«Обломов» находится в старинном особняке, несущем память купеческого Замоскворечья. Встречали гостей настойками, которые согревали и душу, и тело. Трапеза в русском стиле, внутреннее убранство ресторана, отдельного зала, в котором разместилась компания – все настраивало на домашне-купеческий лад. Наверное впервые «Ужин с Шумейко» прошел без Владимира Филипповича. Так получилось. В этот день ему сделали операцию. Сделали удачно. Президент клуба Олег Матвеев прочитал часть переданного по телефону послания Владимира Шумейко соклубникам. Первый общий тост был, конечно же, за его здоровье. В рамках этого вечера планировалось познакомить клуб с новой книгой Владимира Филипповича, «Песнь песней». Очередная работа Шумейко над библейскими текстами Священного писания. По-прежнему, для верующих и интересующихся. В остальном программа сохранила свою структуру и познакомила собравшихся с личными событиями членов клуба, их проектами и планами клуба. По доброй традиции отметили своеобразный, «внутренний» юбилей члена клуба. Елена Рабе – пять лет в сообществе. Старшина, замечательный человек, обладающий какой-то неуемной страстью сделать каждое последующее путешествие клуба интереснее и творчески содержательней. Так, чтобы эти поездки запоминались. Главным же событием вечера, безусловно, стала премьера фильма Гарри Бардина «Песочница». Это особое ощущение – первым смотреть произведение, завершенное всего лишь пару недель назад. Но, как оказалось, больше всех переживал сам Гарри Яковлевич, для него очень важна была реакция первых зрителей. Волновался, хотя в его личной «кинотеке» это был уже 29 фильм. Какие-то из них вошли в слайд-фильм, ретроспективно пробежавшийся по биографии аниматора. И получился мини творческий вечер Гарри Бардина. Анжелика Матвеева, в роли модератора, предложила поговорить о жизни мастера с такой особенной биографией. По призванию, по образованию он актер, окончил школу студию МХАТ им. Чехова. Долгие годы снимался в кино, озвучивал мультфильмы, играл в театре, писал сценарии, рассказы... и вдруг в 34 года решил махнуть рукой на актерство и кардинально поменять жизнь, перейти в сферу мультипликации. Ведь природа актера и режиссера совсем разные, – рассуждала Анжелика, – один ведомый, другой ведущий, авторитарный. Как сошлись эти ипостаси в одной личности? И не только эти. И почему мультипликация? «Потому что здесь можно все, – ответил Гарри. В театре, в кино, в кинодокументалистике – везде какие-то ограничения. А здесь их нет. Все составляющие, которые во мне сидели, были востребованы именно мультипликацией». Художник-мультипликатор, режиссер, сценарист, актер. И конечно, экспериментатор. Казалось бы две первые его ленты – «Летучий корабль» и «Пиф-паф, ой-ой-ой!» были успешны, почему бы не остаться в этой стилистике... А он изобретал иные жанры мультипликации, переходил к работе с новыми материалами: спички, веревки, проволоки, бумага, пластилин... «Я не столько экспериментировал, сколько добивался того, чтобы материал соответствовал сюжету, идее фильма». Но из чего бы он ни задумывал сделать своих героев, у него всегда выходила маленькая философская притча. Каждая предложенная им тема выражалась лаконично и парадоксально. Впрочем, ему непросто было утверждаться в новой профессии на киностудии «Союзмультфильм». Он туда явился, по восприятию коллег, «с улицы», не имея специального образования. А оказался человеком многих профессиональных умений, знаний и фантазий. За 15 лет снял 15 фильмов и был отмечен многочисленными отечественными и зарубежными наградами. У него пять премий «Ника» за лучший анимационный фильм года. Есть Госпремия РФ, Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля за «Выкрутасы». В 1992 году Бардин создает свою студию «Стайер», куда с ним уходит большая компания коллег. «С тех пор мне никто не указывал, что и как снимать». Все следующие произведения мастер делает на этой студии. Делает то, что интересно прежде всего ему. Парадоксальность, стремление к шаржированию, актерство – все эти качества самого Бардина насыщают его произведения. Но Анжелика, затронув любимую тему, обратила внимание на музыкальность всех фильмов Бардина и особую почтительность в выборе авторов. И этой профессии он не постигал, просто у него абсолютный слух. Знание, понимание музыки – из детства. Мама прекрасно пела, водила на концерты, внедряла музыкальную культуру. Гарри умеет работать с музыкой, чувствовать ее, интерпретировать ее визуально. А последние его фильмы музыкальны, начиная с названия. В философской притче о свободе «Слушая Бетховена», звучит аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена и ода «К радости» из Девятой, записанные, кстати, Владимиром Спиваковым и его оркестром. Пронзительное «Адажио» снято на знаменитую музыку Альбинони. «Болеро 17» – парафраз известного произведения Мориса Равеля. Три недели назад этот фильм был признан лучшим на рок фестивале кино и музыки в Британии. Говоря об эмоционалmном воздействии своих фильмов на человека, Гарри привел высказывания очень разных людей, посмотревших его фильм «Адажио», идею которого можно передать словами автора: «Внутри себя ты должен быть свободен. И тогда полет возможен». И Михаил Горбачев, и Патриарх Алексий II, и папа римский Иоанн Павел II независимо друг от друга сказали: «Это про меня»... Понятно, что Бардин создает мультфильмы не для детей. И не для взрослых. Для всех и обо всех. Как, например, его новая работа «Песочница». Про детей, но далеко не детское философское размышление о том, как дети ссорятся, мирятся в песочнице. Микромир, очень похожий на то, что происходит в мире взрослых. Героев озвучивали Вася Галибин и внучка Гарри и его жены Маши Любочка. Когда фильм закончился, Гарри Яковлевич сказал: «Я спокоен, лица у вас были правильные». Удивительное качество – неумение говорить банальности. А какой он чудесный рассказчик! У него целый набор баек. По любому поводу. И это тоже – особая ипостась Гарри. Умение рассказывать ярко, емко, остроумно, по человечески тепло и мило и даже познавательно. Букет и небольшой сувенир на память об этой встрече, авторские елочные игрушки по мотивам сказки «Алиса в стране чудес», были вручены герою вечера. В процессе общего разговора появились некоторые симпатичные детали. Член клуба Сергей Балаганский вот уже не первый год финансово помогает появляться бардинским мультфильмам и «Песочнице» в том числе. Собравшиеся отмечали особое обаяние таких «малых вечеров», квартирников, как назвал их Олег Матвеев, когда все втянуты в общий разговор, погружены в особую дружескую атмосферу. Тем более сейчас, в обстановке общего психологического дискомфорта. Следующей страничкой вечера было предвкушение весеннего путешествия в Сочи на 8 марта, в честь дам клуба. Его предложили Елена Рабе и Нина Миронова, жена члена клуба Сергея Хирьякова, у них в Сочи прекрасный дом. Нина съездила в Сочи и серьезнейшим образом занялась подготовкой этой программы. С друзьями они выбирали, какие местные достопримечательности, музеи, художественные галереи, лучшие рестораны стоит посетить. С Еленой они придумали обширную программу весенней поездки: Сочи, олимпийские объекты, Красная поляна, прием «у печки» в доме Хирьяковых, встречи с художниками … Текст: Виктория Чеботарева Фото: Василий Редкин |