ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

21-24.IX
КЛУБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
КЛУБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
В музейно-историческом контексте    Кто-то сказал, что Питер – это большой магнит. Он манит, тянет к себе. Но никогда не открывается полностью. А значит, каждый раз есть шанс «открыть» его для себя с какой-то новой стороны. Даже если ты родился там, жил, учился. Вот такой загадочный город.
   Каждый день пребывания Клуба в городе на Неве проходил под своим знаком. В первый день Елена Опоркова, петербурженка, некогда учившаяся в Ленинградском театральном институте (его окончила и Алла Коженкова), предложила отправиться в малознакомый Эрмитаж, где ее подруга Наталья Орлова возглавляет Эрмитажный театр.
   На этот раз знаменитый музей предстал не только в качестве сокровищницы предметов живописи и прикладного искусства. Гости почувствовали атмосферу императорской резиденции, ее богатой истории, прихотливого архитектурного развития.
   Эрмитажный театр был построен при Екатерине II в 1783-1787 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги на месте, где стоял Зимний дворец Петра I.
   Долгое время считалось, что Зимний дворец Петра I, тот самый дворец, где он и скончался, потерян навсегда. Только в XX веке обнаружилось, что при строительстве Эрмитажного театра Кваренги сохранил не только стены цокольного и первого этажей петровского дворца, а также целые группы помещений. Подробно рассказал об этом высокий профессионал, заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» Эрмитажа Сергей Нилов.
   Никто в группе не знал об этой находке. Каково же было увидеть организованный под Эрмитажным театром музей, где восстановлены комнаты царя, кабинет, с экспозицией истинных вещей Петра, столовая, токарная, Парадный двор... Один из самых молодых, а по сути, один из самых старых музеев Эрмитажа.
   Сергей Нилов, сопровождая интереснейшим повествованием, провел гостей по залам Эрмитажа. К зданию театра примыкает галерея Рафаэля, уникальная копия Лоджии Рафаэля в Ватикане, пленившей в свое время воображение императрицы Екатерины II.
   Группа побывала в зале Рембранта, крупнейшего представителя золотого века голландской живописи. Восхитилась лучшими работами мастера Возрождения Леонардо Да Винчи. По пути шел разговор о знаменитых вазах из малахита, уникальных часах «Павлин» и других исключительных по своим достоинствам произведениям искусства.
   Беседа о музее продолжилась за бокалом шампанского в огромном кабинете Натальи Орловой. Из окна начальника Театрально-просветительного отдела Эрмитажа, как официально звучит ее должность, открывается потрясающий вид на стрелку Васильевского острова.
   Вечером путешественники ужинали в одном из старейших и роскошных дворцов Санкт-Петербурга, построенном в 1752 году под руководством архитектора Растрелли – Строгановском дворце.
   Поприветствовать Московский клуб пришли старожилы Санкт-Петербургского Английского собрания, члены Попечительского совета – Сергей Алексеев, Сергей Гирдин и Дмитрий Тютин.
   В своих выступлениях они поблагодарили московских соклубников за тот огромный вклад в возрождение Петербургского Английского клуба, которое состоялось 20 лет назад. Особую признательность они выразили Олегу Матвееву, который первые несколько лет возглавлял и Петербургский клуб в качестве Председателя его Правления.
   Клубы договорились ближе общаться и, возможно, организовывать совместные проекты.
   Приятными сюрпризами вечера стали прекрасный голос оперного тенора и проход по древним винным погребам, используемым по своему предназначению и сегодня.
   Гатчине, загородной императорской резиденции, был посвящен второй день. Как оказалось, никто из группы не был в этом архитектурном дворцово-парковом музее-заповеднике, занимающем сегодня 146 га.
   Любопытна история дворцово-паркового ансамбля. В 1765 году Екатерина II пожаловала фавориту Григорию Орлову Гатчину, как загородную охотничью резиденцию. После его смерти Екатерина передала ее сыну Павлу.
