ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

24.X
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
"Даже нам, суровым мужчинам, всхлипнулось..."    Перед внутренним взором каждого, кто был в зале, возникал свой образ фильма, свои ассоциации. Казалось бы, сюжет фильма незамысловат. Он снят по повести башкирского классика Мустая Карима «Радость нашего дома». Почти житейская история: маленький Ямиль ждет, когда закончится война, вернется отец, которого он знает только по письмам. Он готов мстить врагам, убежать «на войну». Однажды в доме появляется безмолвная девочка Оксана. Она столкнулась с ужасами войны вплотную – убиты родители. Спас ребенка проходящий мимо ее разоренной украинской деревни солдат, отец Ямиля. Девочка становится родной в этом башкирском доме.
   Но это – запечатленное время. И об ужасах войны Галибин рассказывает, используя очень скудную – по меркам, традиционно применяемым в фильмах о войне – палитру. Ужасы войны – в детских ощущения, в детских глазах.
   Лента Александра Галибина литературно-художественная: психология и драматизм сюжета переплетены с удивительной художественной красотой съемок, именно так Галибин показал материю действительности – любуясь башкирской природой, горами, голубыми далями, отчасти музейно красивой картиной башкирского быта.
   Для кого-то эстетичность каждого кадра была наполнена аллюзиями на классические живописные полотна Де Латура, идиллию деревенской жизни Пластова, нестеровское мастерство дать пейзаж сверху, осветить лица так, как это любила делать Зинаида Серебрякова. Не случайно же в картину был приглашен такой маститый кинооператор, как Михаил Агранович, работавший с классиками советского кино.
   Однако внешний, искусствоведческий взгляд на фильм, по мере разговора обретал удивительную глубину. Поскольку «перешел на личности».
   Предваряя просмотр, Анжелика Матвеева гостям не без гордости рассказала о давней традиции творческих людей клуба представлять свои работы.
   Четыре года назад в этом же зале Александр Галибин в качестве кинорежиссера показал фильм «Золотая рыбка». Замечательную, интеллигентную, умную, тонкую зарисовку о послевоенном прошлом страны, безжалостном как к фронтовикам, так и к мальчишкам, живущим в эвакуации. Очень добрый фильм.
   «Сестренка», оказалось, произведение из этой же «серии».
   «И это – констатировала Анжелика – наверное, ключевое слово, характеризующее творчество режиссера. Добрый – понятие, которое крайне редко можно употребить в применении к современному искусству. И это слово – визитная карточка Александра Галибина».
   Фильм «Сестренка» уже побывал на многих кинофестивалях и на всех получил какие-то награды. За лучшую режиссуру, за лучшую главную роль, призы зрительских симпатий за самый добрый фильм....
   Автор, представляя свою работу, был скромен: «Пусть картина скажет за меня». Фильм снимали в Башкирии, на берегу реки Инзыр, где из бревен старых домов построили настоящую деревеньку, чтобы создать атмосферу максимальной правдивости по отношению к материалу, к той эпохе.
   «Эта картина, как и все, что я делаю в театре, в кино – о любви. Мне дорого работать с детьми – они не фальшивы. Они передают эти чувства, как только может передать их ребенок. Мое желание – чтобы взрослые, сидящие в этом зале, вернули чувство детства, открытое чувство любви».
   Герои разговаривают на башкирском языке. Это было важно для колорита произведения, не дублировать, не пускать титры, а дать спокойный, почти бесстрастный (на эмоциональном фоне происходящего) голос за кадром. Голос Галибина.
Алла Коженкова убеждена, что этот фильм – «прекрасная душа Саши Галибина».
   Александр Кудрявцев сравнил фильм с глотком свежего и чистого воздуха, так необходимого современному обществу. Источником его Галибину служит мир маленьких людей. Он показан в фильме «Золотая рыбка». В «Сестренке» просторы этого мира расширяются. Отчасти и оттого, что дети этой башкирской деревни с удивительной достоверностью сливаются с пейзажем, природой,
   «Мне показалось что в этой цепи событий, поступков, вырисовывается кусок жизни, нашей жизни, в том числе и моей, босоногой. Я тоже был в эвакуации, в Сибири. Спасибо большое, что вы вернули меня в детство».
   Печально, но светло становится после такого фильма, – отреагировал Гарри Бардин. «Кроме пронзительного повествования о потрясающих детях, ты, Саша, выполнил замечательную гуманистическую сверхзадачу, возвратил нас в нашу историю. Историю советской страны, той, которой было свойственно совершенно не номинальное понятие «дружба народов».
   Это когда жители Средней Азии открывали свои дома эвакуированным москвичам и ленинградцам, отдавали свои кровати, а сами спали на земляном полу. Эту идею ты очень четко прочертил: украинцы, башкиры... Люди понимают друг друга. И эти чувства проникают и трогают.».
