ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

9-13.VI.22
КЛУБНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
КЛУБНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Питер в стиле Пикассо, Родченко, великого Гэтсби и джаз    Как удивить Санкт-Петербургом? Городом, кому-то знакомом «до слез». Кому-то, устремляющемуся туда наездами, известном фрагментарно... «За этот исторически ничтожный срок своего существования Петербург накопил такое количество текстов, кодов, связей, ассоциаций, такой объем культурной памяти, что по праву может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации», – говорил о нем Юрий Лотман.
   И в данном случае, как во всяком клубном путешествии, очень важно было настроить ключ вояжа... Да, участники поездки попали в активные празднества в честь 350-летия со дня рождения Петра I и Дня России, сопровождавшиеся салютами, фейерверками и прочими ликованиями. Но Анжелика Матвеева и Елена Рабе решили программу практически полностью посвятить искусству. Турфирма с амбициозным названием BestGuides, которая принимала путешественников, с высокообразованными, с университетским образованием «лучшими гидами» конкретизировали это намерение. Программа была посвящена искусству XX и XXI века, задумано посещение трех основных художественных мест. Первое – Эрмитаж, его новая Большая анфилада в восточном крыле Главного штаба. Теперь оно принадлежит Эрмитажу и превращено в очень красивое, значительных размеров выставочное пространство, с большими окнами и иными демонстрационными возможностями. Здесь экспонируются импрессионисты, авангардисты из запасников Эрмитажа, произведения конца XIX и начала XX века – предтечи модернизма XX века. Куратор отдела импрессионизма рассказал об эпохе, об уникальной коллекции Эрмитажа, познакомил с «Парижем в Петербурге», где с Анри Матиссом и Пабло Пикассо соседствовали Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо, Джорджо Моранди, Диего Мария Ривера и иные их современники.
   Вторая встреча с прекрасным – в корпусе Бенуа Русского музея. Если в Эрмитаже демонстрировались западные художники XX века, то здесь выставочное пространство отдано русскому авангарду, всему тому, чем Россия одарила мировую художественную культуру: Казимир Малевич и Василий Кандинский, Александр Родченко и Павел Филонов, декларировавшим новую эстетику, которая, по мнению авторов, более соответствовала появлению нового мира и нового человека.
   Продолжение этого разговора последовало в частном музее современного искусства «Эрарта». В нем ежегодно проходит более 40 выставок живописи, скульптуры, фотографии, моды, дизайна, архитектуры и видеоарта. Это крупнейший в России музей современного искусства и на сегодняшний день считается одним из лучших частных музеев в России. Потрясающий проект, с точки зрения того, как архитектурно он реализован, как продуманы экспозиционные решения. Но главная идея устроителей – зрителям не нужны экскурсоводы. Никому ничего навязывать не надо. Человек должен видеть, воспринимать и принимать собственное решение, согласно своему вкусу, критическому мышлению.
   «Это, – оценила идею Анжелика Матвеева, – сделано толково, с большим вкусом, умно. Мы побывали в «Эрарте» в последний день пребывания в Петербурге и этот визит нам показал – куда идет художественная культура в XXI веке. Наша группа оказалась во временных экспозициях и там была потрясающая выставка скульптуры Александра Рукавишникова, одного из заметных российских скульпторов современности, говорящим более менее классическим языком. Несколько других выставок были сложнее для понимания, но очень любопытные, их воздействие скорее эмоционально».
   В ряду ярких художественных впечатлений оказался и балет «Ромео и Джульетта» в Михайловском театре в постановке Начо Дуато, хореографа, влюбленного в партитуру Сергея Прокофьева. «Это был не балет в привычном смысле, – продолжила рассказ Анжелика, – а настоящий драматический спектакль с развивающимся сюжетом. При минимальных декорациях, действие происходит практически в черном кабинете, удивительное хореографическое решение, очень красивые костюмы и безупречная техника, когда зал от поразившего всех па может в унисон произнести «ах!». Спектакль, который понравился и взрослым, и детям членов клуба».
   К этому дню приехала Елена Опоркова, которая помогла в организации посещения театра, все сидели на лучших местах партера. В антракте ее подруга, заместитель директора театра организовала большой стол с легкими закусками, шампанским. А Елена рассказала о традиционном Зальцбургском фестивале во время Святой Троицы, художественный руководитель которого, легендарная Чечилия Бартоли, посвятила его программу родине фламенко Севилье.
Петербург многолик и, как это всегда бывает, «чем больше я его узнаю, тем меньше я его знаю». Все эти художественные события, посещения, рассказы, как бусинки нанизывались на одну нить, и в целом получилось необыкновенное красивое ожерелье. Было о чем говорить, что обсуждать и все это были возвышенные темы для разговоров.
   Учитывая хорошую погоду нельзя было отказаться от поездки на «Метеоре» по Финскому заливу в Петергоф. Там устроили не совсем стандартный вояж: во дворец не ходили, гуляли по живописным аллеям Нижнего парка, наблюдали знаменитые фонтаны и фонтаны шутихи Петергофа. Единственное посещение – дворца Петра «Монплезир», как известно, небольшой галереи с прекрасными экспонатами и удивительными экскурсоводами, которые, похоже, любят этот дом больше своего родного. В завершение – клубный фуршет на террасе, во время которого обсудили дальнейшие совместные путешествия.
