ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

22.III
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
Странности любви    Лет десять назад член Московского Английского клуба Эльдар Рязанов презентовал соклубникам свою книгу «Поговорим о странностях любви». В ней Эльдар Александрович рассказал о том, какие страсти бушевали в сердцах многих известных личностей. Открывается книга наиболее пронзительной историей взаимоотношений Александра Герцена, борца за свободу, философа, писателя и Николая Огарева, русского поэта, публициста, революционера.
   Их имена исторически ассоциируются у нас с освободительным движением, с клятвой, которую они в молодости дали друг другу на Воробьевых горах, с «диссидентским» изданием «Колокол». Но никак не с их сердечными делами. Но их связывала общая горькая семейная рана, трагическая ситуация, в которую их вогнала общая возлюбленная Натали Тучкова, сначала жена Николая Огарева, а затем Герцена. Дама эгоцентричная, истеричная, умудрившаяся превратить жизнь любимых людей в ад, разрушавшая все хорошее, что попадалось на ее пути.
   Эта странная дружба и страстная любовь привлекла внимание и драматурга Александра Углова. Создавая пьесу «Лондонский треугольник», он тоже основывался на фактах, которые обнаружил в письмах и дневниках участников событий.
   Александр Галибин, он в этом спектакле блистательно играет Николая Огарева, рассказывал, что ему интереснее не изображать историческую личность, а показать человека во всех его проявлениях в трагическо-комической ситуации. И его герою нельзя не сопереживать.
   Режиссер постановки – Дмитрий Астрахан. Герцена играет Вадим Колганов инфернальную Тучкову – Джульетта Геринг. Герои в исторических, XIX века костюмах, фоном звучит музыка Шопена, создана атмосфера позапрошлого столетия, давних страстей.
   Но, как делились впечатлениями члены клуба, эти страсти ничуть не утратили актуальность и сегодня. А вот в способности современного человека жертвовать частью себя ради друга, самоуважением, многие как-то засомневались. И тут уместно привести мнение Эльдара Рязанова: «Я не знаю существа более благородного, более честного, более великодушного в своих человеческих, душевных порывах, нежели Огарев».
   Был и еще один важный повод прийти в театр «Школа современной пьесы». После длительного ремонта (пять лет назад в театре случился пожар) он вернулся в свое постоянное здание, в легендарный особняк на Трубной площади.
   По окончанию спектакля основателя и художественного руководителя театра, народного артиста России Иосифа Райхельгауза все поздравили с возвращением в «Дом на Трубе». Худрук с жаром рассказал о репертуарной политике «Школы», подчеркнув, что в театре ставят только современные пьесы, которые прежде не имели сценического воплощения. Львиная доля их была написана специально для театра «Школа современной пьесы» такими авторами, как Евгений Гришковец, Борис Акунин, Виктор Шендерович, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Вадим Жук. С театром работали композиторы Максим Дунаевский, Сергей Никитин, Александр Журбин, Игорь Зубков...
   С гордостью худрук рассказал о значительном количестве народных и заслуженных артистов, работавших в разное время в «Школе современной пьесы»: Михаил Глузский, Алексей Петренко, Любовь Полищук, Альберт Филозов, Ольга Яковлева, Лев Дуров, Армен Джигарханян, Мария Миронова...
   В марте «Школе современной пьесы» исполняется 30 лет. В честь годовщины театр выпустил необычный спектакль «На трубе». Так называется рассказ бытописателя и знатока Москвы Владимира Гиляровского. А еще месторасположение обязывает: буквально под зданием протекающая в трубе Неглинка. Сюжет этого спектакля навеян 200-летней историей дома.
   Экскурсия по нему, проведенная Райхельгаузом для членов клуба, точнее, увиденное, так же было своеобразной иллюстрацией к эпизодам, легендам и самой истории театра. Тоже очень художественной и драматургичной.
   200 лет назад здесь был разгульный трактир «Крым», его нижний этаж находился на берегу еще не взятой в трубу Неглинки. «И я эту речку ощущал, опускал туда руку». «Крым» приобрел купец Яков Пегов вместе с известным московским поваром французского происхождения Люсьеном Оливье. Историческое значение имеет тот факт, что в 1864 году возник ресторан «Эрмитаж». Проект заказали архитектору Дмитрию Чичагову, тому, что реставрировал Кремль! В начале XX столетия здание несколько перестроит архитектор Иван Бони, а другой зодчий, Федор Кольбе разработает проект пристройки к зданию на Неглинной.
