ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

18.I
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
«Капитанская дочка» в сложном жанре    «Когда я получил приглашение от дорогих маэстро, Марка Розовского  и Максима Дунаевского, я знал, что я приду и увижу бережное отношение к первоисточнику. Что Гринев будет по-прежнему любить Машу, а не Швабрина».
   Руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский на традиционной клубной встрече с участниками спектакля, доброжелательно и, похоже, искренне отозвался о мюзикле, обратив внимание на то, что авторы не самоутверждались, перерабатывая великий текст Пушкина до неузнаваемости, как это зачастую бывает. Они адаптировали его в жанре, к которому были склонны всегда. Аккуратно и бережно превратили в мюзикл «Капитанскую дочку», усугубив сюжет яркими моментами русского бунта из пушкинской «Истории Пугачева».
   «Только представители старой школы так уважительно работают. «Капитанская дочка» в театре «У Никитских ворот» – большое событие в нашем современном театральном мире».
Департамент культуры Москвы дал на этот спектакль грант и, судя по всему, не жалеет об этом. Розовский убедил: мюзикл – произведение художественное, но еще и вполне просветительское. Преобладание молодежи в зале, надо полагать, акт добровольный.
Марк Розовский был в числе первых, кто в СССР взялся за постановку мюзиклов. Благодаря ему в середине 1970-х появилась рок-опера Александра Журбина «Орфей и Эвридика».
   Марк – автор сценариев для 12 фильмов и телеспектаклей. На этот раз народный артист России превзошел себя, он стал автором либретто, стихов и постановщиком мюзикла.
Идея поставить «Капитанскую дочку» возникла 30 лет назад. Воплотить ее удалось только сейчас. И это объясняет огромную благодарность, с которой Розовский, сразу же по окончанию спектакля, едва стихли овации, представлял исполнителей, соавторов, всех причастных к действу. Прежде всего композитора, народного артиста России Максима Дунаевского; балетмейстера, артиста театра, участника спектакля Антона Николаева; аранжировщика Валерия Разумовского, художников по костюмам Марию Данилову и Дениса Шевченко и всех, кто помог осуществить мюзикл. И, конечно, «нашего Александра Сергеевича».
   Встреча с аристами – Михаилом Озорниным (историк, похожий на Пушкина), Игорем Скрипко (Петр Гринев), заслуженным артистом России Юрием Голубцовым (Савельич, забавный дядька его, готовый за подопечного голову положить на плаху), Натальей Корецкой (блестящая заключающая спектакль Екатерина II) и многими другими исполнителями – прекрасный повод вспомнить об истоках театра Марка Розовского.
   С 1958 года он почти 10 лет руководил театральной  студией «Наш дом», организованной при МГУ. Время было суровое, слишком смелый репертуар молодежного театра не пришелся по вкусу властям и его, несмотря на популярность, закрыли.
   Интересны были реминисценции Олега Матвеева о встречах с Розовским, известным к тому времени по спектаклям в многих театрах режиссером. В начале 80-х годов он проявил себя в Доме медика, знаковом культурном центре Москвы, возглавлял который легендарный Александр Бертман.
   Матвеев в то время был заместителем председателя Московского бюро международного молодежного туризма «Спутник»: «Дом медика часто принимал наши ответственные международные делегации, я видел, как там возникал, формировался театр «У Никитских ворот». Из людей, которые буквально приходили с улицы. В отличие от театра Табакова или «Сатирикона», куда набирали молодых профессионалов, Марк создавал исключительно народный, самодеятельный театр. У этих людей и лица были совсем другие, не театральные. Но уже с первых спектаклей театр приобрел популярность, был очень интересен. И эту студийность Марк сохранил до сих пор. Прошло время и вот сегодня, усилиями и талантом этих двух людей – Александра Бертмана и Марка Розовского на этой самой улице стоят здания двух театров: «Геликон», возглавляемый сыном Алексендра Бертмана, Дмитрием Бертманом и театр Марка Розовского».
   Художественный руководитель театра много добрых слов сказал о Максиме Дунаевском. «Старый друг лучше новых двух». Оказывается, знакомы они с 1962 года, с театра-студии «Наш дом» музыкальным руководителем некоторое время был Максим. Результатом сотворчества стали, в частности, знаменитый музыкальный спектакль «Три мушкетера» и снятый на его основе художественный фильм «Д’Артаньян и три мушкетера».
   «Я, Марк, благодарен тебе, что ты кинул меня на эту работу, «Капитанскую дочку», – отвечал Дунаевский. Она меня заразила и я надеюсь, что нам с тобой еще предстоит сделать интересный спектакль на большой сцене, для большого зрительного зала. Спасибо актерам за грандиозную работу, за уверенное осмысление музыки и сложнейшей идеи спектакля. Я видел, Рыбников сегодня кричал «браво».
   Удивительно, в тот вечер собрались три человека, прививавших в Союзе новую культуру музыкальных произведений. Алексей Рыбников – автор первых советских рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось». Русский мюзикл приживался в советской культурной среде в разных ипостасях. В виде музыкального произведения, на сцене, в кинематографе.
   Елена Чайковская поздравила Розовского, мелодиста Дунаевского и артистов, что выкладывались независимо от того, в первом ряду они стоят или в глубине сцены. Композитор Алексей Рыбников поддержал Елену Анатольевну: «Мелодию Дунаевского не спутаешь ни с какой другой музыкой». И отметил очень важную «деталь» представления: «Все артисты выходили с горящими глазами, с хорошим настроением, с азартом».
   Проникновенны были и рассуждения Алексея Львовича о русской истории, представляющей, по сути, вечную борьбу за власть. Рыбников – философ. Длинная цепочка ассоциаций в итоге привела его к очень важной мысли: «У нас власть другая. Это власть поэзии, музыки, театра. И она тоже очень сильная. Сегодня эта власть высказалась значительно и тем самым подтвердила, что может стать властительницей умов».
   Член Клуба, продюсер Елена Опоркова знает театр Марка Розовского с 1987 года. «Он входил в Ассоциацию молодежных театров-студий, которую я создала. Эти театры возникали на базе студийности. А что это такое? С одной стороны, это любительское искусство. С другой – постоянное состояние естественности. Меня удивляет, что это состояние, несмотря на возраст его худрука, до сих пор сохранено в этом театре».
   Дунаевскому, у которого двумя днями ранее был день рождения, клуб подарил сет, в котором обращал на себя внимание галстук-бабочка испещренный нотами.
   Воспоминания, поздравления, пожелания и шутки выступавших были душевны, не банальны, доброжелательны. Клубные зрители были необычно увлечены беседами друг с другом и обсуждением мюзикла. Было шумно и весело.

