ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

11.XII
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
Клубное знакомство с музеем    Созданию музея предшествовало знакомство Давида Якобашвили со шведским бизнесменом Биллом Линдваллом. Сорок лет тот был увлечен коллекционированием старинных механических инструментов. В его собрании было около 460 предметов. Почувствовав, что серьезно болен, Линдвалл предложил другу купить его коллекцию и сделать музей.
Получив в собственность коллекцию Линдвалла, Якобашвили погрузился в сферу собирательства интересных арт-объектов. Как известно, становясь коллекционером искусства сложно не превратиться в знатока антиквариата. Приобретая предметы на аукционах Давид Михайлович не поручает это ответственное дело другим, делает все самостоятельно. Сегодня в коллекции более 20 тысяч экспонатов, это одно из крупнейших частных собраний мирового культурного значения.
Более 15 лет ушло у Якобашвили на формирование ценнейших музейных фондов, подбор и реставрацию экспонатов. 10 лет на проектирование и строительство здания музея. Здания, достойного и самой коллекции и архитектурного контекста, в котором оно появилось, музей «Собрание» расположен в центре Москвы, на Солянке.
Основа, жемчужина коллекции – музыкальные автоматы и инструменты, механические редкости, в том числе музыкальные шкатулки, органы, шарманки, фонографы, граммофоны и фонографы, аккордеоны, часы и автоматоны. В большинстве это произведения искусства, немало работ известных мастеров.
Ольга Меликьян, искусствовед, магистр аукционного дома Christie's, проводила клубных гостей от солидных камерных органов к простым органчикам, заводила шарманки, включала совершенные автоматические рояли, пианолы, фисгармонии, сложнейшие оркестрионы, уникальные куклы-автоматоны, погружая в историю их возникновения.
Удивляло всех не только изобретательность человеческого ума, то, как прогрессировала научная мысль, но и человеческая прихоть. Ведь большинство этих предметов были полезны, они услаждали слух, взгляд, развлекали. Это было приятное погружение в историю, во времена, когда Мастер любой утилитарный предмет снабжал совершенным механизмом и превращал в изящный предмет искусства.
Поражало то, что раритеты с более чем трехсотлетней историей, отреставрированы и находятся в рабочем состоянии. Кукла человеческого роста играет бровями, механические птички в золотых клетках поют. И то, что география коллекции дает практически полное представление об уровне и ходе развития этой области техники в странах Европы и Северной Америки.
В коллекции музея «Собрание» самый древний экспонат – англо-голландские часы середины XVI века и часы «Лев» (автоматон, сделанные в Южной Германии в 1630 году. Всего в музее более пятисот часов – напольные, настенные, консольные, каминные, настольные, каретные, карманные. И это тоже история о том, как на протяжении веков развивалось часовое искусство, почему появились прозрачные часы с потайным механизмом, скелетоны.
Увлекся Якобашвили и декоративно-прикладным искусством. Фонд музея объединяет обширную коллекцию ХIХ-ХХ: европейская и русская бронза, бронза со слоновой костью, скульптура из слоновой кости. Собрал коллекцию старинного русского и зарубежного серебра, художественного стекла, хрусталя, керамики. В ней множество предметов декора из поделочного камня. Всем этим предметам предоставлены специальные залы и комнаты.
И это все тоже рассказ о том, как промышленное производство, массовое появление ювелирных мастерских, мануфактур и стекольных заводов, бронзолитейных предприятий на рубеже ХVIII-XIX веков были тесно связаны с искусством. И наоборот, как мир искусства влиял на промышленность, заставляя искать новые формы и технологии.
Музей живет. Его фонды продолжают пополняться, может быть уже не так интенсивно, как прежде. Его экспонаты активно путешествуют по выставкам, в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в Русском музее. Давно сотрудничает «Собрание» с Музеем декоративно-прикладного искусства.
Поразило членов клуба и то, что посещение музея бесплатно. То есть содержание музея идет не за счет любителей изящного. Это принципиальное решение мецената Якобашвили. Правда, о том, чтобы попасть в «Собрание», следует подумать заранее, записавшись на сайте музея. Потрясенные члены клуба тут же решили привести в музей детей, внуков, друзей.
Удивлять, так удивлять! После такой экскурсии следовало обсудить увиденное, для чего клуб пригласил всех на дружеский ужин в ресторан авторской кухни «Stories». Он располагается поблизости с музеем, в легендарной «высотке» на Котельнической.
Сдержанный, стильный, уютный. С концепцией. Шеф-повар «Stories» Владислав Корпусов работал в лучших ресторанах Таллина, в Норвегии. Он сторонник не только модного сейчас скандинавского тренда, с ним, следует напомнить, недавно клуб познакомился в ресторане северной кухни "Björn". Шеф считает, что гостей надо удивлять. Печь с открытым огнем, жонглирование пламенем перед публикой – это интересно.
Повар Петр, этакий огнепоклонник, прилюдно фламбировал устрицы говяжьим жиром из раскаленной чугунной воронки. Вполне гармоничным оказались блюда, содержащие вроде бы несочетаемые продукты, приправленные натуральным дымком березовых поленьев. Они отличались разнообразием, изысканностью, абсолютно новыми вкусовыми ощущениями.
А десерт-обманка Baby Banana – мастерство шеф-кондитера Екатерины Кригер. Она удивила всех, спрятав под хрустящей «кожурой» из шоколада нежную текстуру бананового крема с маракуйей. Рядом – джелато, легкое мороженое и хрустящий штрейзель.
Представленный в тот вечер специальный дегустационный сет позволил познакомиться с кухней ресторана. Клубные гурманы были довольны этими гастрономическими stories.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Мы не первый год вот так соединяем посещение выставки или поход в музей с гастрономическим «продолжением». Хочется во время ужина поделиться своими ощущениями, услышать чужие мнения, насытиться какой-то новой информацией. Да просто посидеть, поговорить. И сегодня получился полноценный досуг, в котором есть и интеллектуальная часть, и вкусная еда, и человеческое общение. В этом сезоне появилась новая программа: «Путешествие Московского гурмана», мы стараемся находить новые интересные, особые, запоминающиеся гастрономические точки. «Stories» стал достойной частью этой программы».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Нас с Таней потрясло это богатейшее собрание, сам факт собирательства, начавшийся вроде с узкоспециализированной коллекции. Одна из главных мыслей, посетивших меня, особенно после зала с изделиями Фаберже – насколько современные наши изготовители сувенирной продукции отстали от своих предков. Насколько утеряно высочайшее мастерство. Наверное, это объясняется тем, что у людей прежде было больше времени для увлечений, для использования этих предметов в быту. И мастеровые не спешили – ведь это все ручная работа!».
Нина МИРОНОВА
Нина МИРОНОВА:
«Мало того, что это музей уникальных музыкальных произведений. Это еще и музей настроения. Мы сегодня окунулись в рождественское, теплое, домашнее, душевное состояние. Спасибо огромное устроителям этого музея и, конечно, самому Давиду Якобашвили. С огромным уважением отношусь к людям, гораздым на такие великие дела».