Классическое лицедейство Нет, он не читал своих любимых Давида Самойлова и Александра Пушкина. Он выстраивал каждое стихотворение как произведение драматургическое. Он лицедействовал! Своим голосом, эмоциями заполонял всю сцену, повергая зал в удивительную тишину. Небывалый случай, когда за два часа не зазвонил ни один телефон.
Как известно, имя Райкина младшего ассоциируется с легким жанром, гротеском, ярким движением-танцем, гримасами. Здесь же артист, передавая бесконечную палитру образов, чувств, интеллектуальной вязи, демонстрировал необычайную глубину сопереживаний авторам.
Как он наслаждался их поэтическим даром. Как радовался, видя, что зал ловит на лету, понимает его стремительные полунамеки, иронию.
Испытав культурный шок, клубная часть зрителей после спектакля отправилась делится воодушевлением, впечатлениями. Приветствуя появление Константина Аркадьевича на клубном фуршете, Анжелика Матвеева напомнила, что впервые в «Сатириконе» клуб побывал 23 года назад. Его театралы посмотрели все лучшие премьеры. Видели, как создавалась «Высшая школа сценических искусств. Театральная школа Константина Райкина», какие потрясающие дети там учатся и какие талантливые артисты оттуда выходят.
Впечатлениями соклубники делились не только между собой, но и солируя. Так Гарри Бардин увиденное и услышанное назвал синтезом интеллекта и эмоций. «Это достойно и одного, и другого поэта. Их творчество прозвучало на разных языках – на русском и творческом, артистическом. Я так рад, что это видел и слышал».
Доктор философии, историк Алексей Кара-Мурза завершил книгу о Чаадаеве. «Человек, который в течение 30 лет был завсегдатаем Английского клуба. Он говорил, что Россия – не Запад и не Восток, Россия – это Север. Конечно, мы это ощущаем, а потому так важно для нас согреть душу проникновенными стихами Самойлова и Пушкина в страстном исполнении Райкина».
Сам Константин Аркадьевич не менее искренно реагировал на благодарность клубной публики. Сказал, что для него это важно, значимо. «Я понимаю, от кого я слышу эти добрые слова. Английский клуб – люди избранные».
Он признался в непростых взаимоотношениях с текстом. Продемонстрировал, что не только удивительный декламатор, но и замечательный рассказчик. Поведал о давней, еще со времен его работы в театре «Современник», симпатии к Давиду Самойлову. Поэт любил захаживать в театр, дружеские посиделки, встречи с актерами. А еще писал письма своим друзьям исключительно стихами, где удачно сочетал высокий стиль и стилистически сниженную лексику.
Президент клуба Олег Матвеев, представил в двух словах непростую ситуацию, сложившуюся вокруг строительства театрального комплекса «Сатирикон». Пока у театра нет своих стен, он вынужден снимать помещения для репетиций и выступлений. Одной из таких площадок стал молодежный центр «Планета КВН», где в тот вечер и прошел моноспектакль «Своим голосом». Олег Ефимович пожелал, чтобы строительные хлопоты побыстрее закончились, а театр обрел свое здание.
Оказалось, уверенность, что клуб поддерживает Художественного руководителя театра, «на его стороне», очень важна Константину Райкину.
Он ограничился парой слов о том, что театр, даже если в нем работают 350 человек, даже самый мощный театр – организм очень тонкий и уязвимый. «Уничтожить его, перекрыв жизненно важную артерию несложно. Но я надеюсь на лучшее, готовлюсь к худшему».
У Нелли Закировой был день рождения. Супругу Гараняна порадовало, что он прошел в кругу друзей. В дружеских отношениях, как выяснилось, были Константин Райкин и Георгий Гаранян.
«Мы с Георгием – хотя его нет, я говорю о нем в настоящем времени – очень любим Английский клуб. И это лучший подарок, который можно было получить – оказаться на таком великолепном спектакле. Спасибо огромное».
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Константин РАЙКИН:
«Я оптимист. С годами поддерживать это состояние становится все дороже. Но выходить на сцену и не быть оптимистом невозможно. С чем тогда выходить?».
Алла КОЖЕНКОВА:
«Я знаю Костю более 30 лет. Я с ним начинала еще тогда, когда Аркадий Исаакович решил передать ему свой Театр миниатюр, впоследствии переименованный в «Сатирикон». Этот театр мы строили, переоборудовали из кинотеатра вместе. В нем мы, я как художник, в 1984 году поставили спектакль «Мир дому твоему». Отец с сыном там играли вместе».
Виктор ИВАНЕНКО:
«Общее впечатление можно охарактеризовать одним словом – потрясение. Константин Аркадьевич потрясает своей личностью, умением мобилизовать свой талант. Потрясает, как он выдерживает это эмоциональное напряжение. И, конечно, я потрясен его памятью; очевидно, это лишь малая часть того, что хранит его голова. А главное, он всколыхнул в душе что-то давнее, юношеское».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Я всегда думал, что все люди делятся на две части: homo laborans – человек работающий и homo ludens – человек играющий. А сегодня Константин Аркадьевич открыл нам, что есть еще и человек скучающий. Это новое для меня явление, страшное, эту обреченность нам показал Райкин. Я много читал Самойлова, но сегодня больше половины прозвучавших стихов услышал впервые. И совершенно неповторимо прозвучал Пушкин. Это все дорогого стоит. Спасибо огромное Английскому клубу».
Нелли ЗАКИРОВА:
«Волшебный спектакль одного актера. У Константина Райкина прекрасный вкус – он из творчества двух гениальных поэтов выбрал самое интересное, провоцирующее. Все это соединил со своей личностью, слова у него стали такими вкусными, живыми. Он их так замечательно сыграл, каждое стихотворение прожил, а мы прожили вместе с ним. Мне кажется, он стал соавтором всех этих строк».
Владимир ШАПЕНКО:
«Мы сегодня услышали, как скучно жить без любви и творчества. Соединение бесконечной любви к поэзии, к поэтам и такого талантливого творчества дали вспышку, взрыв энергии, которые длились на протяжении двух часов. Такие встречи очень много дают – заражают, заряжают. Потому что талант, это единственная новость, которая всегда нова».
Вячеслав ПЕЧНИКОВ:
«Я с Константином Аркадьевичем Райкиным, его театром, его актерами знаком давно. Когда видишь большое зрелище, это одно ощущение. Когда смотришь его моноспектакль, например, «Контрабас», где он, так же, как и сегодня, один много времени держит внимание зрителя, извлекая наше сознание из какого-то сна. И ты чувствуешь, как потихонечку весь оказываешься в его власти, а потом, по окончании спектакля ошарашенный встаешь и хлопаешь ему. Я его люблю».
Елена АЗАРХ:
«Приятно было послушать настоящую поэзию. Мне очень нравится, как Константин декламирует. Сегодня очень мало артистов, которые читают стихи, еще меньше тех, кто умеет их читать. Когда-то мне тоже хотелось постичь это искусство, я ходила в студию художественного слова».