![]() Касабланка – «белый дом», таков преимущественный цвет строений самого большого и густонаселенного в Марокко города, в котором замес арабского и европейского особенно заметен. Марокканцы бережно сохраняют отстроенный французами во времена протектората город. Первый вечер в Касабланке, ужин в Rick'sCafé, в атмосфере легендарного фильма «Касабланка», романтической кинодрамы 1942 года, поставленной режиссером Майклом Кертисом с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман. За роялем тапер в возрасте наигрывает мелодии тех времен... Впрочем, подобного заведения в Касабланке тогда не было, фильм снимался в Голливуде. Это просто отличная бизнес-идея, в 2004 году в большом особняке тщательно воссоздали декорации «Касабланки», наполнили ее атрибутикой легендарного салона Рика. И магнит для туристов готов. Rick'sCafé – мило, реминисцентно. А вот другая местная достопримечательность, Мечеть Хасана II, крупнейшее в Марокко, грандиозное сооружение на набережной Атлантического океана с самым высоким минаретом в мире – культурный шок. Сказочная арабская архитектура возвышается над городом и, благодаря тонкому архитектурному замыслу, кажется, парит над волнами. Но это не старинная мечеть. Начали строить ее в 1980 году по проекту французского архитектора Мишеля Пинсо, воплотившего в ее облике черты лучших построек средневековой арабо-испанской архитектуры. Возводили сооружение тысячи местных мастеров в течение 13 лет. С каким изяществом! Декор мечети – фрески, мозаики, резьба и роспись по дереву, лепнина, затейливые узоры, арабская вязь, великолепие цветовой гаммы. В эту церковь можно входить и женщинам. При подъезде к Марракешу – зеленые поля, оливковые рощи, город окаймлен холмами. Французы научили местных выращивать лозу, познакомили с технологией изготовления прекрасных вин. В ресторане La Kabana для клубных путников был приготовлен специальный обед «с мясным акцентом». На стенах, как это принято в подобных заведениях, фотографии известных посетителей. Богатство каждого города Марокко – исторический центр, «медина», по сути – огромный рынок с площадями и узкими улочками среди жилых домов. Рынок Марракеша огромен, с утра до вечера здесь кипит жизнь, совершаются тысячи покупок, готовится уличная еда, торговцы зазывают в свои лавки, совмещают торговлю с ремеслом. Во всем этом многообразии – колоритный дух средневековья. По соседству городской современный парк. Город, делились впечатлением путешественники, обращал на себя внимание потрясающей архитектурой – стоят на протяжении столетий здания не более трех этажей из красного камня, меняющего свой цвет при различном освещении. Роскошная французская колониальная застройка. Современные строения не входят в диссонанс с древней архитектурой даже на окраинах. Поездка, как и намечалось, проходила под знаком культурного наследия Ива Сен-Лорана. Он родился на Севере Африки, в Алжире, а потому особенно понимал, чувствовал эту часть земли, ее краски, ее свет. Впервые Ив Сен-Лоран и его партнер Пьер Берже приехали в Марокко в 1966 году. Дизайнер сделал коллекцию нарядов в восточном стиле, показал ее во всем мире. Марракеш стал для модельера вторым домом. В течение 50 лет они бывали здесь по несколько раз в году. Приобрели сад, основанный французским художником Жаком Мажорелем, в течение 40 лет он выращивал там редкие, со всего мира, растения. Но особое впечатление произвел новый, открытый в 2017 году музей, посвященный Иву Сен-Лорану и истории моды, он в двух шагах от сада Мажорель. Авторы проекта – Карл Фурнье и Оливье Марти, парижские архитекторы, также вдохновленные марокканским колоритом, много здесь строили, оформляли отели и частные дома по всей стране. В экспозиции личные вещи кутюрье, платья и аксессуары его коллекций разных лет, история его работ со знаменитостями. Считается, что этот марракешский оммаж внушительнее музея Ива Сен-Лорана в Париже. Пожалуй, кутюрье и не подозревал, какую роль он невольно сыграет в культурном и экономическом развитии Марокко. Сюда приезжали его друзья селебрити, богатые люди, причем не только из Франции. И американские знаменитости покупали здесь поместья, строили виллы, вкладывали деньги в сферу сервиса. Экзотические ландшафты: пустыня, горы, равнины, река, песчаные берега и множество солнечных дней в году сделало Марокко меккой для кинематографа. В «Африканским Голливуде» самые известные режиссеры сняли сотни фильмов. Современные марокканцы, отметили путешественники, весьма космополитичны. Восьмого марта на праздничный ужин в ресторан Dar Marjana компания отправилась с шиком, в каретах, запряженных лошадьми. Ресторан фолклорный, сделанный, как любой дворец, в стиле риады. Внешне невзрачно, вся красота – внутри. Арочные стены, фонтаны, пальмы – все это под современной стеклянной крышей. Ужин длился шесть часов: постоянная перемена блюд, танцы живота и прочая развлекательная программа. Каждому гостю – подарки в арабском духе. Славе Печникову, возглавлявшему компанию дам, в первую очередь. Традиция! На следующий день – экскурсия во дворец Бахия. За неприметной стеной – один из самых богатых дворцов конца XIX века, возведенный по заказу Си Муссы, великого визиря султана Марокко Мухаммеда IV. Дворцовый комплекс строили поэтапно, начиная с 1866 года в качестве резиденции визиря и одной из его жен. Затем сановник разошелся – стал пристраивать иные дорогостоящие помещения для других жен и наложниц. Дворец утратил четкую планировку. На территории комплекса в восемь гектар – непременные фонтаны, сад с кипарисами, жасмином, апельсиновыми и банановыми деревьями, мечеть и хамам. Сын Муссы расширил дворцовый комплекс, но после его смерти в 1900 году он был разграблен. Сохранились лишь стены, дворец стал резиденцией послов, разные миссии вкладывали средства в его реставрацию. Помещения дворца щедро украшены мрамором, керамической плиткой, кедром. И, конечно же, причудливой игрой света и тени. В программе путешествия нашлось время и для кулинарного мастер-класса, приготовления кус-куса. А на следующий день – экскурсия на ретро-мотоциклах с коляской «Урал»! В качестве водителей были французские студенты историки. Уникальная часть поездки – посещение так называемого Дома змеи. Это одна из вилл, построенная еще в 1928 году в стиле ар-деко, где останавливался, жил Ив Сен-Лоран. Сейчас это частное владение. Нынешняя его обитательница Кристина приняла гостей, показала фотографии и рассказала немало историй об обитателях Маракеша, писателях, музыкантах, известных актерах и режиссерах, поднявших в свое время Новую волну не только во Франции. Заключительный обед прошел в легендарном аристократическом ресторане La Trattoria. За ним последовал поздний вылет в Москву рейсом Королевских Марокканских авиалиний. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников поездки |