   После просмотра фильма продолжилось клубное общение. Как выяснилось, Александр Галибин еще и юбиляр – он состоит в клубе уже 10 лет. Олег Матвеев и Владимир Шумейко поздравили соклубника и вручили хорошую репродукцию офорта исторического здания Московского Английского клуба на Тверской улице. С 1851 по 1917 год оно принадлежало клубу.
   Владимир Филиппович сказал, что «Сестренка», это лучший фильм о войне. Именно потому, что нет выстрелов, нет показательных подвигов, спецэффектов... «Война дана пронзительно, глубоко в тылу, в ощущениях детей. В этом – умение Галибина приумножать данный ему Богом талант».
   Ничуть не боясь, что его заподозрят в чем-то неладном, Андрей Нечаев назвал «Сестренку» абсолютно патриотическим фильмом. «Когда я почувствовал, что фильм приближается к финалу, мне стало обидно. Было ощущение личной недосказанности в общении с этим фильмом и с тобой, Саша, посредством этого фильма. Настолько он чистый, светлый, очищающий. Его нужно показывать, как средство воспитания доброго человека. В лучшем смысле этого слова просветительский фильм. Я не согласен, что это фильм о войне без войны. В этой части, даже нам, суровым мужчинам, всхлипнулось».
Певица Татьяна Печникова исполнила «Желаю вам...» Самуила Маршака. Такого сопрано в «Фитиле» еще не слышали.
   Многие члены клуба, отмечая «несовременную чистоту» «Сестренки», с сожалением произносили: хорошо сделано, вот только вряд ли столь некоммерческую, не продюсерскую, как теперь принято говорить, картину ждет кассовый успех.
   Пессимизм объяснялся недостаточной осведомленностью. В частной беседе Михаил Курбатов, директор продюсерской компании «Мотор», один из продюсеров фильма «Сестренка», возразил: «Это очень продюсерский, хотя и очень советский фильм. То, что называется кассовым успехом, мы почувствовали в первые же две недели проката фильма. Прокатом занимается самая известная компания мира – Walt Disney.
   Это очень продюсерское кино, потому что снято в жесточайших рамках большого литературного произведения. Экранизация – это самый сложный жанр. Потому что надо сконцентрировать в полуторачасовом фильме все, что было в литературном исходнике. Нужно сделать технически современный фильм, не утратив то, что было закодировано в произведении Карима в 1952 году. И потому, в конце концов, что среди множества цензоров главные – читатели.
   Роль Александра огромна – снимать детей очень сложно. Дети не играют, дети живут во время съемок. Таких режиссеров в России практически уже не осталось. Галибин – продолжатель дела Ролана Быкова.
   Буквально накануне клубного просмотра Михаил Курбатов узнал,  что  Министерство  культуры выделило Студии грант на следующую картину Александра Галибина.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


Александр ГАЛИБИН
Александр ГАЛИБИН:
«Моя мама мной очень гордится, хотя никогда этого не показывает. И меня призывает быть скромнее: «Пусть о твоих делах говорят люди. Ты служи своему делу, а дальше, в какой ситуации ты бы ни оказался, пусть будет так, как будет. Десять лет с вами в клубе пролетели как один день. Спасибо огромное. Я чувствую вашу теплоту, рад, что у меня есть такие друзья, как вы. Я благодарен за вашу поддержку».
Алла КОЖЕНКОВА
Алла КОЖЕНКОВА:
«Мстислав Ростропович говорил: «В чем разница между копией и подлинником? Подлинник стоит миллионы, а копия – три копейки. И эту разницу очень трудно уловить». Ее уловил Галибин. Фильм «Сестренка» – подлинник».
Виктор ИВАНЕНКО
Виктор ИВАНЕНКО:
«Эмоции самые положительные. Я не ожидал встретиться с такой искренностью, добротой. На фоне сегодняшнего кинематографа это большая редкость. Дай Бог, чтобы этот фильм нашел дорогу ко многим-многим сердцам. Чтобы Саша Галибин продолжал дальше творить».
Олег МАТВЕЕВ
Олег МАТВЕЕВ:
«Мы сегодня на примере фильма «Сестренка» не раз говорили по поводу воспитания искусством. Приглашая на этот просмотр детей мы несколько сомневались, а будет ли им интересно? Не секрет, существует мнение, что современной молодежи нужно больше действия и меньше переживаний. Судя по реакции нашей, клубной молодежи, фильм был принят и понят. Это воодушевляет».
Степан ЛАХНО
Степан ЛАХНО:
«Фильм мне очень понравился, не было скучно. Замечательно играют юные актеры. Мне кажется, очень сложно работать с детьми, добиться, чтобы они сыграли так, как это нужно режиссеру. В целом история цепляет за душу, до слез трогательна. По-настоящему, жизненно показана башкирская деревня. Все очень правдоподобно. И очень красиво».