ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








4.X
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ ВЧЕРА    Интерес к теме «Выборы и будущее России» проявили члены не только Английского, но и Делового клуба «20 лет спустя», возглавляемого Игорем Буниным, и Московского клуба юристов, Президентом которого является Наталья Канишевская.
   Начало обсуждению положил Юрий Пивоваров, академик РАН, занимающийся политической историей, человек, всегда позволяющий себе свободу высказываний. Анализируя результаты выборов, а точнее низкую активность избирателей, он заявил, что Россия в очередной раз потерпела громадное историческое поражение.
   Нет, академик не пытался проводить прямые исторические аналогии с произошедшим 18 сентября. Это и невозможно. Но понятие «в очередной раз» в данном случае невольно подразумевало и смуту в 16 веке, благодаря которой государству не удалось вырваться из режима, созданного Иваном Грозным. Не реализованы великие реформы Александра II, не поддержаны преобразования, предлагаемые Столыпиным. Потерепела крах хрущевская оттепель...
   Он сетовал на политическую апатию потенциальных избирателей, а стало быть на потерю надежды на позитивные изменения. «Не использовали возможность и те, кто хотел бы жить в нормальном демократическом обществе. Даже люди либеральных убеждений не смогли прийти к конценсусу».
   Рассматривая происходящее в контексте русской истории, Пивоваров обозначил современную культуру – властную, политическую, правовую и т.д. – «властецентричной». Именно в этом виде она продолжает сохраняться по сей день.
«Как-то Павел I, беседуя с французским послом, сказал ему: «В России только тот что-то означает, с кем я разговариваю. И только тогда, пока я с ним разговариваю». Это очень точная формулировка русской власти, – считает Юрий Сергеевич, – по сути она вполне применима и сегодня. Так же, как и понимание народом самой власти, как насилие.
   Главное, печалился эксперт, ни у кого сейчас нет проекта будущего России. А если общество, столкнувшись с новыми вызовами, не способно перейти к иному типу развития, более эффективному, происходит восстановление наиболее архаичного старого. Диагноз Пивоварова современному обществу такой – оно более архаично, чем позднесоветское. Россия продолжает искать виноватых вне себя – НАТО, США, Обама, Порошенко и т.д.
   Но Пивоваров разочарован отнюдь не действиями власти. От нее сложно ждать перемен. А тем, что происходит с обществом, с сознанием человека, его ответственностью, которая на деле оборачивается безответственностью.
Игорь Бунин был более конкретен. Он рассказал, что Центр политических технологий (ЦПТ), профессионально занимался выборами в Москве, опросами по семи округам. То, что 25-30% населения столицы готовы поддержать власть, объясняется многими факторами. «Крымским конценсусом», тем что общество находится в депрессии, тем, что оно очень патерналистское и считает, что «только государство нас спасет».
   Другое дело регионы. Там поддержка партии власти доходила до 45% (ВЦИОМ) и 48-49% (Фонд «Общественное мнение»). Но ни те, ни другие не учитывали административного пыла на местах. Так «Единая Россия» в целом получили 56%.
   Ростислав Туровский подвел итоги выборов по-своему. Он напомнил, что явка на избирательные участки была минимальный за всю историю выборов в России – 48%, в реальности, скорее всего, 40%. С технологической точки зрения, задача, которую решал Кремль и ЕР выполнены на пять с плюсом.
   Но можно и по-другому взглянуть на результаты выборов: проиграли все. У всех партий, за исключением ЛДПР, электорат стал количественно меньше.
   Впрочем, тема выборов за минувшие недели настолько обговорена и проанализирована, что у собравшихся не вызывала большого интереса. Хотелось услышать, а что будет дальше?
   Бунин, пошутив, «мы же марксисты», предложил другому уважаемому гостю, ведущему эксперту Института современного развития Никите Масленникову, обозреть грядущее материалистически.
   Процесс восстановления экономики Никите Ивановичу кажется крайне неустойчивым, неравномерным и неоднородным. На исходе лета, отметил он, было зафиксировано резкое падение показателей потребительского спроса. Реально располагаемые доходы рухнули на 8,3%. Зарплаты в минусе. Более менее идет торможение инвестиционного спада. А резкий взлет промышленного выпуска – 0,7% на фоне увеличения расходной части бюджета на 800 млрд. руб. объясняется ростом гособоронзаказа.
   Налицо провал внешнеэкономических показателей – за восемь месяцев 2016 года торговый баланс страны более, чем на 48%. В августе главный показатель курса рубля – счет текущих операций – ушел в отрицательную  зону. Вывод: к концу года рубль ослабеет.
   Год, прогнозировал экономист, мы завершим со спадом экономики в 0,7%. В будущем году выйдем в плюс, рост составит 0,5-1%. Из этого следует, что экономика из рецессии уходит в стагнацию.
   «В прогнозах Минэкономразвития и ЦБ закладывается рост в 1,5%, а нужно, чтобы было 3,5%. Но и такого такого роста не хватит, чтобы государству выполнить свои обязательства, в том числе «сирийский долг».
   Более подробной картины будущего экономики России Масленников не дал, ограничившись перечислением общеизвестных причин невеселой ситуации. «С 2013 года страна в кризисе. Действуют факторы плохой демографии, низкие цены на все наши экспортные товары, невысокое качество деловой среды и государственных институтов, касающихся экономики. В независимости судов Россия также далеко не на первом месте».
