ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

14.IV
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
«Где мы?...». И длинная цепь ассоциаций    Вопрос «Где мы?» подразумевает «Кто мы?», «Куда мы идем?» и множество иных попыток разобраться в себе, в общественном пространстве, его устройстве и взаимодействии с ним. Подобные вопросы издавна беспокоит человечество вообще и каждого человека в частности. Не этим ли объясняется ажиотажный интерес к премьерному спектаклю в Театре сатиры с таким многообещающим названием?
   Возможно этим. И еще множеством других факторов. В спектакле в главных ролях три жреца Мельпомены: Александр Ширвиндт в роли мудрого престарелого клоуна; Федор Добронравов – этакий неунывающий русский самородок; Александр Олешко, оголтелый телеведущий – образ собирательный, прототипы узнаются.
   Автор сценария и постановщик Роман Овчинников назвал действие фантасмагорией. Герои волею судеб оказываются в психиатрической больнице. Руководит всем главврач (Юрий Нифонтов), здоровым его тоже не назовешь. Так что не следует удивляться веселому абсурду, происходящему на сцене. В абсурде, парадоксе, безумии происходящего в доме умалишенных – попытка разобраться в себе, в окружающем мире. Это узнаваемый художественный прием. Особенно ярко он проявлен в великих произведениях, романе Кина Кизи «Протелая над гнездом кукушки» и одноименном фильме Милоша Формана. Режиссера, по невероятной случайности, не стало в день просмотра спектакля, 14 апреля!
   Как и следовало ожидать, получить исчерпывающий ответ не удалось. Но возникло множество ассоциаций, впечатлений и мнений, поделиться которыми соклубники собрались на традиционной дружеской встрече с участниками спектакля.
   Открывая ее Олег Матвеев напомнил, что Английский клуб в течение вот уже 22 лет старается не пропускать премьерные спектакли Театра сатиры. «Виновник» сего постоянства – Александр Ширвиндт, один из отцов-основателей Клуба. Вместе с Марком Захаровым они приобщили Клуб к театральному искусству. Некоторые члены сообщества помогали театру в особо трудные времена конца 90-х годов.
   Возглавив театр, Александр Анатольевич в последнее время не часто радует своих почитателей собственными работами на сцене. И вот после долгого перерыва – яркое высказывание в замечательном актерском ансамбле. С чем от имени Клуба Олег Матвеев поздравил театр, творческий коллектив и самого мэтра. Отдельно добрые пожелания – Федору Добронравову, все искренне волновались за его здоровье.
   В свойственной ему манере Александр Анатольевич представил участников. «Идеологи спектакля Александр Олешко и Родион Овчинников. Федор Добронравов – нет бы побыть на природе продолжать поправлять здоровье – узнав, что Английский клуб придет, решил вас порадовать. Наш уважаемый Юрий Нифонтов. Девочки наши, красавицы. И непременный помощник режиссера – Вера Левшина».
Традиционно члены клуба поделились своими впечатлениями.
   Владимир Хотиненко поведал, что на протяжение спектакля удивлялся, как все «рифмовалось» с происходящим в мире. Как, если не действиями в сумасшедшем доме можно объяснить пятничную бомбежку США Сирии? Высоко оценив современность спектакля, Владимир Иванович провел аналогию с фильмом Милоша Формана.
   Иной политический подтекст обнаружил в увиденном Андрей Нечаев. «Временами действие прошибало слезу, в хорошем смысле этого слова. И, как мне показалось, вам, артистам, сама пьеса и то, что вы делали на сцене, – нравилось. Мы смотрели с удовольствием. Хотя спектакль грустный. Я все время ловил себя на мысли о параллели с нашим сегодняшним днем. Мы живем в некотором иллюзорном зазеркалье, откатывающем нас лет на 30-40 назад. Спектакль в каком-то смысле пророческий. Но я очень надеюсь, а вдруг он послужит некоторым предостережением».
   На что Владимир Хотиненко прореагировал: «не надо политики, это искусство!».
   Светлана Дружинина, встав на кресло - без страховки - чтобы артисты ее увидели, активно перевела обсуждение в иной регистр. «Этому удивительному коллективу с Александром Ширвиндтом во главе – виват! Все получилось!».
   Жарко продолжали анализировали увиденное и в кулуарах. Ведь кому-то происходившее не пришлось по душе. Мария Вацик, реаниматолог, считает, что спектакль явно перекликается с ее профессией «Здесь тоже все – на грани. Этот спектакль нужно ассоциировать с чистилищем душ. Разноплановые сцены переживаний заставляют каждого зрителя задуматься о чем-то своем, что его больше всего волнует в глубине души, что, как знать, может позволит решить какие-то внутренние задачи».
   Алла Коженкова поделилась удивительным открытием: «Есть спектакли вампиры, а есть – доноры. Я сюда пришла усталая, больная. Думаю, сейчас уйду домой. Закончился спектакль – я здоровая, омоложенная на 20 лет, полная сил. Этот спектакль нас питает любовью, которую артисты посылают нам со сцены. А какой обнаружится смысл – дело каждого зрителя. Я увидела спектакль, который делает нас счастливее».
   Вот такая гамма чувств и ассоциаций.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


Федор ДОБРОНРАВОВ
Федор ДОБРОНРАВОВ:
«Спасибо за то, что вы пришли. Все так складывалось, что я мог бы не выйти на сцену, не стоять здесь перед вами. Но молитвами многих людей я обрел силы. Бог сказал – повесели еще людей».
Елена КУЦКОВА
Елена КУЦКОВА:
«Мне понравился спектакль. Непростой, многозначный, затрагивающий разные сферы – от общественных до исключительно личных. Понять до конца идею спектакля, пожалуй, мне не удалось. Но в любом случае, он заставляет задумываться и домысливать что-то свое. В этой неоднозначности, наверное, и состоит сила искусства».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Я смотрел спектакль и думал о «Пролетая над гнездом кукушки», где впервые глубоко и остро было показано, что психиатрическая клиника и действительность – почти одно и то же. Но в какой бы степени трагизм ни звучал в пьесе – должна открываться перспектива. И здесь она видна. И еще. Нельзя не отметить замечательную сценографию Виктора Шилькрота. Инженерные технологии на самом высоком уровне».
Римма БАРЕНБОЙМ
Римма БАРЕНБОЙМ:
«Где мы?...» – удивительный взгляд «изнутри» на жизнь артистов, а по сути – и на нашу жизнь тоже».