ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

11.X.20
КЛУБНАЯ ЭКСКУРСИЯ
КЛУБНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Ритуалы, церемонии и морские котики    В воскресенье клуб пригласил в небольшое путешествие по Москве – в дружеской компании, в сопровождении Леонида Витгофа, человека, изучающего этот город профессионально. Тема экскурсии необычная – «Москва. Посольское дело».
   В столице более ста посольских особняков, созданных лучшими архитекторами, каждый – объект культурного наследия. За каждым – своя история. История его бывших владельцев, последующих обитателей, взаимоотношений стран.
   Леонид Михайлович повел разговор о дипломатии, посольских ритуалах, ведении переговоров с времен Ивана Грозного. Именно тогда иностранцы впервые начали осваивать закрытый рынок Руси.
В 1553 году сэр Ричард Ченслер отправился из Англии в Россию. Английских купцов поселили в бывших палатах Ивана Бобрищева на Варварке. В 1556 году Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, предоставил англичанам право свободной и беспошлинной торговли в русских городах, значительные таможенные льготы и другие торговые привилегии. Дом, который Иван Грозный пожаловал англичанам, стал резиденцией английской торговой Московской компании, а во время посольских миссий – Английским посольским домом.
   С белокаменных палат Старого Английского двора Витгоф и начал экскурсию. Сейчас здание входит в ландшафтно-архитектурный комплекс парка Зарядье.
Как и многие купеческие дома того времени, сооружение сочетало парадные покои и вместительные складские и хозяйственные помещения. Здание перестраивали, но в 1970-1972 годах палатам возвратили облик, который, с высокой долей вероятности, они имели в конце XVI века.
   В посольской практике тех лет огромное значение придавалось различным ритуалам, символам и церемониям. Особым действом, рассказал Леонид Михайлович, считался въезд иностранного посла и сопровождающих лиц в Москву. Их встречали с почестями. Большое значение имело, кто первый спешится. Каждый старался чуть дольше оставаться в седле.
Посольское шествие на аудиенцию к государю обставлялось с еще большей торжественностью, чем въезд в столицу. Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители.
   Со временем посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу других государств. Но Романовы особенно любили удивить иностранных послов зрелищной составляющей церемонии. Немалую роль в развитии и совершенствовании российской дипломатической службы сыграл полуторагодичный европейский вояж Петра первого.
   Современная история «Москвы посольской» началась в 1918 году, после переезда правительства из Петрограда. Иностранные дипломатические миссии получали бывшие господские особняки.
Например, резиденция посла Франции в России на Большой Якиманке – дом ярославского купца Игумнова. Особняк возведен в 1895 году по проекту архитектора Николая Поздеева в псевдорусском, эклектичном стиле.
Средств хозяин не жалел. Кирпич для фасада выписывали из Голландии, многоцветные керамические изразцы для его оформления изготовлены на фарфоровом заводе Кузнецова.
   На одном из торжественных приемов, проводившихся в особняке, Игумнов, владелец мануфактуры и золотых приисков Сибири, решил удивить гостей, выложив пол в парадной комнате золотыми монетами. На них был изображен Николай II. Предпринимателя выслали из Москвы. Игумнов неплохо обосновался в Абхазии, где оставил о себе добрую славу.
После революции 1917 года Игумнов «добровольно» передал дом в собственность советской власти. В здании располагался клуб фабрики «Гознака», заем Институт переливания крови, Институт мозга. С 1938 года дом Игумнова превратился во французское посольство. С 1979 года это резиденция послов Франции.
   Жизнь дома была наполнена различными историями. Так в декабре 1944 года в Москву прилетел Шарль де Голль с последующим намерением посетить полк «Нормандия-Неман» на фронте. Была непогода и Иосиф Сталин вызвал пилотов в Москву. В помещении французской военной миссии на Якиманке летчики получили из рук Де Голля французские и советские награды. После награждения генерал отправились в Кремль на переговоры со Сталиным о заключении франко-советского договора о союзе и военной помощи.