   Триумфальный этап гатчинской истории – эпоха правления Александра III, человека с азартом предававшегося охотничьим забавам. Тогда Гатчина была официальной резиденцией императора. В этот период началось активное благоустройство города и дворца.
   Большой Гатчинский дворец сочетает в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. Вокруг был создан пейзажный парк в «английском вкусе» с множеством разных озер, рек, водное пространство украшали мосты.
   Во время Великой отечественной войны Гатчина была оккупирована, но пострадала меньше, чем остальные резиденции. Однако пожаром была уничтожена отделка всех дворцовых залов.
   Восстановление интерьеров началось в 1976 году и продолжается до сих пор.
   Каково же было удивление, когда члены Клуба за внешне строгим, серым, сдержанным фасадом здания дворца обнаружили пышное убранство залов, комнат. С какой гордостью сотрудники музея рассказывали о своей работе.
   Парком долгое время никто не занимался. Лишь в последние три года в нем ведутся значительные благоустроительные, ландшафтные работы. Прогуляться по нему, полюбоваться – огромное удовольствие.
   Была и другая немаловажная причина побывать в музейном комплексе. Пригласил Клуб в музей-заповедник его директор Василий Панкратов, по просьбе своего друга, члена Московского Английского клуба Евгения Богатырева, директора Государственного музея А.С. Пушкина.
   По окончанию осмотра музея и парка, на фуршете разговор о Гатчине перешел в обсуждение музейного дела вообще. Василий Панкратов, Юрий Богатырев, Александр Шолохов (возглавлявший Музей-заповедник М.А. Шолохова в Вешенской), Владимир Толстой (бывший директор музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», а сегодня Советник Президента РФ) – четыре коллеги и товарища, которые, с обывательской точки зрения, занимаются скучным, «пыльным» музейным делом, а по сути – на разных уровнях, в разных ипостасях – воссоздают отечественную культуру. Эта тема всегда была близка и Московскому Английскому клубу, отстоявшему территорию Музея-усадьбы «Архангельское» от растаскивания на «дачи».
   Вечером музейно-исторический контекст путешествия был микширован несколько иным жанром. Большой концертный зал «Октябрьский» открывал сезон единственным концертом Александра Розенбаума. Многие бывали на его концертах лет 20-30 назад и рады были убедиться, что артист по-прежнему обладает огромной харизмой, способностью владеть вниманием и эмоциями публики.
   Следующий день, посвященный балету, начался с посещения на улице Зодчего Росси исторического здания, в котором располагается Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой. Попасть сюда просто так, «с улицы» невозможно. Помогла договоренность Елены Анатольевны Чайковской с ее другом, ректором Академии Николаем Цискаридзе. К сожалению, сам Николай в это время был вызван в Москву и, по его просьбе, познакомила гостей с Академией Ирина Юхневич – научный сотрудник, создатель Музея вагановской школы балета.
   Огромные павильоны, окна – от пола до потолка, императорская лестница, атмосфера искусства с двухсотлетней историей -  здесь были репетиционные залы Мариинского театра, затем Вагановского училища. Историческое здание и царящую в нем атмосферу особенно оценила Надежда Шкода, она преподает английский язык в Московской академии хореографии, расположенной в здании современной постройки.
   В музее замечательные экспонаты: фотографии выпускников Театрального училища, сохранившиеся с дореволюционных времен, костюм Нижинского, расписанный Бакстом, мемориальные вещи балерин Преображенской, Кшесинской, Павловой, рисунки Серебряковой, костюмы Улановой, Дудинской и т.д.
   Гостям показали репетиционные классы, учеников академии, в частности, обратив внимание на двух особо талантливых молодых людей, которых на два года взял Николай Цискаридзе, полагая, что у них большое балетное будущее.
   С женским, выпускным классом в это время занималась профессор Людмила Ковалева. В весьма солидном возрасте она могла без усилий поистине сложиться пополам, сесть на шпагат.
   Очаровывали профессионализмом и красотой молодые балерины.  