   Как правило, их отличает очень насыщенная программа, но на этот раз у участников поездки было и свободное время. Кто-то отправился в относительно недавно созданный музей-макет Петербурга и пригородов VIII века «Петровская акватория», декорация, в которой разворачивается картина жизни города во времена от Петра Первого до Екатерины Великой. Другие – в БДТ насладились спектаклем «Лето одного года» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили. Третьи неплохо провели время в знаменитом Bourgeois Bohemians (BOBO), ресторане братьев Гребенщиковых. Основательный аргумент к разговору о высокой кухне в Петербурге, где, также, как и в Москве, развивается высокая кулинария и много молодых очень интересных поваров.
   Были и совместные кулинарные опыты. Первый клубный ужин прошел в заведении «Палкинъ» на Невском проспекте, ресторане современной и русской кухни, удивившем не только поистине дворцовыми интерьерами, но и роскошной подачей экспериментальных, авторских блюд: омары, крабы, раковые шейки, икра, дымы, фонтаны... Это было достойно.
   Финальный ужин «московских гурманов» прошел в модном ресторане Александра Раппопорта «Блок» – в стиле арт-нуво, «великого Гэтсби», с витражами русских авангардистов. Тоже авторская кухня: европейская, с разными вариациями.
   Поскольку одной из множества притягательных причин поездки в Питер были белые ночи, когда город очаровательно воздушен, решено было отправиться на вечернюю автобусную экскурсию, послушать рассказ о реках, каналах, о мостах, о традициях с ними связанных. Интересно, если не считать некоторое неудобство: из-за ночного марафона перекрывали улицы. Водитель демонстрировал высочайший профессионализм, пробираясь по автопробкам.
   После автобусной экскурсии путешественники, прогуливаясь на кораблике «Фицджеральд» по ночной Неве, оказались на репетиции ставшего традиционным праздника выпускников. Бриг под алыми парусами прошел под Дворцовым и Благовещенским мостами. Зрелище эффектное – вокруг больше ста теплоходов и лодок, бурно реагирующая публика.
   Затем для клубных путешественников на закрытой палубе играл джазовый оркестр. Дмитрий Городецкий с Марией и Сергей Хирьяков показали мастер-класс джазового танца. Получилась необыкновенная ночь, еще одна красивая деталь к общей картине поездки, названной многими одной из лучших за 25 лет клубных путешествий – насколько правильно все было продумано.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников путешествия


Андрей ШКОДА
Андрей ШКОДА:
«Замечательное путешествие, как всегда это бывает в Английском клубе, уникальная атмосфера, которую могут создать только друзья. Это усиливает впечатление от любой экскурсии. Понравилось все, и посещение музеев, и гастрономические новеллы. Да и как может не понравиться «Эрарта», новый потрясающий музей современного искусства. Могут ли оставить равнодушным новые выставочные помещения Эрмитажа, импрессионисты, Русский музей или Петергоф? И выделить что-то наиболее запомнившееся просто невозможно. Да, следует отметить высокопрофессиональную подачу информации экскурсоводами. Огромный плюс – была замечательная погода! Нам повезло».
Галина ГОРКУНЕНКО
Галина ГОРКУНЕНКО:
«Впечатления от поездки самые прекрасные. Несмотря на то, что я была там большое количество раз, нашлись вещи, о которых я не знала, не видела. Открытие – что восточное крыло Главного штаба превратилось в великолепный музей с замечательными работами импрессионистов. Новость – музей «Эрарта». Я не фанат суперсовременного, неоднозначного искусства, но мне было интересно. Свой смысл в каких-то произведениях я нашла. Но, конечно, восторг – поход в БДТ, игра Фрейндлих и Басилашвили. Вот это настоящие Народные артисты!».
Федор ЛОСЕВ
Федор ЛОСЕВ:
«Я с большим интересом посмотрел балет «Ромео и Джульетта». Казалось бы – классика, но в современной трактовке и очень профессионален, так эмоционально насыщен. Не только удивил, но и заставил задуматься музей «Эрарта», его постоянная экспозиция, экспонаты советских времен начала, середины века; ощущение душой художника ужасов Освенцима. Многое мне там показалось парадоксальным, но именно такие впечатления остаются в памяти. Как и призыв: «Вы считаете, ваш ребенок может сделать также? Приносите его работы, может быть он у вас гений».
Людмила ПАВЛОВИЧ
Людмила ПАВЛОВИЧ:
«Мы, разумеется, не первый раз в Петербурге, и все же были поражены величием, великолепием, цельностью замысла города, чего – это точно – нигде больше не увидишь. Впечатление мощное. Главное, замечательно все было организовано. Огромное спасибо всем, кто приложил к этому фантазию, руку, подключил своих знакомых. И, конечно, всей нашей дружеской компании, в которой нам было очень комфортно».