ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

8.IV.21
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
Парадоксы керамики    Если верить мифам, бог сотворил человека из глины. Доказательств этого пока еще никто не представил, но то, что предметы из праматериала сопровождают человека с древнейших времен по сию пору, очевидно. Юлия Киселева, культуролог, куратор этой выставки, из зала в зал переходя, на примере более 150 произведений из российских музеев и частных собраний рассказывала, как развивалось керамическое ремесло.
   Первые попытки обжига глины специалисты относят к позднему палеолиту. На заре человеческой культуры разделения на утилитарную и декоративную керамику не существовало. Каждый предмет должен был нести полезную функцию. Но в руках мастеров он обретал эстетическое звучание.
   В чем же парадоксальность керамики? В ее постоянном противоречии, взаимоисключающей сути. Твердое – хрупкое. Вечное (судя по «Терракотовой армии» первого китайского императора династии Цинь) – временное (повседневная посуда). В загадочном свойстве одного и того же материала быть простым горшком, свистулькой и произведением высокого искусства, утилитарным – эстетическим. Доступной каждому бедняку кружкой и роскошной посудой на императорском столе. В сложности определения грани между утилитарной вещью и художественным произведением. Ваза – для цветов или цветы – для вазы? – задают парадоксальный вопрос кураторы выставки.
   Вся история человечества – это эволюция утилитарного глиняного предмета, превращение его в самостоятельный художественный объект. В СССР этот процесс ярко проявился в 70-е годы прошлого века, когда художники ленинградских мастерских организовали группу «Одна композиция», утверждавшую право керамистов на свободное творчество и эксперименты. Так они помогли керамике выйти за пределы прикладного творчества и представлять собой самостоятельное направление в художественном процессе.
   В это время в стране произошло «размежевание» промыслов, тиражированных на производствах предметов и искусства керамики. Керамика стала авторской, модной, востребованной, возникали художественные салоны, проходили выставки, где никто уже не удивлялся висящим на вешалке керамическим сюртуку и платью.
   Керамика превратилась в язык, которым мастер мог высказаться. На выставке представлены эти яркие высказывания. О вечных темах – война, материнство, любовь. Производные из глины, подчеркнула Юлия, постепенно заняли достойное место в ряду других видов изобразительного искусства.
   В XXI веке в ходу иные понятия: арт-объект, концепция, инсталляция... Универсальная пластичность глины, ее «конформность» позволяет реализовать любой замысел. Возникает актуальная керамика. Высказывания по поводу городской среды, лиричных гастарбайтеров и... гречки. У фантазии нет пределов.
   Художники-керамисты задумываются над смыслом жизни. Своим лаконичным языком рассказывают о мире. О том, что проблемы экологии вневременны и безграничны, как это сделал автор «Прибрежной полосы», где на песке старомодная туфелька соседствует с помятой банкой Coca-Cola, окурками и прочим мусором – разумеется из керамики. В чьих-то руках, подчеркивает Юлия, керамика становится остросоциальной. Это уже не свистульки.
   В представлении многих керамика — это объем, трехмерность. Однако некоторые художники не прочь поработать и с плоскостью, с керамической поверхностью. И их произведения неплохо конкурируют на стенах с современными полотнами. Все дело в том, кто берется за дело, ремесленник или художник.
   Не парадоксально ли, что в XX веке многие известные мастера – в их числе Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хуан Миро, Лучо Фонтана, Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Малютин изобразительные свойства керамики считали для себя не менее интересными, чем возможности кисти и холста. Они изобретали объемные керамические скульптуры, вазы, экспериментировали с технологиями.
   В любом керамическом изделии сходятся несколько стихий – земля, вода и огонь. И тут Юлия пропела песнь дровяному обжигу! Печи, в которой происходит соединение этих трех стихий, огненное таинство, шаманство, на которое, как это ни парадоксально, влияние мастера распространяется весьма относительно. Не случайно художники с таким трепетом ждут результата обжига, сравнивают его с рождением... произведения. Юлия обратила внимание, две одинаковых вазы заметно отличались друг от друга после одновременного обжига.
   Непредсказуемость процесса в печи и делает его интереснее, рождают новую эстетику произведения. Сейчас среди керамистов-художников возникает новое, «обратное» движение – обращение к древним рецептам изготовления глины, использование дровяных печей, живого огня, а вовсе не газа и электричества Это ли не парадокс?
   А в какой обстановке рождаются керамические шедевры! Среди идеально разложенных по полочкам инструментов, альбомов, эскизов, вдохновляющих предметов... И в стихии полного беспорядка... Устроители выставки смонтировали мини-фильм: художники разных стран «проводят» зрителей по своим мастерским, знакомят с атмосферой рабочих студий. Разве не парадоксально, что души автора, его художественного процесса, заключенные в керамических творениях, поселяются в вашем доме и резонируют с вашей душой?
   Окончился маленький клубный вечер в семейном ресторане «АндерСон». Легкий ужин сопровождался общей беседой на самые различные темы, но почему-то непременно они сводились к искусству. Вот такой тон задала выставка. Нелли Закирова рассказала о готовящемся в следующем году праздновании столетия джаза в России. А еще сидящих за столом умиляла маленькая Сонечка, внучка Елены Опорковой, они с мамой пришли в гости, на клубные посиделки и им тоже было уютно.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Нелли ЗАКИРОВА
Нелли ЗАКИРОВА:
«Это выставка живой керамики. Видно, что художники работали не на заказ. Они делали то, что их вдохновляло. Образы самые разные и выставка очень разнообразная и предметы, казалось бы бытовые, те, с которыми мы каждый день сталкиваемся, и какие-то совсем необычные вещи, грустные, веселые, лиричные, задорные. Потрясающая выставка. Я в восторге!».
Владимир ШАПЕНКО
Владимир ШАПЕНКО:
«Выставка великолепна. Казалось бы, керамика какое-то простое, незатейливое, примитивное искусство. Но на этой выставке усилиями энтузиастов собраны такие великолепные работы, что дух захватывает. Не понимаешь, как такое можно сделать из керамики. Огромная благодарность устроителям выставки».
Нина МИРОНОВА
Нина МИРОНОВА:
«Очень яркие, радостные, просто-таки детские впечатления! Я с огромным пиететом отношусь к нашим художникам, особенно советского образца, когда действительно творили по-настоящему, а не вопреки всей ситуации. И поэтому когда смотришь, поражаешься: воображение не остановить никаким режимом. Это все-таки божий промысел. А еще совмещение стихий – земли, огня и творческой фантазии человека. С какой любовью, благодарностью сделаны фигурки гастарбайтеров, не надо много рассуждать о толерантности. Ни секунды не жалею о том, что я оказалась здесь. Очень много эмоций и поводов для размышлений. Настоящее искусство всегда провоцирует какие-то раздумья-«послевкусия». Хочется вернутся, постоять у некоторых экспонатов, подумать».