ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

15.IV.21
ЗНАКОМСТВО С МУЗЕЕМ
ЗНАКОМСТВО С МУЗЕЕМ
Музей маленький, экспонатов очень много В некотором смысле визит в этот Музей Ар Деко был подготовлен недавним посещением Дамским салоном дизайн-студии Марины Мытаревой, коллекционера и специалиста в прекрасной узкой сфере собирательства французского стекла в стиле модерн, ар нуво, ар деко.
Вот и на этот раз экскурсия с научным сотрудником музея, искусствоведом Анастасией Родендорф стала своеобразным погружением в эпоху этого интересного стиля, заявившего о себе с особой силой в 1925 году, когда в Париже прошла Международная выставка декоративных искусств и современной промышленности.
Показав на выставке предметы роскоши французского производства, Париж доказал миру, что он остается интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны. Ар деко был роскошен, и эта роскошь – реакция на аскетизм и ограничения в годы войны.
Родившись в Париже, своего апогея стилистика ар деко достигла в Нью-Йорке, в облике небоскребов Крайслер-Билдинг, Эмпаир-Стейт-билдинг... В архитектуре ар деко прозвучал наиболее ярко, но проявлял он себя в период между двумя мировыми войнами везде – в промышленном дизайне, в моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели... Правда предметы ар деко предназначались для очень богатой, роскошной, вальяжной жизни. В которой любая вещь должна быть красивой, стильной, элегантной, сделанной из дорогих или очень дорогих материалов.
Скульпторы запечатлевали влияние ар деко на женскую моду. Дамы коротко стриглись, освободившись от жестких корсетов и кринолинов надевали вызывающе короткие платья и юбки и танцевали фокстрот, чарльстон, танго. Наряжались в кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны, драпировались в дорогие ткани. Блестящий, «буржуазный» стиль ар деко называли эпохой «Великого Гэтсби». Он был символом потерянного поколения.
Ар деко – как продолжение модерна – сохранил вдохновляющие мастеров природные орнаменты и изогнутую линию «удара кнута». Но при этом обогатился строгой симметрией, геометризмом, прямолинейностью. Особенно заметны они в архитектурных произведениях той эпохи, в кабинетной скульптуре, предметах интерьера, мебели. В них, подчеркивала Анастасия, непременны вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, новые трактовки иных экзотических культур, в том числе и «русской экзотики».
Многие европейские скульптуры того времени создавали свои работы вдохновляясь художеством Бакста и иных ведущих русских художников, оформлявших «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже с 1909 по 1929 год. Пластика танцоров, совершенство их утонченных тел, роскошные балетные декорации и костюмы никого не оставляли равнодушными.
Не остался равнодушным к эпохе ар деко и предприниматель Мкртыч Окроян. В начале 1990-х он увлекся художниками «Мира искусства». Исследуя эту тему отправился в Париж и открыл там для себя направление ар деко во всем его разнообразии, его привлекла связь европейского ар деко с русской культурой XX века. Начало коллекции положили скульптуры из бронзы и слоновой кости выдающегося скульптора эпохи ар деко Дмитрия Чипаруса. Тема русских балетов занимала особое место в его творчестве. Работы Дмитрия Чипаруса и составили основу коллекции. Сегодня в Музее Ар Деко практически полное собрание скульптора. А Окроян – первый серьезный коллекционер в России, сформировавший обширное собрание произведений предметов ар деко и ар нуво.
В коллекции более 900 произведений скульптуры из бронзы и слоновой кости 1920—1930-х годов, около 500 предметов мебели, значительное количество предметов декоративно-прикладного искусства и графики. Помимо Чипаруса в коллекции представлены и другие мастера кабинетной пластики ар деко – Бруно Зак, Гердаго (Герда Иро), Фердинанд Прайсс, Поль Филипп, Отто Пертцель, Пьер Ле Фагои, Клер Колине....
