ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








21.II
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
"СЛУГА"    Он - лакей с безупречными рекомендациями, в белых перчатках, он угодливо готов предупредить любую просьбу хозяина-аристократа. У них возникают хорошие отношения, поддерживающие их социальные роли. Тем не менее эти взаимосвязи начинают меняться. Из типичного классического аристократа хозяин превращается в безвольное, униженное слугой существо, падающее в бездну деградации. Слуга же, в результате манипулирования хозяином, фактически меняется с ним местами.
   Роль слуги великолепно сыграл Дирк Богард. Через некоторое после этого фильма время он станет ведущим европейским актером. Другой актер – Джеймс Фокс не менее убедителен в роли хозяина-аристократа.
   Американский, ставший британским режиссер театра и кино Джозеф Лоузи в 1963 году рассказал эту парадоксальную историю. Он автор многих фильмов. Но мировая слава к нему пришла именно после этой ленты. Лоузи – интересный пример режиссера, который, в отличие от большинства других европейцев, стремившихся в Америку, наоборот, как и Чарли Чаплин, уехал из США во времена маккартизма.
   Лоузи всегда был человеком левых убеждений. Изучал медицину, окончил Гарвардский университет. Потом переключился на театр. В 30-е годы, видимо, настолько был увлечен идеями социальной справедливости, произошедшей в России революцией, что приезжал изучать театральный опыт Всеволода Мейерхольда в Россию. За что, когда Маккарти начал свои политические гонения, и поплатился.
   Перебравшись в Англию, Лоузи сначала снял несколько фильмов под псевдонимом. Но в 1963 году, работая над картиной «Слуга», уже не скрывал своего имени. Наступили иные времена.
   В ленте «Слуга» он проявил себя не только как человек увлеченный сложными психологическими темами, но как режиссер-интеллектуал. В фильме чувствуются отголоски его левых убеждений.
   Поскольку каждый просмотр фильма в Авторской программе Татьяны Яковлевой - это экскурс в историю кино, Дамы с интересом узнали, что представляло собой английское послевоенное кино. Прославилось оно, обрело силу благодаря движению «рассерженных молодых». Так в 50-е годы называли группу английских прозаиков и драматургов, посвятивших свое творчество конфликту социального характера. Их герои протестовали против «буржуазных» общественных ценностей. Литературное движение «рассерженных молодых людей» породило отклик и в кино, где ряд режиссеров и сценаристов создавали фильмы той же направленности.
   К 1963 году тема протеста пошла на спад. «Слуга» Лоузи формально уже не относится к движению «рассерженных». Если прежде перед зрителем представали сильные личности, свободно ощущающие себя в мире, Лоузи снял фильм-притчу, где показал безволие аристократии, которое позволяет производить над собой любые манипуляции.
   После просмотра Дамы обсуждали гипнотическое воздействие фильма. Будучи снят более полувека назад, он и сегодня ничуть не устарел. И не только потому, что снят стильно. Фильм черно-белый, что лишь подчеркивает важность понятия самой иерархии. Англия и сегодня не свободна от своих представлений о классах, кастах, а в 1963 году все эти традиции и законы были еще более незыблемы.
   Потрясающая атмосфера Лондона, великолепная музыка, мизансцены, ракурсы, зеркала, шторы, лестница, каждая деталь... и постепенное погружение изысканного домашнего порядка в хаос – все подчинено теме неизбежной утраты личности, своего истинного начала.
   Но учитывая процессы, происходящие в мире, события, которые сегодня переживает Европа, в частности, фильм обретает совершенно новый контекст и еще более глубокое звучание.
   Неизвестно, сможет ли Европа устоять под натиском разрушительной силы миграционных потоков... Если десятилетия назад эти процессы только начинали волновать больших авторов, философов, людей, способных создавать некие метафоры, то сегодня подобные опасения обретают черты ужасающей реальности.
   Фильм «Слуга» – притча, но то, что происходит в сегодняшней Европе в ответ на толерантность и желание помочь мигрантам – реальная жизнь. Радушные хозяева превращаются в заложников своих гостей. В начале прошлого века Дмитрий Мережковский, правда, по несколько иному поводу, говоря о людях злобных, невежественных и упорствующих в своем невежестве, называл это «грядущим хамом».
   Обсуждение всколыхнуло и другие ассоциации, воспоминания об иных произведениях искусства, может быть менее талантливых и не оставивших столь глубокого следа в душах, как произведение Джозефа Лоузи.
   «Зато 2 марта, – предварила следующее клубное мероприятие Анжелика Матвеева, – предстоит замечательная встреча с безусловно талантливым и прекрасным». «Вечер с грузинским акцентом» начнется с посещения выставки «Грузинский авангард 1900-1930-х годов» в Отделе личных коллекций музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Представленные на выставке картины Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе получены из лучших собраний российских и грузинских коллекционеров. Проведет членов Клуба по экспозиции ее куратор, искусствовед – Елена Каменская.
   А продолжится «Вечер с грузинским акцентом» в грузинском ресторане «Эларджи».


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Елена АЗАРХ
Елена АЗАРХ:
«Удивительная сила и магия киноискусства, в частности, состоит в том, что в нем собраны, обобщены, трансформируемы самые разные проявления жизни, человеческих отношений. Они возникают уже в эстетической форме. В данном случае, в фильме «Слуга» предметом анализа автора стала весьма некрасивая ситуация – теряющий волю аристократ и добивающийся власти над ним слуга. Тем сильнее потрясение от увиденного».
Ольга МУЛЮКОВА
Ольга МУЛЮКОВА:
«У меня очень много эмоций. Этот фильм ведь не только об отношениях слуги и хозяина. Он об отношениях в обществе. О тех странных формах, которые принимает толерантность. Как тут не согласиться с неприветствуемой сегодня максимой «демократия погубит цивилизацию». Даже если говорить о демократии в пределах созданных обществом правил. К сожалению, по правилам могут жить только высоко интеллигентные люди. А остальных это как бы не касается. Их наглость, бессовестность всегда побеждает нежность, доброту, желание помочь. Вот почему возникает параллель с Европой и иммигантами, наводняющими ее сегодня. Старая Европа погибает из-за слабости, из-за того, что считает всех равными».
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Мне очень нравится, как Татьяна Хотиненко выстраивает программу нашего киноабонемента. Она представляет нам широкую ретроспективу мирового кино - это всегда лучшие режиссеры, интересные актерские работы и фильмы, которые заставляют задуматься. Вот так и сегодня – фильм «Слуга»  очень современен – это темная аллегория власти и эксплуатации в классовом обществе. Фильм завораживает, не отпускает – это и есть искусство кино».