Семенович, вы – философ. Именно на этом уровне вы дали размышление о сегодняшнем дне. Я смотрел с замиранием сердца».