Коллекционеру сложно ставить себе пределы. Но у Марины Мытаревой узкое направление собирательства – французское стекло в стиле модерн, ар нуво, ар деко. Модерн, как известно, художественное высказывание в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространенное в последних десятилетиях XIX – начале XX века. Модерн полностью изменил декоративные искусства. В корне этих перемен, рассказывала Марина, лежало желание избавиться от господства художественных традиций прошлого. Стекло играло основную роль в развитии этого стиля. Его податливая текучая природа позволяла создавать многослойные изделия и тем привлекала художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Начало коллекции Марины положила ваза Эмиля Галле, которую она получила в подарок от дедушки по поводу окончания школы. С этой вазы и началось ее увлечение стеклом. В коллекции Марины представлены шедевры Эмилля Галле, братьев Дом, Рене Лалика, Виктора Саглиера, братьев Мюллер, Эрнеста Шнайдера, Поля Николя и многих других художников. Клубный формат дамских посиделок не подразумевает лекции по истории искусства. Но так как в этой коллекции представлены очень хорошие образцы произведений из стекла музейного уровня, Марина Вениаминовна решила поиграть с дамами, поставив перед ними непростую задачу. Каждой следовало выбрать наиболее понравившийся предмет. Он становился поводом к повествованию о мастерах, о технологиях, которые они применяли. В 1874 году выдающийся французский художник, мастер стеклоделия и проектировщик мебели Эмиль Галле основал в Нанси стекольную фабрику и при ней школу для будущих мастеров. Братья Дом унаследовали от отца в этом же городе старую стекольную фабрику и обратились к созданию художественного стекла. Как и Галле они использовали травление многослойного стекла, роспись, пескоструйную обработку, гравировку и иные сложные техники. В школе Нанси работали и другие известные художники: Анри Берже, Эжен Воллан, Луи Мажорель, Виктор-Эмиль Пруве. Ремесленники становились художниками высочайшего класса. Декоративное искусство достигало почти абсолютного совершенства. Много экспериментировал со стеклом другой известный француз, Рене Лалик. Он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы. Необычное цветное стекло и стекло с нанесенной на него патиной – характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика – «секрет фирмы». Фирма, основанная братьями Чарльзом и Эрнестом Шнейдерами, декорируя изделия по типу Галле, выпускала изделия, представляющие высокий художественный и антикварный интерес. Многие художники изящно сочетали стекло с металлом, как, например, это делал в своих графинах Виктор Саглиер. Оригинальное многоликое стекло было средством художественного выражения. Мастера объединяли многослойное стекло с другими старинными стекольными техниками, с росписью эмалевыми красками, резьбой. Важную роль играли природные мотивы и японские влияния, энергичные линии растительного узора, получившие название «удар бича». Мастера модерна сочетали художественные и утилитарные свойства своих произведений. Этими вазами следует пользоваться, настаивала Марина. И действительно, с россыпью мандаринов или конфет, с букетом цветов – каждый предмет обретал особое звучание. На примере произведений этих мастеров шло повествование о многообразии изделий художественной школы Нанси, в основном ее уникальные вещи представлены в салоне-студии Марины. Профессиональный консультант, она показывала, как «звучат» предметы декора в стиле модерн в современных интерьерах. Рассказывала о значении художественных деталей для дома, для настроения его обитателей. Красота и многообразие этих изделий завораживают и не оставляют равнодушным любящего красоту человека. Прогулка по салону – это не только путешествие во Францию рубежа прошлых веков. Например, люстры модерн в виде тарелок молочного стекла напоминали что-то хорошо знакомое... Конечно, практически такой же формы светильники можно увидеть в московском метро. Это элементы декора «сталинского ампира», «сталинской эклектики», щедро включавшего художественные произведения в стиле модерн – металл, стекло. Интересно было взглянуть на антикварную бижутерию в этом стиле. Моду на нее ввела Коко Шанель. Она считала, что женщина обязана иметь много украшений, правда, в этом стремлении не следует демонстрировать свою финансовую состоятельность. Именно Коко, поведала миру о том, что бижутерия может быть красивее настоящих драгоценностей. Другой модельер той эпохи, Эльза Скиапарелли впервые предложила носить вечерние платья с бижутерией, использовать ее вместо настоящих драгоценностей. В умелых руках даже одна брошь может придать особый стиль скромному наряду. Иными словами, более «дамской» темы для клубного салона трудно и представить. Ведь это была встреча с интересным человеком, коллекционером не в первом поколении, прекрасным рассказчиком, а также, хорошей подругой члена клуба Екатерины Ляпиной-Цыганковой. Текст: Виктория Чеботарева Фото участниц встречи |