ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

7.XI
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
Да вы, батенька, неизбежность!    «Мог ли я, мальчик из алтайского городка Славгород в 150 тысяч человек, вообразить, что судьба сделает такой виток и я буду снимать фильм о Ленине...».
   Почему выбрано именно это место для просмотра фильма Владимира Хотиненко «Ленин. Неизбежность», объяснил, открывая вечер, Президент Английского клуба, Олег Матвеев. «Хотелось достичь некоторого соответствия поводу, месту и времени. В непосредственной близости от Кремля, Красной площади, мавзолея, 7 ноября... К тому же кинотеатр в ГУМе еще и место «намоленное» киновстречами клубного Дамского салона. Их вот уже несколько лет проводит Татьяна Яковлева-Хотиненко. Спасибо Этуне Кохидзе, директору киноцентра за многолетнее сотрудничество с Клубом».
   «Фигура Ленина в сознании общества неоднозначна. Кто-то считает его гением, который повернул мир к светлому будущему. Другие видят его основателем кровавого режима, принесшего миллионам людей огромное горе. Сегодня мы увидим и услышим точку зрения Художника и Мыслителя коим является наш соклубник Владимир Хотиненко» - завершил представление режиссера Олег Матвеев.
   Действие фильма разворачивается во время Первой мировой войны. Ленин уже долгое время находится в иммиграции. Будучи в Цюрихе, он активно подготавливает все для начала масштабной революции в Российской империи и вдруг обнаруживает, что прозевал! Февральская революция в стране прошла без его участия.
   Ему срочно нужно все взять под контроль, а для этого незамедлительно отправиться в Россию. Любыми путями, даже рискуя собой, жизнями соратников и других иммигрантов. Но все это мало волнует вождя революции. Он обуреваем целью. Перемещение в Петербург из Цюриха проходит через Германию, воюющую с Россией, в таинственном «пломбированном вагоне». С красным платочком-флажком на палочке, в нелепой, жалкой процессии на санях по Финскому заливу едет человек, которому судьбой было уготовано перевернуть мир...
   Большое значение режиссер придал, казалось бы, несущественным эпизодам в его жизни – интересу Ленина к дадаистам и различных общественных деятелей к нему. Тому, как в замкнутом пространстве вагона вынуждены были подавлять, гасить свои душевные страсти участники «треугольника» Ленин-Крупская-Арманд...
   Картина сложена из воспоминаний людей, знавших Ленина. Половина из тех, кто ехал с ним в знаменательном бронированном поезде, оставили их. Разумеется, мемуары однобоки, неоднозначны. Хотиненко сравнивает их с описанием одного и того же события разными людьми в новелле Акутагавы Рюноскэ «В чаще», более известной по фильму Акиры Куросавы «Расемон». Но в чем-то свидетельства тех предреволюционных событий были сходны.
   Как, собирая все эти детали из воспоминаний участников тех событий, говорит Хотиненко, не вспомнить ахматовское: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда».
Фильм сделан на основе сценария Эдуарда Володарского. Сценарий картины написали дебютанты в области полнометражного кино Кирилл Журенков и Надежда Воробьева. Но, похоже, соткано это кинополотно из ощущений самого режиссера. В истории многое – домыслы. Хотим – верим в них, не хотим – нет.
   В этой киноистории судьбу России решают Ленин и Парвус (Евгений Миронов и Федор Бондарчук). Партнеры, противники, манипуляторы. Каждый пытается перехитрить, переиграть другого в этой рискованной политической игре. Результат известен. И как трагически схожи оказались финалы судеб этих двух преобразователей мира, оказавшихся в этот момент абсолютно одинокими.
   Монолог режиссера после того, как в зале зажегся свет, звучал страстно, почти исповедально. Он не боялся оказаться непонятым, он был «в своей тарелке» – среди друзей из Английского клуба. На премьеру пришли и члены творческой группы, их с удовольствием представлял Владимир Иванович.
   А еще он был раздосадован тем, что не находил поддержки у историков. Занимая ту или иную позицию в оценке событий столетней давности, они не чувствовали масштаба личности Ленина. Фигуры значительной, независимо от того, кем его пытались прежде или сейчас изобразить историки, политологи. И те и другие, удивляется режиссер, не поддерживают его нетрадиционный взгляд на историю. Отношение самого Хотиненко к истории выражено предваряющим фильм эпиграфом: «Никто не знает настоящей правды». А.П.Чехов.
   «Сколько в мире по-настоящему великих людей, перевернувших, изменивших мир? Цезарь, Македонский, Чингисхан, Тамерлан, Наполеон, Ленин....  Удивительно, но немцы интересуются фигурой Ленина гораздо больше, чем мы. Из этого сонма великих людей, изменивших мир, у них Ленин на первом месте. Это ли не замечательный повод выяснить и нам – а кем же он был?»
   Владимир Иванович страстно рассказывал о том, как создавался фильм. Как оператор Денис Аларкон Рамирес не так, как это принято – уходя в сепию, творил свой стиль «ретро», а наоборот, парадоксально звонко, ярко. Как Журенков и Воробьева где-то в европейском музее обратили внимания на старинную салонную карусель. Возникла идея дать в картине бордель-карусель. «А уж наш художник Сергея Иванов постарался, сделал из этого зрелище!».
   Как радовался режиссер своей находке, – «Замечательный немец, сопровождавший вагон с иммигрантами. Его играет не актер, а исторический консультант». «Замечательный немец» – кандидат исторических наук, реконструктор Андрей Малов-Гра, отслеживал, чтобы все, что касается эпохи, одежды, жития персонажей было аутентично и точно.
   Исповедальность монолога режиссера рождала живую реакцию зала. Молодые представители творческой группы благодарили его за то, что он очеловечил персонаж, значение которого сегодняшнее молодое поколение не осознает, воспринимая Ильича скорее, как некое изваяние. И не скрывали удивления, что сегодня в нашей стране кто-то глубоко интересуется личностью Ленина, предлагая рассматривать его не с политической точки зрения, а как человека живого. Главное, подчеркивали, Хотиненко это делает без морализаторства.
   Роберт Зиновьев, дистанцировавшись от исторического Зиновьева (тем более, что это псевдоним революционера), заинтересовался – выдумка или правда сцена венчания Ульянова и Крупской?
   «Я мечтал, – ответил Хотиненко, – увидеть и показать в этой сцене момент, когда на Ленина, по сути, надевают царский венец. Кто-то из съемочной группы тогда подметил, что герой на миг стал похож на Николая II. И этот мистический поворот колеса свершился. Что такое кино? – это суметь увидеть!»
   Дмитрий Городецкий, высоко оценив картину, дал Хотиненко идею для съемок следующего фильма о Ленине. Тем более, что в нем можно обойтись без «не нашего» Парвуса. Он рассказал о шехтелевском здании в Домодедово, где провел последние пять лет Ленин. Там расположился музей его имени, с этим местом связано много эпизодов, что могли бы послужить основой для другого объемного повествования о прошлом страны.
   Владимир Шапенко поблагодарил режиссера за то, что канонический образ Ленина дополнен «реальной» картиной. Ведь, как следует даже из писем вождя революции к родным, он был вполне живым, эмоциональным человеком. Соклубник вручил небольшой сувенир человеку, «соединяющему в своих фильмах прошлое с настоящим». Это произведенный в 1967 году, в честь 50-летия революции, пресс для склеивания кинопленки. Настоящая, аутентичная вещь.
   «Замечательный подарок, – отреагировал режиссер. Мое поколение по-прежнему верит в мистику пленки. Нам всегда казалось, что пока снимаешь, пленка как органическое вещество, впитывает энергетику всех людей на площадке, все эмоции. И передает их зрителю».