   Что касается структурной реформы, уверен экономист, она идет. Но это не перемещение долей в отраслях, предприятиях. Это новые правила игры в экономике. Повышенный курс рубля; от 1,5 до 3 трлн. рублей «влили в спасение» банковской системы и т.д.
   Да и о каких структурных реформах может идти речь, добавил Бунин, когда мы становимся все более изоляционистской страной, портим отношения со всем миром. Проводим массовые меры связанные с антитеррористической инициативой Яровой, готовы оштрафовать 15 млн. тунеядцев. Опять вспоминаются советские времена. Консервативный настрой никуда не ушел.
   О том, какие конфигурации может принимать «консервативная волна» рассказал эксперт Алексей Макаркин. «Рейтинг президента высокий. Но рейтинги премьера, правительства, депутатов старой Думы, губернаторов пошли вниз. Традиционная бюрократия теряет авторитет. Его надо подкрепить. Как? Призвав православную мощь.
   Но с осторожностью, соблюдая дистанцию. Уроки православной культуры – возможны. Православное духовенство в армии – возможно, но очень ограничено. Ограничение абортов – отлично. Запрет абортов – ни в коем случае.
Поэтому, подметил Макаркин недавнюю тенденцию, во власть привлекаются люди, не являющиеся непосредственными представителями церкви, не священники, а околоцерковные персоны, которые больше связаны с властью, чем с церковью. И одновременно несущие православную идеологию.
   Это видно на примере министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой. Целый ряд депутатов являются активными проповедниками подобных идей – от Дмитрия Морозова до Елены Ямпольской.
   Такие люди лучше общаются с народом. Их сложно критиковать. С ними легко проводить выборы. Но не модернизацию экономики, не адаптироваться к современным реалиям. Впрочем, такой задачи и не ставится.
В этой тенденции Алексей Макаркин усматривает стратегические риски.
   «Путь в будущее начинается вчера», назвал свое выступление Борис Макаренко, другой эксперт ЦПТ. Перемен в прошлом десятилетии было немало, но их оказалось недостаточно, чтобы изменилось само общество. Чтобы у элит появились иные повадки. Вдобавок государство вернулось во все сферы жизни страны. Получилось как в известном шансоне: «Две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и две назад».
   По мнению Макаренко, власти начали задумываться о структурных реформах – Кудрин получил два назначения, выступает с планами реформ. «Но либеральный экономист не может придумать реформ, которые сделают экономику живой».
   Никакие реформы невозможны, если страна не нацелена на открытость миру. Антизападная установка не меняется, тренд экономики остается прежним. Консервативный подход главенствует. Проблема персонификации власти остается нерешенной. Видения будущего нет. Политической воли к реформам в действиях власти не просматривается. Механизмы социальной мобилизации весьма смахивают на те, что были в СССР. Чиновничество руководствуется главной идеей – продемонстрировать лояльность.
   Стало очень назойливой телевизионная пропаганда. Помогло ли это Советскому союзу конца 80-х годов?
На серьезные реформы, по мнению Макаренко, рассчитывать сложно, так как они войдут в противоречие с интересами тех, кто близок к власти, к монополии на распоряжение какими-то ресурсами. И скорее всего реформы завязнут.
Есть другой путь – закручивания гаек, введения запретительных законов. И в том, и в другом случае, мы впадаем в инерцию - подвел черту Макаренко.


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Юрий ПИВОВАРОВ
Юрий ПИВОВАРОВ:
«Властецентричные» режимы могут быть устойчивы в исторической перспективе. Но не эффективны».
Борис МАКАРЕНКО
Борис МАКАРЕНКО:
«Наше будущее застряло во вчерашнем дне».
Сергей КАЛАШНИКОВ
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Сегодняшнее заседание мне напомнило собрание «пикейных жилетов»».
Ростислав ТУРОВСКИЙ
Ростислав ТУРОВСКИЙ:
«В таких кризисных условиях, в которых проходили выборы, партии власти сложно было ожидать большего, чем она получила».
Никита МАСЛЕННИКОВ
Никита МАСЛЕННИКОВ:
«И так неважную экономическую ситуацию могут сбить геополитические риски и риски самой мировой экономики».
Виктор ИВАНЕНКО
Виктор ИВАНЕНКО:
«Похоже, что получив конституционное большинство нынешняя власть начинается задумываться об изменении Конституции РФ».
Наталья КАНИШЕВСКАЯ
Наталья КАНИШЕВСКАЯ:
«Полагаю, что на заседании Ложи должна быть дискуссия. Но дискуссия, а не негатив в унисон. Я только что проехала за рулем от Москвы до Сочи. По пути мы заезжали во многие населенные пункты и были очень удивлены. Люди работают, живут в прекрасных домах, поля обработаны не хуже, чем в Германии. Какие животноводческие комплексы в Каснодарском крае! Я порадовалась за наш народ и поняла, что тонкости макроэкономики хорошо работающих людей мало волнуют».
Ирина КЛИМЕНКО
Ирина КЛИМЕНКО:
«Зачем пугать? Я ситуацию вижу по-другому, более оптимистично. Да, есть проблемы. Но их решают».