В последнее десятилетие мир переживает бум документального кино. Люди устали от высокотехнологичных блокбастеров, им хочется чего-то «живого», реальных ситуаций, реальных людей. Проходят международные фестивали неигрового кино, серьезные режиссеры обращаются к документалистике, отмечаются многомиллиардные просмотры в интернете – молодежь проявляет интерес к доккино. Есть интересные, очень достойные работы. Вот только широкой публике их негде смотреть. В Москве, впервые в России, появился кинотеатр, специализирующийся на документальном и фестивальном кино. Но это не просто уютный кинозал. Это культурный, образовательный Центр, где проходят творческие вечера, интересные показы, мастер-классы, конференции и кинофестивали. То есть делается все, чтобы документальное кино демонстрировалось для широкой аудитории и стало зрительским. Эту клубную встречу решено было провести именно в этом зале прежде всего, чтобы познакомиться с самим Центром. И, конечно, поговорить о кино в связи с предстоящей очень серьезной датой – 100-летием ВГИКа. Как Государственная школа кинематографии он был основан 1 сентября 1919 года. Невероятная вещь, прошло лишь полтора года, как свершилась революция. В стране голод, холод, разруха, и один из первых указов касается кинематографии. Кино в массы. Вот уж действительно: «Из всех искусств для нас важнейшим является...». Много за это время сделано в институте, из него вышли лучшие режиссеры, он – основа достижений в области кинематографии России и сегодня. Приятно, что в Английском клубе есть два человека, имеющие непосредственное отношение к ВГИКу. Люди с огромным стажем преподавания. Профессор кафедры режиссуры на Высших курсах режиссеров и сценаристов игрового кино Владимир Хотиненко и киновед Татьяна Яковлева-Хотиненко, преподаватель истории зарубежного кино. Клуб обратился к ним, чтобы узнать, что такое сегодняшняя киномолодежь, чем они дышат, что трогает их души? Владимир Хотиненко подготовил специальную программу. Для начала он показал документальную картину под названием «Планета Железяка», и это не случайно, ведь В. Хотиненко много лет вел блестящую программу на канале "Культура" - "Смотрим...Обсуждаем...", посвященную документальному кино. Сделанная с большой иронией 15-минутная короткометражка рассказывает о небольшом российском местечке, где не ловит телефон. Вот вся деревня и ходит звонить на железнодорожные пути, потому что это единственное место, где можно поймать сигнал. Балансируя на рельсе, мама разговаривает с сыном, который служит в армии, девочка беседует с сестрой... Местная полиция запрещает звонить с железнодорожных путей. А они идут и звонят. Забавно. Необычно. Грустно. Фильм очаровал зрителей и послужил поводом к серьезному осмыслению не только самой картины, но и такой знакомой ситуации в России - безысходности. Хорошее документальное кино – это честно. Потому что о настоящей жизни, о ее проблемах, о ее нелепостях, о смешном и невеселом. И, конечно, о любви. Этой теме была посвящена другая часть программы. Открывала ее дипломная работа Анны Артамоновой «Besame mucho» – история нескольких поколений одной семьи. Жизнь каждого поколения пронизывает проникновенная мексиканская «канцона». Чудесный, замечательно снятый молодой девушкой фильм. Как рассказал о своей студентке Владимир Иванович, она очень открытый, светлый человек. В фильме чувствуется изумительная перекличка личности режиссера и того, что и как она сняла. Душа, энергетика человека непременно отразится на пленке. Это закон. Следующим эпизодом программы был альманах студенческих работ, будущих режиссеров. Владимир Хотиненко предварил этот показ небольшой преамбулой о том, что Мобильные телефоны проникают во все большие стороны нашей жизни, вызывая соответствующие перемены. Гаджеты позволяют делать все более качественные фото и видео, почти как профессиональными камерами. Более четкое изображение, возможность снимать в движении, в непосредственной близости – все это позволяет лучше передать состояние героя. Так смартфоны входят в документальное кино. iPhone Film Festival пятый год собирает лучшие фильмы и видео со всего мира. Фильмы, для которых нужен лишь талант и креативность, а не многомиллионные бюджеты. На последнем кинофестивале в Каннах показали фильм Стивена Содерберга, снятый по «современной технологии». Владимир Хотиненко предложил своим студентам снять на мобильный мини-фильм на тему «Объяснение в любви». Они сняли. И поразили Мастера невероятным разнообразием понимания темы и исполнения. Для просмотра из общего числа отобрали 12 эпизодов, по 2-3 минуты. Лирические, мелодраматические. Как отмечали потом зрители, их объединяло лишь одно – ирония и юмор. В них не было, казалось бы, так подобающей такому моменту серьезности. Зато в каждом чувствовалось дыхание молодости. Не поддаться такому настроению было невозможно – все в зале улыбались. В завершение посмотрели дипломную работу выпускника ВГИКа, одного из любимых учеников Хотиненко – Александра Цоя. Фильм тоже о любви, о мечте, но уже с жесткой подачей профессионала, серьезного режиссера. В качестве бонуса, на бис Владимир Иванович показал уже знакомый клубным кинолюбителям фильм Александра Цоя, который, среди прочих студенческих работ, многие видели на юбилее Хотиненко. Поразительная двухминутная зарисовка, с некой восточной мудростью говорящая о зарождении жизни. На этой высокой ноте закончился кинопоказ. Но никто не встал с кресел, хотелось поговорить об увиденном, прочувствованном, что-то уточнить. Продолжился разговор о кино и в модном кафе Центра - «Proviant». Поговорили о будущих встречах. Члены Клуба попросили Владимира Хотиненко, замечательного рассказчика, в следующем клубном сезоне обязательно сделать творческий вечер. Повод – 100-летие ВГИКа, навеял очень интересную тему: познакомиться с хранящимися в архивах института дипломными работами его великих выпускников. Надо признать, вечер был неожиданным даже для членов Английского клуба, для которых самые необычные знакомства – норма. Гости же восприняли произошедшее с нескрываемым удивлением. Такой доброй, объединяющей всех атмосферы интеллектуального отдыха в иных клубах наблюдается не часто. Текст: Виктория Чеботарева Фото: Василий Редкин |