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


Владимир ХОТИНЕНКО
Владимир ХОТИНЕНКО:
«Я снимал картину «Гибель империи», я, что называется, «в теме». И я не сомневаюсь, что сам факт революционных преобразований в России был предрешен. Но мне очень хотелось понять, почему в цепочке действий, что привели к перевороту, неизбежной оказалась именно фигура Ленина? Кем же был человек, который все это совершил?!».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Ленин – это глубокая тема, как мне кажется, до сих пор полностью так и не осмысленная. Может быть потому, что каждый ее воспринимает по-своему. Владимир Иванович показал свое видение. Фильм интересный, есть над чем подумать».
Елена ЧАЙКОВСКАЯ
Елена ЧАЙКОВСКАЯ:
«У меня фильм вызвал очень большую симпатию».
Андрей МАЛОВ-ГРА
Андрей МАЛОВ-ГРА:
«Очень нужный фильм. Это огромный вклад Владимира Ивановича в историческую правду нашей страны. Нужно знать прошлое, чтобы не допустить подобного ужаса в стране еще раз. Как историк говорю».
Елена РАБЕ
Елена РАБЕ:
«Да, сегодня, можно сказать, Владимир Хотиненко прозвучал дважды. Как автор фильма и когда говорил о нем. Видно, что для него это живое, дорогое, поэтому таким искренним он был. Очевидно, что все события, вошедшие в фильм, он пропустил через себя, желая показать свое отношение. Историки же воспринимают это произведение как трактовку истории... Я сегодня впервые задумалась, как, действительно, немного людей, которые коренным образом меняли историю, единицы. И еще мне стало понятно, что для Хотиненко снять этот фильм – неизбежность. Он не мог его не снять».
Софья ШАПЕНКО
Софья ШАПЕНКО:
«Меня впечатлила актерская игра, создается ощущение, что в фильме показаны достоверные события».