Звучали ритмы и драйв Нового Орлеана, джазовый мейнстрим, завораживающие мелодии бродвейских мюзиклов и голливудского кино, танцевальные шлягеры времен «Золотой эры» джаза, музыка Александра Цфасмана, Сергея Прокофьева и Исаака Дунаевского, Александра Зацепина, Георгия Гараняна, «Эй, ухнем» и знаменитые джазовые композиции из советских фильмов. Завершилось это волшебное действо, конечно же, одной из самых известных композиций Дюка Эллингтона «Караван». Многие мелодии были в аранжировках Георгия Гараняна. Солировали вокалисты Мариам Мерабова, Валерия Ланская, Марк Тишман, один из лучших российских валторнистов Аркадий Шилклопер, уникальный виолончелист Борислав Струлев, прекрасный саксофонист Овагем Султанян и другие. Барабанщик Александр Иванов поразил игрой на стиральной доске, превращенной им в музыкальный инструмент. И все источало радость, энергию, любовь к джазу – под управлением дирижера Сергея Богданова, признанного бенд-лидера, композитора и аранжировщика из Санкт-Петербурга. Он своими движениями не соединял музыкантов, как это обычно происходит в классике, скорее как метроном задавал тон. И просто пританцовывал в свое удовольствие. Ведущие Валерия и Марк в двух словах «вводили» в историю советского джаза. Первый концерт прошел в 1922 году. Валентин Парнах, поэт, переводчик, мастер эксцентрического танца привез из Парижа комплект музыкальных инструментов. Так в Москве появился первый джаз-бенд. Джаз с тех пор стал частью российской культуры. Отечественные музыканты обогащаясь опытом американских джазовых первопроходцев, сами внесли немалый вклад в развитие джазовой музыки в России и во всем мире. Ключевая фигурой советского джаза, человеком, который играл джаз и в благоприятное время, и тогда, когда он, мягко говоря, не приветствовался («Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!»), был саксофонист Георгий Гаранян. Автор оригинальной музыки (вспомните фильм «Покровские ворота»), мастер импровизации, великолепный аранжировщик и талантливый организатор. Созданные им оркестры играют по сию пору. Даже тогда, когда маэстро не стало. Встреча с музыкантами на клубном фуршете превратилась в вечер воспоминаний и многочисленных ассоциаций. Так Олег Матвеев вспоминал, как в конце 90-х пришли к нему члены клуба Святослав Бэлза и Георгий Гаранян с предложением провести первый концерт оркестра Гараняна в Московской консерватории и пригласить соклубников. «Казалось бы – цитадель классики, академическая обстановка и вдруг джаз. А получилось замечательно! С тех пор Английский клуб не раз был приглашен в консерваторию на джаз Гараняна. Жора всегда находил нестандартные пути. И то, что сегодня его ансамбль выступил с оркестром «Виртуозы Москвы», а со Спиваковым Георгий был дружен, – замечательная идея. Нелли продолжает дело своего мужа, а мы становимся зрителями и соорганизаторами этих замечательных программ». В Свердловском архитектурном институте, когда в нем учился Владимир Хотиненко, «даже если ты бы роллингстоунистом, но джаз не понимал – ты был нерукопожатным». И тут же кинорежиссер продемонстрировал, как он в юности имитировал неповторимый хриплый тембр Луи Армстронга. Рассказал, как играл на кларнете, на баяне, на виолончели. «Все попробовал на вкус, но понял – это не мое. Хотя к джазу моя душа лежала. Вот, например, фильм «Патриотическая комедия» мы снимали как джаз, свободно, непринужденно. И я сегодня в очередной убедился: джаз – это свобода». Впрочем, о чем бы в тот клубный, камерный вечер не говорили, каждый заводил разговор о Нелли Закировой, о благороднейшей миссии, которую она взяла на себя, и так хорошо ее исполняет. Безусловно это был и ее вечер. Нелли – человек с внутренним стержнем, который заставляет ее держать спину прямо. Она чувствует вкус к жизни и умеет заражать и заряжать своей энергией других. Она представила музыкантов: Сергея Богданова, музыкального руководителя оркестра, дирижера, Марка Тишмана – он ведет концерты и детские фестивали – «Крошка джаз», «Играем джаз с Гараняном». Владислава Струлева, он играл с Гараняном, и в этот вечер мгновенно нашел общий язык с членами клуба. Дмитрия Городецкого, а он был с клубом почти на всех концертах ансамбля «Мелодия» – и с Гараняном и без него – поразило, как с каждым разом растет мастерство исполнителей, класс игры. «Сегодня было ощущение абсолютной импровизации во всем – в музыке, в конферансе. Марк с Лерой замечательно вели концерт, придали ему замечательный колорит. Сегодня играли «советский блюз». Блюз, говорят, – это когда хорошему человеку плохо. А вот от этого блюза было хорошо на душе. Выступайте почаще. Думаю, что и «Виртуозы» будут рады играть с вами». Нежно «за очень красивую музыку» поблагодарила исполнителей Люба Бардина, внучка Гарри Яковлевича. Виталий Третьяков не относит себя к поклонникам джаза, «мы просто дружили с Георгием». Он обратил внимание, что музыка в его исполнении, его оркестра, звучит в сотнях советских фильмов, Гаранян написал композиции к множеству картин. «Оставил гигантское наследие и был замечательным человеком». И также подчеркнул, что концертная деятельность оркестра Георгия Гараняна сохранилась исключительно благодаря Нелли Закировой. А по ее словам, все получилось случайно. В 2009 году Георгий провел первый молодежный фестиваль «Играем джаз с Гараняном», на котором собрал повзрослевших учеников. Но, увы, больше не успел… И на следующий год ей предложили продолжить начатое дело. «Я очень благодарна музыкантам, восхищаюсь ими, это очень талантливые люди. Они таким трудом свой хлеб зарабатывают, многочасовыми упражнениями, много гастролируют. Только что оркестр отыграл в пяти городах Сибири, на Камчатке, в Челябинске, Екатеринбурге. Прошло время, а оркестр не распадается. Я к ним привыкла и это уже часть моей жизни. И делаю я все это потому, что я с Георгием была счастлива». Как-то естественно родилась и была подхвачена идея «внести в жизнь клуба немного джаза», устраивать вечера в джазовых клубах. Кстати, в Гюмри в Армении в июле открывается джазовый центр Георгия Гараняна, инициаторы этой затеи хотят провести международный фестиваль. Наверное, неплохо было бы клубным меломанам там побывать. Текст: Виктория Чеботарева Фото: Василий Редкин |