ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

13.VI
БИЗНЕС-ЛОЖА
БИЗНЕС-ЛОЖА
ФИНАНСОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ     Как известно, подлинное величие не рядится в царственные наряды. Улыбающийся, доброжелательный Сергей Сторчак, по версии журнала «Русский репортер» – самый знаменитый в России заместитель министра федерального уровня, появился в «Александр-хаусе»... с чемоданом на колесиках. И стал из него выкладывать на стол второй том своей книги – «Условные обязательства-2 или очерки финансовой дипломатии». Участники встречи выстроились в очередь, чтобы получить подпись автора солидного исследования актуальных проблем участия России в международных финансовых отношениях.
    Первый том он писал, «когда был в вынужденном «отпуске без содержания», но с большим количеством свободного времени» – в «Лефортово» и «Матросской тишине».
    Сергей Анатольевич рассказал об истории возникновения, специфике работы G-20, в которой, как известно, Россия председательствует в этом году. О «зонах отвественности» многосторонних суверенных форумов («семерка», «восьмерка», «двадцатка», «Совет финансовой стабильности» и т.д.), месте форумов в обеспечении финансовых интересов России.
    Как показал мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, управляемость мирового хозяйства, стала одной из центральных проблем современности. Для ее решения  особую актуальность обрел вопрос о формировании новой финансовой архитектуры, включающей в себя новые механизмы регулирования на международном уровне. Существовавшая система институтов в течение долгого времени наращивала потенциал регулирующего воздействия на мировую экономику, но, как показала жизнь, уязвимых мест еще немало.
    Конечно, в большей степени участников встречи интересовало, как G-20 решает проблему последствий финансового кризиса и предотвращения нового. И именно эта тема: роль G-20 в урегулировании финансового кризиса, в восстановлении экономического роста и т.д. является стержнем председательства России на этом форуме.
G-20, разъяснил Сторчак, не претендует на роль глобального правительства, выпускающего директивы, которые каждая страна будет исполнять в собственной юрисдикции. Группа-20 – это клуб по интересам. Он сформировался в 1999 г., после того, когда министры финансов и руководители центральных банков G-7 с ужасом обнаружили, что просмотрели азиатский кризис.
    Новый век начался с бурного подъема экономик, активного роста особенно финансовых активов, деривативов в различных видах и формах. Все было хорошо, министры и управляющие банками собирались, обменивались опытом. Этакий клуб по интересам существовал тихо-мирно – до очередного мирового экономического кризиса в 2008 г. Тогда и произошла трансформация тихого клуба в глобальный форум, в котором «разруливать ситуации» стали и лидеры стран.
    Повестка дня каждого последующего председательства является продолжением предшествующего, с правом на новации, которые формируются исходя из национальных приоритетов. «При этом желательно, чтобы они были восприняты коллегами по клубу как их приоритеты или клуба в целом».
    Страны договорились, что на год вперед каждая ставит для себя ориентиры в фискальной и структурной политике. Всего пять направлений, по которым каждая страна для себя фиксирует целевые ориентиры устойчивого стабильного роста.
Россия, готовя план действий, который будет принят в сентябре в Санкт-Петербурге на саммите, вынуждена проявлять чудеса дипломатии, поскольку обнаружила, что столкнулись две позиции. Одна, представляемая европейцами, свидетельствует о том, что дальнейший экономический рост невозможен без фискальной консолидации во всех ее измерениях.
    Противоположная позиция звучит так: да, фискальная консолидация - вещь хорошая, нужная, но давайте заниматься ею потом. А в краткосрочном плане, в трехлетний период важнее меры стимулирования экономического роста, важнее создавать рабочие места. Для российского председательства нужно найти разумный баланс между двумя подходами и дать возможность группе принять коллективное решение по этому поводу.
    При председательстве России впервые появился новый момент в макрополитике «двадцатки» – попытка найти критерии оценок эффективности реализации структурных реформ внутри каждой из юрисдикций, каждой из экономик.
    Крах Lehman Brothers, некогда одного из ведущих в мире финансовых конгломератов, подчеркнул Сторчак, показал всем, что «участники рынка явно убежали вперед относительно регулятора». С этого обозначилась новая роль G-20, связанная с реформой финансового регулирования. Первую скрипку в этой сфере играет Совет финансовой стабильности, центральная площадка выработки новых принципов глобального экономического регулирования. В марте 2013 г. он превратился в Ассоциацию, в независимый институт, созданный по швейцарскому праву, с четкими очертаниями.
    «Мы получили необычное решение, когда инструмент G-20 – Совет финансовой стабильности – по своему статусу перерос 20-ку и стал самостоятельным игроком на международном, многостороннем уровне. Его решения, правда, по-прежнему не являются обязательными. Юрисдикиции самостоятельно проводят в жизнь свои договоренности.
    Так одним из крупнейших решений, спорны они или бесспорны, но уже приняты и применяются в некоторых национальных юрисдикциях, является «Базель-3», кардинальная реформа мирового банковского сектора, ведущая к ужесточению банковских стандартов, как средство против кризисов.
