Первые попытки обжига глины специалисты относят к позднему палеолиту. На заре человеческой культуры разделения на утилитарную и декоративную керамику не существовало. Каждый предмет должен был нести полезную функцию. Но в руках мастеров он обретал эстетическое звучание. В чем же парадоксальность керамики? В ее постоянном противоречии, взаимоисключающей сути. Твердое – хрупкое. Вечное (судя по «Терракотовой армии» первого китайского императора династии Цинь) – временное (повседневная посуда). В загадочном свойстве одного и того же материала быть простым горшком, свистулькой и произведением высокого искусства, утилитарным – эстетическим. Доступной каждому бедняку кружкой и роскошной посудой на императорском столе. В сложности определения грани между утилитарной вещью и художественным произведением. Ваза – для цветов или цветы – для вазы? – задают парадоксальный вопрос кураторы выставки. Вся история человечества – это эволюция утилитарного глиняного предмета, превращение его в самостоятельный художественный объект. В СССР этот процесс ярко проявился в 70-е годы прошлого века, когда художники ленинградских мастерских организовали группу «Одна композиция», утверждавшую право керамистов на свободное творчество и эксперименты. Так они помогли керамике выйти за пределы прикладного творчества и представлять собой самостоятельное направление в художественном процессе. В это время в стране произошло «размежевание» промыслов, тиражированных на производствах предметов и искусства керамики. Керамика стала авторской, модной, востребованной, возникали художественные салоны, проходили выставки, где никто уже не удивлялся висящим на вешалке керамическим сюртуку и платью. Керамика превратилась в язык, которым мастер мог высказаться. На выставке представлены эти яркие высказывания. О вечных темах – война, материнство, любовь. Производные из глины, подчеркнула Юлия, постепенно заняли достойное место в ряду других видов изобразительного искусства. В XXI веке в ходу иные понятия: арт-объект, концепция, инсталляция... Универсальная пластичность глины, ее «конформность» позволяет реализовать любой замысел. Возникает актуальная керамика. Высказывания по поводу городской среды, лиричных гастарбайтеров и... гречки. У фантазии нет пределов. Художники-керамисты задумываются над смыслом жизни. Своим лаконичным языком рассказывают о мире. О том, что проблемы экологии вневременны и безграничны, как это сделал автор «Прибрежной полосы», где на песке старомодная туфелька соседствует с помятой банкой Coca-Cola, окурками и прочим мусором – разумеется из керамики. В чьих-то руках, подчеркивает Юлия, керамика становится остросоциальной. Это уже не свистульки. В представлении многих керамика — это объем, трехмерность. Однако некоторые художники не прочь поработать и с плоскостью, с керамической поверхностью. И их произведения неплохо конкурируют на стенах с современными полотнами. Все дело в том, кто берется за дело, ремесленник или художник. Не парадоксально ли, что в XX веке многие известные мастера – в их числе Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хуан Миро, Лучо Фонтана, Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Малютин изобразительные свойства керамики считали для себя не менее интересными, чем возможности кисти и холста. Они изобретали объемные керамические скульптуры, вазы, экспериментировали с технологиями. В любом керамическом изделии сходятся несколько стихий – земля, вода и огонь. И тут Юлия пропела песнь дровяному обжигу! Печи, в которой происходит соединение этих трех стихий, огненное таинство, шаманство, на которое, как это ни парадоксально, влияние мастера распространяется весьма относительно. Не случайно художники с таким трепетом ждут результата обжига, сравнивают его с рождением... произведения. Юлия обратила внимание, две одинаковых вазы заметно отличались друг от друга после одновременного обжига. Непредсказуемость процесса в печи и делает его интереснее, рождают новую эстетику произведения. Сейчас среди керамистов-художников возникает новое, «обратное» движение – обращение к древним рецептам изготовления глины, использование дровяных печей, живого огня, а вовсе не газа и электричества Это ли не парадокс? А в какой обстановке рождаются керамические шедевры! Среди идеально разложенных по полочкам инструментов, альбомов, эскизов, вдохновляющих предметов... И в стихии полного беспорядка... Устроители выставки смонтировали мини-фильм: художники разных стран «проводят» зрителей по своим мастерским, знакомят с атмосферой рабочих студий. Разве не парадоксально, что души автора, его художественного процесса, заключенные в керамических творениях, поселяются в вашем доме и резонируют с вашей душой? Окончился маленький клубный вечер в семейном ресторане «АндерСон». Легкий ужин сопровождался общей беседой на самые различные темы, но почему-то непременно они сводились к искусству. Вот такой тон задала выставка. Нелли Закирова рассказала о готовящемся в следующем году праздновании столетия джаза в России. А еще сидящих за столом умиляла маленькая Сонечка, внучка Елены Опорковой, они с мамой пришли в гости, на клубные посиделки и им тоже было уютно. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников встречи |