Петербургский режиссер Семен Серзин молод, но он сумел поставить более десятка пьес. В основе этого спектакля – феминистическая пьеса современного польского драматурга Эльжбеты Хованец «Гардения». История четырех поколений одной польской семьи, взаимосвязь четырех женских судеб в исполнении цвета женской части труппы Театра Пушкина – Александры Урсуляк, Анастасии Лебедевой, Эльмиры Мирэль и Натальи Ревы-Рядинской. Судьбы героинь тесно переплетены, но каждая пытается не быть похожей на свою несчастную мать, каждая норовит вырваться из предопределенной жизненной колеи. Они не понимают друг друга, ничего не прощают друг другу. Непонятно, это – нелюбовь или странная форма любви друг к другу? Как и полагается современной польской пьесе, в ней непременно затронуты вопросы национальной идентичности, нескрываемые рефлексии по поводу истории страны, начиная со времен Второй мировой и по сей день. Польской драматургии свойственна обостренная историческая память. Спектакль поразил зрителей простотой, сценографической минималистичностью, шекспировскими страстями и отсутствием фальши, избежать которой театру в любые времена непросто. Режиссер делает ставку на индивидуальность героинь. Актрисы во всю мощь своего таланта разворачиваются в каждой из них. В финале они лепят пельмени и вдруг на четыре голоса запевают знаменитую «Bohemian Rhapsody» – величайшее творение Фредди Меркьюри и группы «Queen». У каждого зрителя в этом небольшом зале свои воспоминания, свои ассоциации, свои внутренние слезы. Прервать их могут только аплодисменты – дань замечательной, филигранной, изящной актерской работе, и очередному режиссерскому откровению Сергея Серзина. Старшина Арт-ложи Максим Дунаевский отметил необыкновенный актерский ансамбль. Но более всего композитора поразил «фокус», явленный в конце представления. «Я все думал, ну чем же может закончиться этот спектакль? И он завершился парадоксально, роскошным музыкальным номером, в котором артистки успешно соревновались с оригиналом». – Я не знаю, кого выделить, кого хвалить в этом спектакле, – отметил режиссер, аниматор Гарри Бардин, – вы все настолько замечательно талантливы, убедительны. Сам спектакль исповедальный: жизнь продолжается по материнской линии, что меня, как мужчину, конечно, оскорбляет, но крупные планы у микрофона особенно меня потрясли, они кинематографически точны. «Есть такая боевая награда – медаль за отвагу. В данном случае она вполне применима и в театральном искусстве. Я бы вручил ее режиссеру спектакля. В искусстве всегда должен быть смелый поступок. И когда он оправдан результатом – звучат искренние аплодисменты». Поздравил актрис и Евгения Писарева и Александр Галибин, актер, режиссер. «Я восхищен игрой. Замечательная идея – осмелиться на эксперименты. Это очень важно, потому что на большой сцене не всегда есть возможность такого яркого, сильного, да к тому же еще женского высказывания. «Гардения» – это гимн женщине. Гимн человеку. Гимн матери. Вы молодцы, вы сумели взять высокую планку. В финале она была поднята на особый, эпический уровень в виде замечательного музыкального подарка. Здорово получилось». Евгений Писарев поблагодарил за внимание к театру – Клуб далеко не первый раз знакомится с его премьерами – и рассказал о творческой лаборатории. «Все находятся в поиске новых имен, пару лет назад мы пространство филиала театра отдали под творческую лабораторию, где молодые таланты пробовали свои силы. И нам не хочется ошибиться, и режиссерам хочется найти себя. Было 10 работ, все хороши. Но пьеса «Гардения» обратила на себя особое внимание. Порепетировав, практически через неделю мы уже выпустили спектакль». Вышел он в мае. Хотя это совсем не развлекательная история, билеты на «Гардению» раскупаются на несколько месяцев вперед, как только появляются в продаже. Публика оценила новинку. И худруку это очень греет душу. Цветы от Английского клуба и поздравления во время дружеского фуршета дополнительно подняли настроение участницам спектакля. Клубные театралы присоединились к столичной театральной критике, высоко оценившей эту экспериментальную работу. «Это обязательно надо смотреть!». Текст: Виктория Чеботарева Фото: Василий Редкин |