    Главная идея «Базеля-3» - значительное увеличение имеющегося у банков свободного капитала для покрытия своих финансовых потерь, не вызвала у участников Бизнес-ложи (как, впрочем, и у большинства причастных к финансовому рынку) большого энтузиазма. Но, несмотря на споры, сомнения и скептицизм, все идет к тому, что процедуры, связанные с юридическим оформлением договоренностей в рамках «Базеля-3», будут приняты во всех юрисдикциях.
    Также, рассказал Сторчак, в Питере будет принят документ, который закрепит методологию, ориентированнную на прекращение практики, когда за счет налогоплательщиков спасали монстров финансового рынка. И регуляторы, и лидеры настроены на то, чтобы договоренности, достигнутые на этой ниве, были выполнены. И, соответственно, под эти большие финансовые институты подводится база надзора и регулирования.
    Еще одно крупное решение, которое предстоит выполнить – это запуск механизмов регулирования внебиржевого рынка производных финансовых инструментов, деривативов. Важная дискуссия предшествовала введению принципов контроля за компенсационными выплатами топ-менеджерам в крупных финансовых структурах «СМИ широко освещали эту тему, у нас же любят заглянуть, кто сколько зарабатывает».
    Еще G-20 готовит документ с описанием методологии страхования депозитов частных вкладчиков. Продолжается дискуссия по вопросам роли, места и регулирования кредитных ретинговых агентств. Также Россия инициировала обсуждение регулирования ориентиров, эталонов на финансовых рынках, показателя, используемого для оценки состояния рынка или его сегментов. Для российского рынка чаще всего таким показателем являются цены на нефть.
    В этом году, реагируя на общий тренд, Россия, впервые в работе G-20, запустила тематику борьбы с налоговыми гаванями и выработки мер, которые будут принимать юрисдикции, против размыва налогооблагаемой базы в собственых юрисдикциях.
    Россия предложила и две новации, обозначив их как свои приоритеты. Первая – источники финансирования долгосрочных инвестиций. Вторая – модернизация национальной системы управления государственным долгом.
    Что касается модернизации управления суверенным долгом, не без гордости заявил Сергей Сторчак, здесь РФ может служить одним из лучших примером долговой устойчивости. «Мы до кризиса сумели расплатиться с разными кредиторами. Смогли использовать нефтегазовые доходы и проводили очень консервативную внутреннюю заемную политику, благодаря чему долг по отношению к ВВП остается на уровне, чуть-чуть превышающем 10% ВВП. Это едва ли не самый низкий из всех суверенных долгов».
    Однако, поделился замминистра опасением, «кран» начинают откручивать, мы заимствуем все больше и больше, ряд федеральных министров проявляют неуемное желание любой ценой куда-то вкладываться, без четкого понимания, будет отдача от этих вложенией или нет. Мы стали на внутреннем рынке брать по 1 трлн. руб в год – это уже серьезный фактор.
    Вторая половина заседания Бизнес-ложи была посвящена выяснению эксперного мнения гостя по поводу уверенности его в преодолении кризиса, источников долгосрочного инвестирования, помощи новым бизнесам, прояснению проблематики фискальной консолидации, опасности раздавать госгарантии – тем более в обстановке отстуствия в России хорошо просчитанных бизнес-проектов, и множеству других актуальных проблем.
    Так же Старшина Клуба Андрей Нечаев спросил замминистра – что в ближайшее время может стать заменой налоговому раю Кипра? Сторчак, «поделясь фантазиями», в качестве потенциального места, которое могло бы заменить в данном аспекте Кипр, готов был объявить Калиниградскую область. «Близость к Европе дает ей этот шанс».
    На память о встрече Олег Матвеев подарил Сергею Сторчаку символичный подарок – бронзового льва с герба Английского клуба.


Мария ХАРЛАМОВА
Мария ХАРЛАМОВА:
«В обществе ценность работы, которую делает G-20 сегодня недостаточно оценена. Наше общество еще не столкнулось с вопросами глобализации, касающимися каждого человека. Политика, которую выстраивает страна в международном политическом и экономическом плане и по отношению к своим гражданам, опирается именно на инструменты, которые вырабатывает G-20. Благодаря участию таких специалистов, как Сергей Сторчак, появляются механизмы, по которым мы будем жить, правда не скоро, лет через 20».
Сергей СТОРЧАК
Сергей СТОРЧАК:
«Если мы с нашей зависимостью бюджета от внешних рынков (каждый второй рубль в федеральном бюджете – от нефти и газа) сойдем с тормозов, увлечемся заимствованиями, мы вернемся к ситуации 1997 года, и нам опять придется заниматься кризисным управлением долга».
Олег МАТВЕЕВ
Олег МАТВЕЕВ:
«Несмотря на все перепитии, Сергей Сторчак не сломился, не изменился, сохранил свои взгляды и остается авторитетным специалистом в российском и мировом финансовом обществе».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Глубочайший человек, склоняю голову перед его личным мужеством. И, безусловно, высокий профессионал. Правда, даже имея подготовку выше среднего и обладая практикой, ловил себя на том, что выступление гостя, в силу сложности, техничности темы, воспринималось с некоторым трудом».