   «В начале 2000-х годов вместе с реставраторами мы нашли могилу Оливье, – поведал Райхельгауз. Кулинар Люсьен Оливье скончался в 1883 году и успокоился на Немецком кладбище».
Оливье, – продолжает показ Иосиф, – давал вполне профессиональные советы при строительстве, обустройстве, декорировании помещений ресторана. И тот очень быстро обрел популярность у московской интеллигенции той поры.
   В 1870-1880-е годы здесь проходили «танеевские (академические) обеды», на которые собиралась  московская профессура для обсуждения злободневных политических вопросов. В «Эрмитаже» бывали Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский, (здесь прошла его свадьба с Антониной Милюковой), Антон Чехов, Максим Горький. Сюда съезжался цвет Москвы после спектаклей: Леонид Собинов, Василий Качалов, Федор Шаляпин любил петь и восхищался удивительной акустикой зала. Максим Горький отпраздновал премьеру пьесы «На дне». В роскошном белом зале «Эрмитажа» отмечали юбилеи иные знаменитости.
   Солидные посетители сидели за столами с белоснежными накрахмаленными скатертями, а перед ними, вот в этой ложе – жест худрука вправо – выступали самые знаменитые артисты. В зал ресторана, именуемом «Зимний сад» ежегодно, до 1917 года, собирались профессора московского университета, чтобы отпраздновать «Татьянин день. В «комплекс» ресторана в прежние времена входила гостиница, ее снесли, на этом месте театр построит новую сцену.
   Сегодня в знаменитом «Эрмитаже» завершена реконструкция и уникальные реставрационные работы. Часть помещений реставрирована исторически, так, как это задумал и сделал в свое время Оливье. Часть – приспособлена под театр XXI века.
   «Школа современной пьесы» – хороший пример того, как историческое, легендарное здание может превратиться в интересное театральное пространство, в котором гармонично объединены старинные интерьеры и современные театральные технологии. Есть малый зал, в котором также все обустроено для проведения спектаклей.
   На дружеской встрече членов клуба с артистами Максим Дунаевский поздравил творческий коллектив, отметив их «актерское мастерство и на редкость хорошую драматургию. То, что мы сегодня видели – это блистательно».
   Поздравляя Иосифа Леонидовича с открытием театра, Дунаевский заметил, что 30 лет «Школы современной пьесы» – это тоже уже большая история, которая прекрасно дополняет историю легендарного здания.
Спустившись по белой лестнице из зала посетители, на этот раз уже ритуально, заглядывали в старинное зеркало, перед которым в свое время красовался Федор Шаляпин.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ
Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ:
«Четверть века из окон своего кабинета я смотрел на Трубную площадь. Практически все здания, окружавшие ее, снесены, их заменили безликие строения, макеты. Здание нашего театра – единственный дом, который, приложив невероятные усилия, нам удалось сохранить. Упоминания о нем есть в 1803 году. Это дом невиданных традиций».
Максим ДУНАЕВСКИЙ
Максим ДУНАЕВСКИЙ:
«Это настоящий актерский спектакль, поставленный отличным режиссером».
Вячеслав ПЕЧНИКОВ
Вячеслав ПЕЧНИКОВ:
«Всегда очень интересно увидеть соклубника в разных ипостасях. Мы знаем Александра Галибина как режиссера театрального, как кинорежиссера, как киноактера. Сегодня он – актер, работой которого на сцене можно восхищаться бесконечно. И роль удачная. Историческая фигура Огарева –российского патриота, гражданина, поэта, человека увлеченного – представлена очень ярко. Ну а история «на троих» отчасти банальна, как тут не вспомнить Некрасова, Маяковского и т.д.».
Любовь СТЕПАНОВА
Любовь СТЕПАНОВА:
«Конечно, в целом история трагическая. Истеричная, эгоистичная особа, которая житья никому не давала. Некоторая стервозность может сделать женщину обаятельной, но скандальность – никогда даму не украшала. Тучковой обязательно нужно было кому-то сделать больно, уколоть – чтобы получить ответную реакцию. Поэтому она всех, даже детей в свою игру вовлекала. Все и всё в ее руках было инструментом воздействия».
Виктор ИВАНЕНКО
Виктор ИВАНЕНКО:
«Драма, трагедия. Трагедия женщины, двух мужчин. Какое бы замечательное произведение театрального искусства нам не представили артисты, все равно это смотрится тяжело, поскольку как-то все очень реалистично звучало. И, мне кажется, женщинам стоило бы сделать выводы из этой драмы».