Возможно этим. И еще множеством других факторов. В спектакле в главных ролях три жреца Мельпомены: Александр Ширвиндт в роли мудрого престарелого клоуна; Федор Добронравов – этакий неунывающий русский самородок; Александр Олешко, оголтелый телеведущий – образ собирательный, прототипы узнаются. Автор сценария и постановщик Роман Овчинников назвал действие фантасмагорией. Герои волею судеб оказываются в психиатрической больнице. Руководит всем главврач (Юрий Нифонтов), здоровым его тоже не назовешь. Так что не следует удивляться веселому абсурду, происходящему на сцене. В абсурде, парадоксе, безумии происходящего в доме умалишенных – попытка разобраться в себе, в окружающем мире. Это узнаваемый художественный прием. Особенно ярко он проявлен в великих произведениях, романе Кина Кизи «Протелая над гнездом кукушки» и одноименном фильме Милоша Формана. Режиссера, по невероятной случайности, не стало в день просмотра спектакля, 14 апреля! Как и следовало ожидать, получить исчерпывающий ответ не удалось. Но возникло множество ассоциаций, впечатлений и мнений, поделиться которыми соклубники собрались на традиционной дружеской встрече с участниками спектакля. Открывая ее Олег Матвеев напомнил, что Английский клуб в течение вот уже 22 лет старается не пропускать премьерные спектакли Театра сатиры. «Виновник» сего постоянства – Александр Ширвиндт, один из отцов-основателей Клуба. Вместе с Марком Захаровым они приобщили Клуб к театральному искусству. Некоторые члены сообщества помогали театру в особо трудные времена конца 90-х годов. Возглавив театр, Александр Анатольевич в последнее время не часто радует своих почитателей собственными работами на сцене. И вот после долгого перерыва – яркое высказывание в замечательном актерском ансамбле. С чем от имени Клуба Олег Матвеев поздравил театр, творческий коллектив и самого мэтра. Отдельно добрые пожелания – Федору Добронравову, все искренне волновались за его здоровье. В свойственной ему манере Александр Анатольевич представил участников. «Идеологи спектакля Александр Олешко и Родион Овчинников. Федор Добронравов – нет бы побыть на природе продолжать поправлять здоровье – узнав, что Английский клуб придет, решил вас порадовать. Наш уважаемый Юрий Нифонтов. Девочки наши, красавицы. И непременный помощник режиссера – Вера Левшина». Традиционно члены клуба поделились своими впечатлениями. Владимир Хотиненко поведал, что на протяжение спектакля удивлялся, как все «рифмовалось» с происходящим в мире. Как, если не действиями в сумасшедшем доме можно объяснить пятничную бомбежку США Сирии? Высоко оценив современность спектакля, Владимир Иванович провел аналогию с фильмом Милоша Формана. Иной политический подтекст обнаружил в увиденном Андрей Нечаев. «Временами действие прошибало слезу, в хорошем смысле этого слова. И, как мне показалось, вам, артистам, сама пьеса и то, что вы делали на сцене, – нравилось. Мы смотрели с удовольствием. Хотя спектакль грустный. Я все время ловил себя на мысли о параллели с нашим сегодняшним днем. Мы живем в некотором иллюзорном зазеркалье, откатывающем нас лет на 30-40 назад. Спектакль в каком-то смысле пророческий. Но я очень надеюсь, а вдруг он послужит некоторым предостережением». На что Владимир Хотиненко прореагировал: «не надо политики, это искусство!». Светлана Дружинина, встав на кресло - без страховки - чтобы артисты ее увидели, активно перевела обсуждение в иной регистр. «Этому удивительному коллективу с Александром Ширвиндтом во главе – виват! Все получилось!». Жарко продолжали анализировали увиденное и в кулуарах. Ведь кому-то происходившее не пришлось по душе. Мария Вацик, реаниматолог, считает, что спектакль явно перекликается с ее профессией «Здесь тоже все – на грани. Этот спектакль нужно ассоциировать с чистилищем душ. Разноплановые сцены переживаний заставляют каждого зрителя задуматься о чем-то своем, что его больше всего волнует в глубине души, что, как знать, может позволит решить какие-то внутренние задачи». Алла Коженкова поделилась удивительным открытием: «Есть спектакли вампиры, а есть – доноры. Я сюда пришла усталая, больная. Думаю, сейчас уйду домой. Закончился спектакль – я здоровая, омоложенная на 20 лет, полная сил. Этот спектакль нас питает любовью, которую артисты посылают нам со сцены. А какой обнаружится смысл – дело каждого зрителя. Я увидела спектакль, который делает нас счастливее». Вот такая гамма чувств и ассоциаций. Текст: Виктория Чеботарева Фото: Василий Редкин |