ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

30.III.21
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
«Я хотела быть слишком счастливой»    Встречи с Татьяной Яковлевой-Хотиненко в кинозале ГУМа никогда никого не оставляли равнодушными. И не только потому, что смотрели и слушали потрясающие рассказы Татьяны о шедеврах лучших режиссеров, о мировых кинозвездах. Но такого сопереживания и душевного волнения, которые вызвали короткометражные! ленты, экранизации монопьесы Жана Кокто «Человеческий голос», еще не было. Чтобы сосредоточится именно на этом произведении, Татьяна решила показать киноработы двух великих мастеров – Роберто Росселлини и Педро Альмодовара.
   Жан Кокто, крупнейший представитель французской культуры XX века, написал «Человеческий голос» в 1928 году. Казалось бы, все просто: женщина разговаривает по телефону с бывшим возлюбленным, он женится на другой, что приводит героиню в отчаяние на грани депрессии. Рядом грустит пес, тоже брошенный хозяином, у порога – собранные ею чемоданы с его вещами,...
   Как правило, пьеса – это монолог сценариста или режиссера. Написав такой сценарий Жан Кокто дал возможность актрисе – в пьесе только одна роль – показать весь спектр своего таланта. Ни одно произведение Кокто не породило такое количество постановок, экранизаций. Опера Франсиса Пуленка «Человеческий голос», опера Джанкарло Менотти «Телефон», среди актрис, воплотивших героиню пьесы на сцене и в кино, были Симона Синьоре, Ингрид Бергман, Лив Ульманн.
   В 1948 итальянский кинорежиссер Роберто Росселлини снимает двучастный фильм «Любовь». В первой части – «Человеческий голос», основанный на пьесе Жана Кокто и сценарии Федерико Феллини. Монолог в исполнении Анны Маньяни. Актрисы, достигшей мировой славы благодаря удивительному таланту, органичному исполнению трагикомических ролей, взрывному актерскому темпераменту, она много снималась в фильмах режиссеров-неореалистов. Была лицом итальянского кинематографа. Когда Анна Маньяни скончалась в 1973 году, ее хоронил весь Рим.
   Ее героиня в этом двадцатиминутном фильме – женщина на грани нервного срыва, она хочет быть сильной, корит себя за то, что «хотела быть слишком счастливой», но эмоции берут верх, она даже пытается покончить с собой.
   В минувшем году к хору «Человеческих голосов» присоединился режиссер Педро Альмодовар. Если у Росселлини героиня принимает неизбежное, безутешно страдая, испанец изобретает иную киноадаптацию драмы и для этого приглашает британскую актрису Тильду Суинтон. Конечно, вспомнили дамы приключенческий триллер «Пляж» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Суинтон там – в роли «железной» женщины, которая возглавляет коммуну молодежи, добровольно удалившейся от цивилизации на остров.
   Режиссеры, много снимавшие Суинтон, как правило эксплуатировали андрогинный образ актрисы. В январе 2021 года Тильда Суинтон сделала каминг-аут как квир-персона.
   В «Человеческом голосе» Альмодовара монолог Суинтон, собственно как и героинь всех его фильмов, это исповедь очень сильных женщин. И она не может смириться с мыслью, фактом, что ее разлюбили, отдали предпочтение другой. Картину Альмадовар снимал в 2020 году во время пандемии. Режиссер, заболев ковидом, прекращал производство, затем возобновил его. Летом она была завершена, и ее премьера прошла в сентябре, став значительным событием на Венецианском кинофестивале.
   «Человеческий голос» Педро Альмодовара невольно вызывает ассоциацию с замкнутостью, изоляцией в закрытом пространстве из-за карантина, когда повод выгулять собаку был определенного рода освобождением. Пес возлюбленного героини тоже выводит ее на своеобразную свободу...
  Фильм длится полчаса, но смотрели его дамы затаив дыхание, с ощущением как от полнометражной драмы, настолько лента насыщенна, содержательна и изобразительна. Интересно Альмадовар выстраивает интерьер жилища героини. Любитель деталей, он насыщает его многозначными материальными цитатами, красными предметами-знаками. А проход героини в потрясающем алом платье от Balenciaga... Но все это у испанца – не более чем фон для демонстрации портрета женщины – страстно-сдержанной, нервной, выразительной, не желающей мириться со случившимся, со своим возрастом. Когда счастье безвозвратно потеряно, богатое, стильное жилище обращается в никчемную декорацию.
  Перемещая героиню в XXI век, Альмадовар смело правит сценарий Кокто. Его героиня находит в себе силы – по переживаниям топором! А в финале и вовсе совершает поступок, позволяющий в несколько минут расстаться с гештальтом, «сжечь все мосты».
   Задели, задели фильмы за живое! Никогда еще легкий обед в Bosco Cafe, коим, как правило, Дамский салон завершает просмотр, не был полностью посвящен обсуждению увиденного. Волшебная сила искусства!

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Татьяна ЯКОВЛЕВА-ХОТИНЕНКО
Татьяна ЯКОВЛЕВА-ХОТИНЕНКО:
«Литература всегда питала кинематограф. Хотя редко, когда экранное произведение выигрывает по сравнению с источником. Таких вершин, какой достиг, скажем, Лукино Висконти, экранизировавший «Смерть в Венеции» Томаса Манна, немного. Но бывает так, что одно и то же произведение рождает уникальные фильмы. И современные кинорежиссеры, берясь за хорошо знакомый сценарий, могут снять гениальную картину. Что бывает, конечно, нечасто».
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«В этом в кинозале, таком уютном, привычном для Дамского салона, мы не были год. И сегодня начинаем новую жизнь, а точнее продолжаем процесс кинообразования – с очень интересного эксперимента, придуманного Таней, сравнения одного небольшого литературного произведения, представленного в двух разных киноинтерпритациях».
Нина МИРОНОВА
Нина МИРОНОВА:
«Мне понравилось, как два режиссера по-своему изображают одну и ту же ситуацию. Реагирование на потерю любви – такое же горе, как потеря человека. В психологии есть понятие – работа с горем. Порой даже смерть легче переносится, чем расставание с любимым человеком. И вот два образа, два времени, два способа реагирования. Героиня Анны Маньяни человек послевоенный, когда прочны патриархальные устои, она очень сильная, но при этом тяжело переживает утрату любви. Вторая ситуация: время иных ценностей, в обществе способ реагирования на горе немножко другой. Как интересно наблюдать, сравнивать разные подходы к трактованию героинь. Так же, как и несхожую цветовую гамму обоих фильмов, дающую разное настроение».