ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

19.I.23
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
«Гроза» – это грустно и очень смешно.    Казалось бы, что смешного в том, что в городке Калинове доводят женщину до самоубийства? В том, что принижают человеческое достоинство иных его обитателей?
   На пьесу члена исторического Московского Английского клуба Александра Островского «Гроза» в свое время реагировали по-разному. Николай Добролюбов прежде всего ценил в пьесе протест. Так после публикации его статьи появился мем «Луч света в темном царстве». Дмитрию Писареву Катерина казалось лишь неумной, истеричной женщиной. А для Аполлона Григорьева «Гроза» – воплощение народного характера, живого, непредсказуемого.
   Константин Райкин знаменитую драму ставит в жанре «трагического балагана», смешав жанры, времена, языки, песни: фольклорные песнопения перемежаются джазовыми и роковыми композициями. На сцене непринужденно играет «домашний» оркестр. Помимо музицирования и пения актеры энергично, разыгрывают сложное хореографическое действие.
   Олег Матвеев, открывая встречу с актерами и художественным руководителем, отметил главное в увиденном – яркое, современное прочтение классики и необыкновенную, молодую энергию, которую Константин Райкин передает зрителям. И пожелал, чтобы Константина - главного героя этого вечера, давнего члена клуба, соклубники почаще видели не только в связи с его спектаклями, но и в другие моменты клубной жизни. Собравшиеся поддержали это пожелание бурными аплодисментами.
   Райкин с нескрываемой радостью представил своих артистов, выпускников его Высшей школы сценических искусств, не забывая упоминать, кто из них «с того самого курса, который Английский клуб опекал».
   Мария Золотухина, внучка Валерия Золотухина, играет сложную роль Катерины Кабановой. Оказалось, что это дебют 24-летней актрисы в «Сатириконе». Никита Григорьев превращался в разбитного Кудряша, молодая Юлия Овчаренко – в Кабаниху, Алексей Фалько играл друга сердца Катерины, Бориса Григорьевича, Ася Войтович – Варвару, сестру Тихона. Полина Райкина, дочь Константина, потрясающе исполняет одну из Феклуш, странницу. Георгий Лежава – Дикого…
   «Все, что мы видели на сцене,– сказала Анжелика Матвеева, – производит сильное впечатление. Естественно, у разных людей ощущения разного свойства. Но есть одно общее – воздействие сильной молодой энергии. Возможно, оттого, что на сцене постоянно происходит движение. Режиссура замечательная, но хотелось бы поблагодарить и Рината Мамина за то, что он сделал в области хореографии. Именно это и дает ощущение выплеска энергии. Мы знаем, какое внимание придается хореографической практике в ВШСИ, известно, что и артистическая, и режиссерская манера Константина Райкина – это всегда энергичное движение. Как, оказывается, хорошо вы понимаете друг друга».
   Не могли молчать и клубные зрители. Владимир Шапенко, человек мышления оригинального, вспоминал забавные школьные ощущения «Грозы», закрепившиеся в памяти цитаты, сравнивал с только что полученными, восхищался великолепным исполнением Марией Катерины. Признался в симпатии Кабанихе, тоже, конечно, придушенной «темным царством». Действительно, как-то в этом спектакле она не производит совсем уж неприязненное впечатление.
   А когда в паре с Диким неожиданно от чувств-с вдруг запевает шлягер «Parole parole»…
   Всю эту тьму, считает Володя, сегодня освещал не «луч света», а лучики множества интересных, вкусных находок, как, например, самодвижущийся чемодан Кулигина, или неожиданный союз двух исполнительниц в одной Феклуше.
   Елена Звездина обратилась к истокам таланта молодых артистов. Безусловно, это сам Константин Райкин, его принцип отсева особенных «школьников», то, кто и как их учит мастерству в ВШСИ.
   Молодой человек Степан Лахно тоже обратил внимание на то, какие яркие зрительные, сценические образы. «Прочитав в свое время пьесу «Гроза», я, признаюсь, через неделю никого из героев уже не помнил, не различал, а здесь они предстают, словно живущие среди нас».
   Много было разных впечатлений. В частности, о том, что именно женщины в несвободном городе Калинове заправляют всем. Не только безвольными мужчинами, но и собственными чувствами и жизнью. И, конечно, интересно было послушать самого режиссера.
   А Константин относится к тому редкому числу художественных руководителей, которые не только любят из зала напряженно наблюдать за игрой актеров, как это было и в этот раз. Но и с удовольствием потом расшифруют свое произведение. «Для нас это, конечно, трагическая история, которую мы играем всерьез. Мы хулиганим, но сохраняем главное – суть пьесы. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь – абсолютная несвобода. Несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства, как любовь».
   Он рассказал, какая это была не приличнейшая история «по тем временам»: про женщину, которая изменила мужу! С летальным исходом! Когда в Александринском театре узнавали, что царствующая особа придет смотреть спектакль, актеров заставляли сокращать текст. И Катерина с Борисом Григорьевичем не уходили «в овраг».
   «А сейчас это изучают в школе! И пьеса навевает скуку! Сколько человечество придумывает табу. Вальс считался неприличным танцем, не говоря о танго. Понимаете, как все относительно, как все меняется. Как надо быть осторожным с запретами. Нет никаких «нельзя» в искусстве. То, что когда-то было запрещено цензурой, сегодня проходят в школе и ставят двойки, если не прочел, не выучил».
   Тост Райкин произнес за Английский клуб: – «Для меня это странное собрание, букет вполне взрослых и при этом молодых душой людей. Во всяком случае, их здесь очень много».

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь


Константин РАЙКИН
Константин РАЙКИН:
«И во взрослом возрасте мы продолжаем постигать жизнь, законы искусства. И все это непостижимо до конца, потому что это страшная тайна. Это надо понимать и ничего не утверждать окончательно и бесповоротно».
Татьяна ПАЛЬШИНА
Татьяна ПАЛЬШИНА:
«Пожалуй, первый за последнее время спектакль, который произвел на меня впечатление. Хотя в театр я хожу часто. Как бы массовый зритель не сопротивлялся, не возражал, я считаю, что режиссер имеет право трактовать классические произведения так, как считает нужным. Если тебя не устраивает, ты прочитаешь текст пьесы в подлиннике; хочешь, пойдешь и посмотришь спектакль в классическом исполнении. В конце концов, есть записи давних постановок, фильмы».
Степан ЛАХНО
Степан ЛАХНО:
«Мне понравился спектакль. В школе «Грозу» изучают в 10 классе. И это скучно, душно. Сложно понять смысл, что именно хотел сказать автор. Может быть потому, что смысл глубокий. А постановка такая живая, веселая. Особенно первая часть, которую у Островского сложно читать, она отпугивает – здесь дана с такой энергией, с современным задором, чтобы мы почувствовали, да это может происходить и сейчас. А вторая часть, со смертью Катерины, если ее сделать такой же веселой, уйдет смысл пьесы. Меня удивила эта режиссерская идея – по-разному трактовать части пьесы. И при этом совершенно не отойти от сюжета, сделать его более ярким».