   Логическим заключением «балетного дня» оказалось знакомство с «Сильфидой», балетом, поставленным в Михайловском театре в новой редакции, с новым составом и в прекрасных декорациях. И это был еще один повод поговорить о вечно одухотворяющем классическом искусстве.
   В день отъезда путешественники отправились на прогулку по питерским каналам, Большой Неве. С воды, архитектурные шедевры Питера, как известно, предстают наилучшим образом.
   Удивительный сюрприз преподнесла в этот раз клубным путешественникам природа – прекрасная солнечная погода стояла в течение всех четырех дней. Вот загадочный город!

Текст: Виктория Чеботарева.
Фото участников поездки.


Ольга МУЛЮКОВА
Ольга МУЛЮКОВА:
Все мои ожидания от этой поездки оправдались, главным из которых было общение с соклубниками и оно, как всегда, было теплым и интересным. А самым запоминающимся событием для меня стало посещение Михайловского театра. Я была в нем в первый раз и меня покорила его красота и уют и, конечно же, блестящая постановка балета «Сильфида».
Андрей ШКОДА
Андрей ШКОДА:
Для нас с Надей открытием стала загородная императорская резиденция Гатчина, и сам дворец, и очень красивый ландшафтный парк. Во дворце впечатлили серьезные реставрационные работы и люди музея – профессиональнейшие экскурсоводы и директор музея Панкратов Василий – настоящий подвижник музейного дела.
Ирина КЛИМЕНКО
Ирина КЛИМЕНКО:
Отдельно хочется сказать о походе в Академию балета им. Вагановой. Замечательный в Академии создали музей балета с очень интересными экспонатами. Чувствуется личное участие ректора Академии Николая Цискаридзе, он даже на собственные деньги для музея  выкупил у наследников портрет А.Вагановой.
Сусанна МУХЛЫНИНА
Сусанна МУХЛЫНИНА:
Я только что вступила в клуб и это моя первая клубная поездка. Главное, что я хочу отметить - это люди клуба, интересные, интеллигентные, очень приятно общаться. Хочется куда-нибудь еще поехать в той же компании.
Николай КРАЙНОВ
Николай КРАЙНОВ:
Нам невероятно повезло с погодой. Все четыре дня -  солнце, даже летом в Питере – это большая редкость и, конечно же, в такую погоду совсем иначе выглядит этот город-музей. Обращает на себя внимание большое количество реставрационных работ в музеях и парках города, государство выделяет серьезные средства на эти цели и это очень радует, город становится еще более привлекательным в том числе для туризма. Так что «все флаги в гости будут к нам».
Лина САПУНОВА
Лина САПУНОВА:
Я много путешествую, но с уверенностью скажу, что только в поездках Английского клуба встречаю такой уровень экскурсоводов. Нас принимала директор Эрмитажного театра и даже устроила коктейль в своем кабинете, директор Зимнего дворца Петра 1, директор музея-заповедника Гатчина, директор музея балета. Я хочу отметить очень высокий уровень организации поездки.
Андрей ПАВЛОВИЧ
Андрей ПАВЛОВИЧ:
Очень насыщенная была экскурсионная программа, но все-равно мы увидели лишь маленькую часть этого удивительного города. Так что предлагаю сделать поездку в Санкт-Петербург традиционной.
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
Я открыла для себя что-то новое в этой поездке. Я, например, не знала, что под Эрмитажным театром 35 лет назад археологи нашли Зимний дворец Петра 1 и сейчас это прекрасный музей, а его директор, который сопровождал нас в Эрмитаже, оказался уникальным рассказчиком.
Елена РАБЕ
Елена РАБЕ:
Для меня потрясением стал – День Балета. Мы увидели весь цикл создания этого удивительного искусства – от школы, с тяжелейшим трудом для маленьких танцовщиков, до конечного результата - балета «Сильфида» на сцене Михайловского театра. Понимаешь каким трудом достигается вся эта красота.