Текст: Виктория Чеботарева


Марк РОЗОВСКИЙ
Марк РОЗОВСКИЙ:
«Самое главное – мы вместе. Дорогой Аглицкий клоб, приходите к нам почаще. Перспективы неплохие, у театра 44 спектакля. Значит, впереди у нас 43 встречи, еще 43 возможности общения с артистами театра и столько же раз можно вместе отдохнуть и поразмышлять на самые серьезные темы, которых касается наше театральное искусство. И, непременно, вместе выпить и закусить. С наступившим Годом театра!».
Александр КИБОВСКИЙ
Александр КИБОВСКИЙ:
«Определенно нужна смелость, чтобы браться за постановку хорошо всем известного сюжета. Да еще так, чтобы это было адресовано и интересно широкому кругу зрителей, включая молодежь. Мы видели, в зале было немало молодых людей. Классику можно узнавать не только из книг и фильмов, снятых четверть века назад».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Давно я не испытывал такого культурного потрясения! Стихи, музыка, драматургия, движение, предметы сценической обстановки – все в полной гармонии. Зал предельно уютный. И главное – мысль в каждом слове, в каждом моменте действия, в развитии классического сюжета. Сюжета, близкого и знакомого со школьных времен, сегодня поданного в совершенно новом ракурсе. Только на таких образцах можно заинтересовать новое поколение историческими ценностями».
Елена ОПОРКОВА
Елена ОПОРКОВА:
«Хочу поздравить всех нас с тем, что появился еще дин российский мюзикл. Я не люблю копий зарубежных мюзиклов, при их постановке непременно идет потеря в качестве. Приветствую все оригинальное. Интересно, что создание спектакля абсолютно ансамблевое. Розовский и Дунаевский большие мастера и при этом пребывают в атмосфере вечной молодости: столько лирики, безумства и юмора одновременно. Такое гармоничное сочетание талантов в театре дорогого стоит. Марк уже воспитал не одно поколение синтетических актеров. А сегодняшние играли и пели просто на разрыв аорты. Причем, и молодежь, и актеры опытные. Уверена, многие хиты Дунаевского будут исполняться отдельно от самого спектакля».