Готовили ее целый год, подбирая уникальные экспонаты из собраний двадцати трех музеев и архивов России. Директора одного из них, Всероссийского музея А.С.Пушкина, Евгений Богатырев представил соклубникам, добавив: Сергей Михайлович Некрасов – член Санкт-Петербургского Английского клуба. Музейный комплекс в Питере и Пушкине, который Сергей Михайлович возглавляет, включает музеи-квартиры А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова и музей-усадьбу Г.Р.Державина. Их «вклад» в экспозицию значителен. Интерес членов Клуба к выставке подогревался еще и тем, что большинство ее «участников - писателей» состояли в разное время членами Английского клуба. К юбилею музея из квартиры-музея А.С.Пушкина на Мойке доставили знаменитый Нащокинский домик. Нет, Павел Нащокин, меценат, коллекционер, ближайший друг Александра Пушкина, охотником не был. Но был завсегдатаем Английского клуба, дружил практически со всеми литераторами того времени. Не взглянуть на «Маленький домик», как называл его Павел Воинович, было невозможно. В миниатюрной копии дворянского дома размером 2,5 на 2 метра детально воссоздана обстановка и быт начала XIX века, вплоть до фортепиано, люстр и книг. Мебель заказывали в мастерской братьев Гамбс, фарфоровый сервиз – на подмосковном заводе Попова. Пушкин с интересом следил за созданием домика и давал Нащокину советы по его обустройству. По выставке «С ружьем и лирой» гостей провела экскурсовод Лариса Петровна Грушкова, поражая всех знанием биографий писателей, тонкостей их увлечений охотой и рыбалкой, особенностей взаимоотношений друг с другом и, конечно, цитат. В авторской литературе тема охоты начала появляться в конце XVIII века, в произведениях Александра Сумарокова и Гавриила Державина. Но это еще была проба пера. А вот в XIX веке охота является уже частью не только усадебной жизни, но и всей русской культуры, что ярко отразил Александр Пушкин в произведениях «Повести Белкина», «Граф Нулин». Поэт, писатель, публицист Николай Некрасов, кроме «коммерческих» игр в карты в Английском клубе, чаще завершавшимися выигрышами, страстно увлекался псовой охотой, а в зрелом возрасте пристрастился к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»). И никогда не жалел денег на качественные охотничьи ружья и собак. Это увлечение сдружило Некрасова – до поры до времени –с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, который обессмертил себя «Записками охотника». Увлечение Тургеневым охотой переросло в страсть. Бывало, что целыми сезонами не выпускал из рук ружья, исходил тысячи верст, любил слушать охотничьи истории. Книги Сергея Аксакова о рыбалке и охоте отличал от многочисленных руководств его времени высокий художественный уровень текста. Лев Толстой получивший от отца хорошее охотничье образование, в волю отдался этой страсти будучи на Кавказе, бродил с ружьем в Ясной Поляне. Но с возрастом писатель поменял отношение к «злой забаве», что объяснялось гуманистическими аспектами его вегетарианства. А вот и Алексей Константинович Толстой, писатель, поэт, драматург – из рода Толстых, был страстным охотником на протяжении всей жизни. В отличие от современников Чехов предпочитал рыбалку. Перед глазами проходили судьбы великих людей. Выяснилось, что охотились Лесков, Блок, Бунин, был и страстным охотником Куприн. Донской охотник – Михаил Шолохов был знатоком тонких особенностей донской рыбалки. Музей заповедника Шолохова в Вешенской щедро поделился на время выставки своими экспонатами. Клубные гости увидели охотничье оружие и атрибуты XVIII-XIX веков, предметы декоративно-прикладного искусства того времени, изображения сцен охоты и рыболовства в живописи, графике и скульптуре, редкие издания литературных произведений, личные вещи писателей прошлого века. Охота и рыбалка были источником вдохновения для Островского, Лескова. А вот Пришвин уже больше любил ходить по лесу с фотоаппаратом. А какие истории о своем единении с природой писали Паустовский, Федин, Нагибин, Бианки, Астафьев и множество других творческих людей. После такой выставки непременно хотелось обсудить увиденное за легким совместным ужином – тем более, что появилась такая добрая клубная традиция. На этот раз в уже знакомом ресторане «Эларджи». Интерьер в стиле грузинского дома, аутентичная кухня, уютная, почти домашняя обстановка располагали к беседе. В группе оказалось три заядлых охотника. Приятель Дмитрия Городецкого Андрей Федянин, в прошлом член клуба - любитель поучаствовать в сафари в Намибии, Андрей Нечаев и давний член Клуба Вячеслав Печников, который в этот вечер раскрылся соклубникам с необычной стороны. Оказалось, что для него охота – не случайное, периодическое событие, а вполне осознанное занятие, обогащенное своей философией. Любовь и интерес к охоте у Вячеслава возникли еще в юношеские годы. После службы в Афганистане он сказал себе, что больше никогда не возьмет оружия в руки. Но спустя 20 лет, приняв приглашение приятеля, все-таки нарушил его. Вернуться он к увлечению уже на современном цивилизованном уровне, в охотничьем хозяйстве, по всем правилам. А их немало: определенное время охоты на дичь или дикого животного, приобретение лицензий и т.д. Знакомил Вячеслав с новой для собравшихся областью не только как юрист, но и как увлеченный человек, рассказывающий о чем-то очень личном. О том, что это не просто занятие для тех, кто любит побродить с ружьем по лесу, наслаждаясь природой, послушать в мужской компании охотничьи истории. В конце концов – это исконно мужское дело – испытать свои силы, проявить смелость, развить интуицию и способность принимать волевые решения, соревноваться с друзьями. У охоты есть и прагматичный аспект. Организованная охота дает возможность регулировать популяции диких животных. На средства от продажи лицензий егеря подкармливают диких зверей и птиц, организуют эффективную охрану охотничьих угодий от браконьеров. Это меняет отношение к охоте, формирует иной взгляд на положение вещей в мире. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников события |