Зинаида Серебрякова сыграла важную роль не только в стилистическом развитии национальной школы живописи, но и сформировала новое отношение к личности художника-женщины. Участница объединения «Мир искусства» Серебрякова символизирует образ независимой художницы рубежа XIX–XX веков. Членам Московского Английского клуба экспозицию представила куратор выставки, искусствовед Ермакова Татьяна Андреевна и это, конечно, была не стандартная экскурсия, а серьезный разговор о судьбе и творчестве художницы. Только куратор проекта, который с первого дня, с первой картины и до последней запятой в каталоге, контролировал весь процесс создания экспозиции, может так эмоционально и глубоко осветить выставку. Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в художественной семье Бенуа — Лансере и с детства была окружена искусством. Ее дедом был архитектор Николай Бенуа, отцом — скульптор Евгений Лансере, а дядей — Александр Бенуа, основатель группы «Мир искусства». После смерти отца семья переезжает из села Нескучное под Харьковом в Петербург, однако Серебрякова неоднократно возвращается туда — на выставке можно увидеть рисунки с изображением семейного имения. В Петербурге художница учится в мастерской княгини Тенищевой, затем у портретиста Осипа Браза, а также копирует произведения старых мастеров в Эрмитаже. Затем юная Серебрякова отправляется в Италию, а затем и во Францию, где учится рисунку в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1924 году она покинет Россию и вернется в Париж навсегда, но этому предшествуют годы успешного творчества на родине. Успех приходит к Серебряковой уже после первой выставки объединения «Мир искусства» с ее участием в 1910 году, где художница показала ставший впоследствии знаменитым автопортрет «У зеркала». Его мы видим на экспозиции одним из первых, как и представленный на отдельном щите автопортрет «Девушка со свечой». Годы до революции становятся для нее периодом расцвета: в это время она пишет автопортреты, сюжеты с крестьянками и купальщицами, работает вместе с Бенуа над эскизами росписей Казанского вокзала. Революция становится для Серебряковой переломным этапом — родное имение в Нескучном сгорело, муж погиб от тифа, а множество работ было уничтожено. После недолгой поездки в Париж она возвращается в Петроград, создает серию работ, посвященных Мариинскому театру, выставляется на Американской выставке и на деньги, вырученные от продаж нескольких картин, окончательно переезжает во Францию. В эмиграции творческая жизнь художницы продолжается, хотя и не так активно. Она создает марокканский цикл и несколько раз выставляется в Париже в 20–30-е годы. Ретроспектива в Третьяковской галерее выстроена по хронологическому принципу и позволяет проследить формирование разных линий в творчестве художницы — от ранних автопортретов до балетных полотен, созданных накануне эмиграции. Отдельный зал на выставке посвящен детям художницы — Тате, Кате, Шуре и Жене. Материнская любовь в работах Серебряковой сочетается с беспристрастной наблюдательностью, эскизы и законченные портреты показывают детей без излишнего кокетства и сентиментальности. Второй этаж выставки полностью посвящен произведениям периода эмиграции. Здесь представлены бельгийские панно, созданные в 1936–1937 годах для барона де Броуэра , а также эскизы, написанные во время поездок в Марокко. Рядом с ними соседствуют портреты русской эмиграции, морские пейзажи и различные этюды. Вдали от Родины Серебрякова провела 43 года. Лишь за два года до смерти, в 1965-м, проходит ее выставка в Москве, а затем — в Ленинграде и Киеве. Сама художница пишет родственникам в письмах: «Все это внимание меня несказанно трогает! Тут ведь во Франции никакого отклика на мое художество нет (да я и не жду)». Сегодня в Зинаиде Серебряковой, наконец, видят одну из наиболее талантливых русских художниц своего поколения. Членам клуба очень понравилась выставка и рассказ Татьяны Ермаковой. Продолжить общение и обменяться впечатлениями об увиденном было решено за ужином в ресторане «Villa del pasta». |