ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
10.IV
НАШЕ ВСЕ
НАШЕ ВСЕ
Классика из полена и души    Традиция смотреть и слушать оперные спектакли в исполнении кукол возникла в Италии в XIX веке. Театр марионеток «Карло Колла и сыновья» – один из старейших в стране. Его в 1835 году открыл Карло Колла. Семья на протяжении почти двух веков служила в кукольном театре и продолжает дарить радость встречи с ожившими героями любимых сказок и шедеврами классической музыки.
   За время существования труппа выпустила более 300 спектаклей, среди которых оперы, оперетты, балеты, басни, сказки, популярные романы, трагедии, комедии и сатирические пьесы. Марионетки позволяют прикоснуться к чуду. Такое просто невозможно сделать на большой сцене. В Москве знаменитый итальянский театр представил одну из самых популярных опер Дж. Пуччини «Турандот».
   Клубная программа «Наше все» посвящена детям и внукам, на этот раз ее подготовила и провела член клуба Елена Опоркова, президент Фонда развития искусства Foris-Art. В рамках VI Трансибирского Арт-фестиваля 2019 года, где участвовало большое количество приглашенных театральных и музыкальных коллективов, из Италии прибыл этот старейший итальянский кукольный коллектив – «Карло Колла и сыновья».
   У устроителей этого клубного мероприятия было некоторое опасение, ведь речь шла о полноценной опере, спектакле почти на 2,5 часа, с одним антрактом. Опера идет на итальянском языке. Как дети воспримут это непростое произведение?
   Но опасения были напрасны, потому что в театре возникла удивительная атмосфера. Интересен эффект самой постановки: когда открылся занавес, на сцене был другой, миниатюрный театр, со своим занавесом. Он так же распахнулся и через несколько минут зрители оказывались в другой реальности. У всех, включая взрослых, создавалось впечатление, что куклы примерно человеческого роста. Возникал какой-то малопонятный оптический эффект.
   Конечно, создавали его с удивительной тщательностью созданные, и ловко двигавшиеся куклы. Но прежде всего, имело значение высочайшее качество исполнения оперы, поскольку звучала запись 1957 года, сделанная в Милане в Ла Скала. Хотя, конечно, чувствовалось, что это не цифровая запись, не современная. Но само исполнение было одним из эталонных на все времена. Куклы «пели» голосами Марии Каллас, Элизабет Шварцкопф, Николо Заккариа, других знаменитых оперных певцов.
   Владимир Девятов высоко оценил оперу. «Слушаешь и понимаешь, какого уровня мастера сошлись в одном спектакле. Каким образом сделаны сложнейшие ансамблевые сцены, задуманные в этом произведении. Возможно, поэтому дети, не совсем понимая того, что их так трогает, того, что происходит на этой маленькой сцене, чувствуют эту прекрасную музыку, очень качественное исполнение».
   Ариадна Кернер после первого действия на вопрос – ну, как представление? – ответила: «Мне очень понравились костюмы героев, так много всего красивого, блестящего. Но еще я заплакала...». Оказалось, ребенок расчувствовался не от сюжета, в котором были жестокие моменты... «Я заплакала, мне кажется, от музыки».
   Удивительна была не только реакция детей членов Английского клуба. Полный зал зрителей, несмотря на ограничение «7+», в зале были и более юные зрители. Ни во время спектакля, ни после первого действия не ушел ни один человек.
   Спектакль сопровождали субтитры на русском языке, юные зрители, которые хорошо читают, могли следить за текстом. Клубным детям предварительно пояснили, что такое опера, рассказали сюжет сказки, как-то подготовили их. Сначала было ощущение, что им было скучновато. Но когда стал развиваться сюжет, когда Турандот начала загадывать загадки, от которого зависела жизнь главного героя, они стали втягиваться в сюжетную линию...
   «Турандот» – это история из восточной жизни, действие происходит в Пекине, там много необычных декораций, драконов, пагод, китайских знаков, сложные костюмы на куклах. Автор стилизовал мелодию, включая китайские мотивы. «Турандот» – последняя опера Джакомо Пуччини. Она ему самому очень нравилась, что у композиторов бывает не часто.
   Все это было необычно, зачаровывало не только детей, но и взрослых. Основателей театра, добившихся такого впечатления на зрителей, уже давно нет в живых. Сегодня в коллективе не осталось ни одного представителя известной фамилии. Удивительная династия кукольников так передавала свое ремесло от одного другому на протяжении нескольких поколений, что высочайшее качество исполнения поддерживается талантливыми последователями, учениками.
   У театра очень напряженный график гастролей. Труппа «Карло Колла и сыновья» – знакомит людей всего мира с итальянской культурой, ее традициями.
   Елена Опоркова давно знакома с театром: «Они необыкновенно талантливые, добрые и приятные люди. Театр не впервые в России, на этот раз труппа побывала в Сибири, на Урале, очень успешные гастроли были в Новосибирске. Из поездки актеры привезли два поленца, чтобы в Италии из них изготовить куклу».
Есть забавная версия, что папа Карло, тот, что в известной сказке вырезал из полена Пиноккио (в интерпретации Алексея Толстого – Буратино) был назван в честь знаменитого Карло Колла, который мастерил своих кукол из дерева.
   Московским зрителям любого возраста знаком блестящий Театр кукол Образцова. «Карло Колла и сыновья» – совсем другой театр, он ни на что не похож, он откуда-то из другого века. И он обладает удивительной способностью словно затягивать зрителей в этот другой мир.
   В конце овации никто не спешил покидать зал. И вдруг, у маленького театра, стоявшего на сцене, открылся верх, и все увидели артистов. Оказывается, все это время они стояли на тоненьком мосточке где-то на уровне 4-5 метров и сверху водили кукол, которые, оказалось, – не более 60-70 сантиметров. Было видно, какой это сложный, необычный и даже опасный труд.
   Затем Елена Опоркова повела клубных зрителей, детей и взрослых за сцену. Можно было вблизи рассмотреть кукол. Как выяснилось, самих марионеток, костюмы для них, обувь, украшения и другие атрибуты, и даже декорации артисты, всегда изготавливают самостоятельно. Кукол делают из липы, ее древесина очень эластична, руки – для изящества движений – тряпичные. Глаза – из особого стекла, поэтому со сцене они выглядят как живые. И особенно детям понравились доброжелательные, улыбчивые итальянские актеры.
   «Такие спектакли, – уверена Анжелика Матвеева, такие необычные вещи, конечно, запоминаются на всю жизнь. Как важно не бояться показывать ребенку все лучшее, что есть, не опасаясь, поймет он или не поймет. Обязательно нужно знакомить с классикой. Что-то непременно останется в душе. Дети, которые побывали на подобном спектакле, вряд ли когда-либо скажут: «я не пойду на оперу».