ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

30.I
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
Провидение всегда звонит дважды    Живи сегодня и думай о будущем – негласный девиз клубного существования. Всегда хочется узнать, а что впереди? Следуя этому принципу Анжелика Матвеева постоянно анонсирует предстоящие встречи. Так, 1 марта Клуб идет в Центр документального кино на Зубовском бульваре. Прежде всего, чтобы познакомиться с местом, созданным для тех, кто любит интеллектуальное кино. А еще, чтобы посмотреть фильм-альманах, в котором собраны работы учеников кинорежиссера Владимира Хотиненко на Высших режиссерских курсах. Задание было – снять короткий фильм на тему «объяснение в любви»... на мобильный телефон. Разве не интересно?
   Не забывает Владимир Иванович и об эстетическом окормлении соклубников. Он предложил Татьяне познакомить Дам с его любимым фильмом – «Почтальон звонит дважды» американского режиссера Боба Рейфелсона.
   Это экранизация знаменитого романа Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». Роман написан в 30-е годы, сразу после Великой депрессии в США и очень хорошо передал ее атмосферу, дух того тяжелого для Америки времени, в котором обесценивалось все, в том числе и чувства.
   Кейн был родоначальником направления, называемого крутой детектив, так что сюжет далеко не безынтересен и в этом смысле.
   Бродяга нанимается в работники в придорожное кафе к пожилому господину. Вместе с изнывающей в бесстрастном браке его молодой женой они решают убить ее мужа. Со второй попытки задуманное удается.
   Название фильма и книги носит иносказательный характер – как и почтальон, провидение всегда звонит дважды. Судьба все равно приводит героев туда, куда они должны прийти. Ирония их судьбы в том, что слепая Фемида оправдывает преступника, а затем признает его виновным в том убийстве, которого он не совершал.
   Тема экранизаций широко распространена в кинематографе. Одним из увиденных Дамами в конце минувшего года «переводов» с языка литературы на язык кино была картина «Последний магнат», поставленная по известному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Кейну в этом смысле особенно повезло. Его роман экранизировали четырежды.
   Великий режиссер Жан Ренуар как-то сказал «Глупо думать, что фильм определяется фабулой, он определяется совсем другим, в этом заключается искусство режиссуры». То есть важно не «что», а «как».
   Татьяна предложила убедиться в том, что каждая экранизация этого романа представляет собой особую интерпретацию произведения, где авторы реализует свои эстетические критерии, показав один и тот же эпизод из двух картин. Первый фильм «Последний поворот» француза Пьера Шеналя не так интересен, как последующие.
   Лукино Висконти назвал свой фильм «Одержимый». Он снят его в 1942 году, перенеся действие из Америки в Италию. Режиссеру было очень важно показать – еще во времена фашизма в Италии – проблески желания свободы, другой жизни. Так появился новый герой в итальянском кино. А сам фильм «Одержимый» считается родоначальником неореализма.
   Третья экранизация романа Кейна, 1946 года, принадлежит малоизвестному режиссеру Тэю Гарнетту. Американцы любят его фильм «Почтальон всегда звонит дважды», потому что он – один из ключевых фильмов «нуар», яркого послевоенного направления. Как во всех таких произведениях, там есть роковая блондинка, ее играет Лана Тернер.
   Затем последовал полностью очень яркий пример экранизации романа – «Почтальон звонит дважды». Боб Рейфелсон снял его в 1981 году. Одну из главных ролей здесь играет гениальный Джек Николсон. Фильм снят, когда за плечами у актера уже были фильмы «Пролетая над гнездом кукушки», «Сияние», картина того же Боба Рейфелсона «Пять легких пьес». Но образ героя Джека Николсона не был столь ярким, если бы его партнершей не была страстная и сексапильная Джессика Ланж. Это их звездный дуэт.
   Боб Рейфелсон был одним из режиссеров так называемого Нового Голливуда. Поэтому в фильме на первый план выходит мотив бунтарства, который пришел в Новый Голливуд в конце 60-х годов, когда казалось, что с классическим Голливудом (живущим по кодексу Хейкса, запрещавшим показывать даже долгий поцелуй) покончено. Вместе с молодыми режиссерами в кино ворвались прежде запретные темы. Появлялись сцены страсти, режиссеры не боялись, что герои их фильмов вызывают меньше симпатии, а где-то даже и отвращение.
   После фильма, как обычно, небольшая компания Дам отправилась в кафе. И там возникла удивительная ситуация. Никогда увиденному фильму не посвящалось практически все, хотя и краткое, время, проведенное за чашечкой кофе. Разбирались характеры героев, мастерство актеров, удивительная убедительность кинематографической реальности, атмосфера безысходности целого поколения. В итоге Дамы, констатировали – современным сценаристам, режиссерам и исполнителям не хватает ни таланта, ни страсти, ни актерской энергии, чтобы подняться до высот былых гениев экрана.

Текст: Виктория Чеботарева.


Елена ОПОРКОВА
Елена ОПОРКОВА:
«Сегодня, впрочем, как всегда, Татьяна нас удивила. В фильме работают уникальные актеры. Великолепный сценарий, потрясающая игра, многозначные детали, продумана, найдена особая атмосфера. Все это существует в дивной гармонии и все вместе создает уникальное произведение. Вот то самое настоящее кино, по которому все мы сейчас скучаем. Это надо смотреть, пересматривать. Вот золотой фонд кинематографа».
Ирина КЛИМЕНКО
Ирина КЛИМЕНКО:
«Удвительно, но сегодня уровень даже лучших исполнителей, их лучших ролей в лучших фильмах, как наших, так и американских, гораздо ниже того, что представляет история киноскусства».
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Унылая действительность, безысходность, рутина – а какие шекспировские страсти разыгрываются на этом фоне!»
Лина САПУНОВА
Лина САПУНОВА:
«Мне этот фильм показался безусловным шедевром, но прошлого киноискусства. Может быть помешало то, что я читала роман, и поэтому сопереживать киногероям не удалось...».