В музее есть произведения выдающихся дизайнеров, мебельщиков того времени – Жака-Эмиля Рульманна, Жюля Леле, Поля Фолло, Луи Сю, Андре Мара... Широко представлено и творчество Эдгара Брандта, ведущего мастера по художественной ковке эпохи ар деко. Есть работы мастеров французского ар нуво: Эмиля Галле и Луи Мажореля, комплекты мебели для гостиной Карла-Альберта Ангста и Дома Дио.
Сам коллекционер отмечает: «Ар деко был последним ярким стилем в Европе, стилем людей активных, обеспеченных, стремящихся преобразовывать мир вокруг себя». Его душу греет, что западный ар деко связан с Россией, что у любого европейского скульптора того времени была своя «русская танцовщица».
Скульпторы любуются движением спортсменок, танцовщиц, балетных див, изображая их, как правило, в стремительном движении, опирающихся я лишь на одну ногу. И при этом словно застывших в своем времени, в послевоенном образе жизни. Арманд Годар – «Танец мыльных пузырей», Поль Филипп – «Андалусская танцовщица», Эли Лоран: «Танцующая пара»... Дополняют коллекцию картины из «другой оперы», в стиле модерн – известного художника Альфонса Мухи. Лаковые панно Жана Дюнана в стиле ар деко, часть оформления интерьера океанского лайнера «Нормандия».
Чем интересен частный музей? Конечно, предметами коллекционирования. А еще попыткой понять, чем же движим энтузиазм собирателя? Почему он останавливает свой выбор именно на этой тематике? Почему ему хочется делиться впечатлением от своей коллекции с другими людьми? Это далеко не первый частный музей, в котором был Английский клуб. С этой целью создана специальная программа – посещения частных музеев.
В Музее Ар Деко главенствует просветительская миссия: показать головокружительную атмосферу «ревущих двадцатых». Для кого-то эта экскурсия в музей была лишь знакомством со стилем ар деко, для кого-то – радостью созерцания уже известного. В любом случае, помимо эстетического удовольствия все восполнили пробелы в своем знании прикладного искусства. Ар деко – стиль дорогой, комфортный, элегантный – никого не оставляет безразличным и через 100 лет.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Огромная благодарность владельцу собрания и сотрудникам музея за то, что коллекцию сохраняют, пополняют, изучают и просвещают заглянувших сюда случайно или пришедших намеренно посетителей. Музей очень интересный, все эти произведения можно рассматривать бесконечно долго, поскольку скульптуры небольшие. Они требуют близкого, пристального осмотра, сравнения и даже некоторой подготовки для того, чтобы лучше понять – как возник, чем насыщался этот недолгий, но такой удивительный пласт художественной культуры».
Галина ГОРКУНЕНКО
Галина ГОРКУНЕНКО:
«Музей очень понравился и, конечно, в целом стиль ар деко. Не скажу, что я с ним была хорошо знакома, но, как оказалось, он мне очень близок. Не может не восхищать тонкая работа со слоновой костью, металлом, камнем. Поражает не столько то, что Мкртич Окроян собирал все эти изящные предметы, сколько решение выставить коллекцию на общее обозрение. И не просто у себя дома, для близких, знакомых, а организовать целый музей. Это мероприятие непростое само по себе. Огромная благодарность коллекционеру».
Ирина БАЛАГАНСКАЯ
Ирина БАЛАГАНСКАЯ:
«Такое все воздушное, устремляющееся. Я не представляла, что металические скульптуры могут быть такими кажущимися невесомыми. Создается ощущение, что они, вопреки всем законам физики, парят в воздухе. Я не ожидала, что музей может быть таким необычным».
Нелли ЗАКИРОВА
Нелли ЗАКИРОВА:
«Уникальный музей, совершенно эксклюзивный. Самое интересное в нем то, что вся экспозиция продиктована вкусом одного человека. И видно, что вкус у него замечательный. Я представляю, скольких трудов стоило найти все эти экспонаты, купить их, это невероятно дорогое увлечение. Хотелось бы, чтобы этот музей посещался большим количеством людей. А может быть это часть концепции: элитарный музей для особых посетителей, для тех, кто интересуется стилем ар деко, ар нуво. Поэтому тут все на месте, все оправдано. Дай бог Окрояну сил и много денег, чтобы он пополнял свою коллекцию».