   Не менее известен в Москве и особняк Спасо-Хаус. Но, в отличие от резиденции французского посла, скорее не как архитектурное сооружение, а как место, где, начиная с 1933 года, когда были установлены дипломатические отношения между США и CCCР, происходило множество ответственных и курьезных событий, о которых Леонид Витгоф рассказал довольно подробно, усадив участников экскурсии на лавочках в сквере Спасопесковской площади.
   Трудно представить, что Василий Поленов в 1870-м году изобразил именно это место под названием «Московский дворик». Спасопесковская площадь, как и название Спасо-Хауса происходят от церкви «Спаса на песках», построенной в 1711 году, и до сих пор украшающей это место.
   Здание в стиле новый ампир заказал построить Николай Второв, солидный купец, промышленник. Знаменито оно главным залом длиною в 25 метров и гигантской люстрой. С 1914 года, времени постройки, особняк изменился незначительно.
   В экспроприированном советским правительством здании жили ответственные госслужащие. А в конце 1933 года его занял первый американский посол Уильям Буллитт. Для приема в честь Рождества 1934 года он заказал из цирка трех морских львов. Дрессировщик, хлебнув шампанского, вышел из строя, львы, действуя инициативно, исполняли далеко не цирковые номера. Впрочем, все закончилось хорошо.
В следующем году посол для развлечения гостей позаимствовал животных и птиц из Московского зоопарка. Далеко не томный был вечер.
   Спасо-Хаус до сих пор продолжает служить резиденцией посла, местом, которое посещают высокопоставленные гости, в том числе президенты Соединенны штатов. Здесь проходят культурные программы.
А вот увидеть следующий объект экскурсии, дом приемов МИД РФ на Спиридоновке не удалось. Здание на реставрации, фасад занавешен. Особняк, один из лучших образцов городской усадебной застройки конца XIX века, принадлежал Зинаиде Морозовой, жене промышленника Саввы Морозова.
   Построен он по проекту архитектора Федора Шехтеля и считается шедевром раннего московского модерна. Фасады оформлены в неоготическом стиле – остроконечные шпили на крыше, стрельчатые окна и горгульи на водосточных трубах и по краям террас. Владелица усадьбы превратила свое жилище в светский салон и центр культурной жизни города.
В доме есть встроенная деревянная мебель, спроектированная Шехтелем. Сохранились парадная лестница со скульптурной группой авторства Михаила Врубеля «Роберт и монахини», готические камины, зеркала, осветительные приборы конца XIX века.
   С 1938 года это Дом приемов МИД России. Во время Великой Отечественной войны в особняке проходили встречи министров иностранных дел США, Великобритании и Советского Союза. Здесь шли переговоры об открытии Второго фронта, принято соглашение о запрете испытаний ядерного оружия.
   Следующим было здание Посольства Австрии. Оно находится в одном из переулков Арбата, места, кажется, наиболее насыщенного посольскими домами.
Это здание – пример российского неоклассицизма, в нем особенности московского стиля ампир доведены почти до гротеска, о чем можно судить по приземистым колоннам, высоким антаблементам. Первоначальный владелец особняка, промышленник Миндовский прожил в нем с 1906 по 1917 год.
   В 1927 году особняк был передан Австрийской Республике в нем расположилась дипломатическая миссия. После «аншлюса» Австрии здание стало гостевым домом немецкого посольства в Москве. По слухам, именно в этом особняке в Староконюшенном переулке в августе 1939 года Молотов и Риббентроп подписали секретный протокол к известному Договору о ненападении.
Здесь в октябре 1944 года премьер-министр Уинстон Черчилль решал судьбу Польши. А в 1955 году шли переговоры о восстановлении суверенитета Австрии.
   Завершилась экскурсия у особняка на Пречистенке, 20. Этот дом также обладает богатой историей. По одной из версий, особняк появился в конце XVIII века благодаря архитектору Матвею Казакову. После войны 1812 года принадлежал генералу Алексею Ермолову.
   Затем двухэтажное здание с характерным для московских построек строгим классическим фасадом перешло к дворянину Владимиру Коншину. Тот полностью переделал дом, придав ему современные черты рококо и барокко. Фасад украшен обильным декором с изображениями орлов, грифонов, львиных голов, дубовых и лавровых ветвей.
   Для хозяйки дома, известной балерины Александры Балашовой был организован балетный репетиционный зал с зеркальными стенами. После революции здесь организовали хореографическую школу-студию для американской танцовщицы Айседоры Дункан, она учила детей неклассическому танцу. Здесь жил Сергей Есенин.
   Сейчас в здании находится Управление по обслуживанию дипломатического корпуса. Клубные экскурсанты узнали, чем занимается УПДК, какого рода услуги предоставляет представителям миссий иностранных государств.
   Завершилась экскурсия дружеским воскресным обедом в ресторане «Эларджи». Ресторан грузинской кухни Эларджи устроителями этого мероприятия был выбран не случайно. Во-первых он послужил логичной гастрономической точкой в довольно продолжительной экскурсии. Помимо этого, дважды клуб здесь уже бывал и полюбил национальную грузинскую кухню в исполнении его поваров.
Анжелика Матвеева поблагодарила Леонида Михайловича за экскурсию и преподнесла на память только что изданную книгу члена Английского клуба Александра Ширвиндта. Алексей Кара-Мурза подарил свою едва вышедшую книгу «Сорренто Владимира Соловьева».
   «Это первый опыт клубного путешествия по Москве. Несмотря на то, что «объект» необъятен, Москву надо смотреть внимательно, в сопровождении специалистов. Даже москвичи так хорошо, так детально столицу, ее историю не знают». Клубная аудитория согласилась, что такой жанр мероприятий следует продолжить. И продолжение последует весной.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


Алексей КАРА-МУРЗА
Алексей КАРА-МУРЗА:
«Я Леонида Михайловича давно знаю. Он известный специалист по Серебряному веку, автор книги «Москва Мандельштама». Мне кажется, сегодня люди получили общую картину знаменитых особняков, где происходили очень интересные исторические события. Так вышло, что я практически везде был. Например, в резиденции посла Франции наш товарищ, клубный Старшина Игорь Бунин из рук французского посла получал Орден почетного легиона. Многое связано с Спасо-Хаусом. Интересно было все это еще раз пройти, осмотреть. Конечно, есть в Москве места не менее значимые. В следующий раз неплохо было бы попасть в резиденцию итальянского посла, где когда-то было германское посольство и был убит посол Мирбах. Большое спасибо экскурсоводу и организатору, конечно».
Елена ОПОРКОВА
Елена ОПОРКОВА:
«Я первый раз на такой экскурсии, хотя в резиденциях мы оказываемся часто, поскольку проводим там различные концерты, бываем на приемах. Но узнать историю возникновения зданий, каждое из которых – архитектурный бриллиант – это счастье. Спасибо огромное экскурсоводу. Леонид открыл нам новый прекрасный мир в Москве».
Катерина ЛЯПИНА-ЦЫГАНКОВА
Катерина ЛЯПИНА-ЦЫГАНКОВА:
«Потрясающий экскурсовод, чувствуется, он живет тем, о чем рассказывает нам. Он погрузил нас в историю, полную и крупных событий и любопытных деталей. Как интересно, например, что на фасаде резиденции французского посла кузнецовская керамика. Надеюсь, что экскурсии по Москве продолжатся».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«Прекрасная, уникальная, эмоционально насыщенная экскурсия. Практически во всех этих особняках мы были внутри. Но сегодня узнали много нового о Москве, об истории этих уникальных зданий».