ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

26.I.23
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
Это была идея Грабаря – популяризировать русскую культуру    Трудно представить себе в российской художественной культуре фигуру более многогранно одаренную, чем личность Игоря Грабаря. С юношеских лет он ощущал в себе разные дарования – литературное, живописное, тягу к научному подходу в постижении предмета. Вот только предметом его страсти всегда было искусство. Очень показателен автопортрет мастера в белом халате. 1934 год, он изобразил себя художником – с палитрой и кистями в руках. В белом халате – он реставратор. А под халатом старательно выведен костюм, галстук, автор подчеркивает – он «официальное лицо».
   Интерес довольно большого количества клубных зрителей к ретроспективе творчества Грабаря объяснялся отчасти еще и тем, что провела по выставке ее куратор, Ольга Атрощенко, старший научный сотрудник Третьяковской галереи. Некоторое время назад Ольга Дмитриевна знакомила клуб с другой известной персоной – Валентином Серовым. А сопровождение куратора заведомо предполагает вдумчивое прочтение выставки, отлично выстроенная драматургия, помогающая понять, как развивалась личность художника.
   Он окончил Императорский лицей памяти цесаревича Николая, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, занимался в академической мастерской профессора Павла Чистякова, поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у Ильи Репина. В 1896 году уехал в Европу и в Мюнхене оттачивал мастерство в студии Антона Ажбе, учениками которого были Иван Билибин, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин и другие известные художники.
   Игорь Грабарь был не просто живописцем. Он сумел по-новому показать русский пейзаж. Художник Филипп Малявин отговаривал его от пейзажной живописи: «Левитан уже все написал». Но Грабарь нашел в так полюбившейся ему импрессионистической живописи свой метод, свою тему. Особенно это явственно видно в его работах «Февральская лазурь» и «Мартовский снег». Он виртуозно пишет белый цвет. Ему подвластно мимолетные состояния природы – как на картине «Луч солнца». Его привлекает уклад усадебной жизни: «Сентябрьский снег», «Неприбранный стол», «Хризантемы», «Угасающий день»...
   Он был первым из русских художников в начале 1900-х, кто обратился к натюрморту. На выставке есть известные работы художника, но есть и раритеты. Среди них – ранняя незавершенная картина «Под березами. Групповой портрет». В какой-то момент он приступает к портретам, начав с изображения себя, своих близких, а вскоре становится официальным портретистом. Как и многие другие художники, угождая массовому вкусу, не избежал мастер и «срыва в салон».
   В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Блистательный организатор, он начинает радикальную реформу в музее. Перепланирует некоторые залы, убирает перегородки. Самое главное – решает систематизировать коллекцию Третьякова.
   Интересна еще одна ипостась Игоря Грабаря – он был влиятельным человеком. Вопреки воле самого Павла Третьякова Грабарь отказывается от шпалерной развески картин. Стремился дать экспозицию как живую историю отечественного искусства, по хронологии, по авторам. К этому времени он уже был автором изданий «Истории русского искусства» в издательстве Иосифа Кнебеля. Считается, что именно с него начинается понимание, насколько важна для музея научная и исследовательская работа.
   На пост директора Грабарь был назначен в 1918 году и оставался в этой должности до 1924 года. Когда он пришел принимать коллекцию, – рассказала Ольга Дмитриевна Отрощенко, – обнаружил, что там нет ни инвентарных книг, ни исчерпывающего списка произведений... Благодаря настойчивости Игоря Эммануиловича в музее появляется фотолаборатория, реставрационные мастерские, библиотека, отдел рукописей… Собственно практически до сих пор этой музейной структуре подчинена и сегодня жизнь Третьяковской галереи. Его стараниям Третьяковская галерея обрела статус одного из музеев европейского уровня.
   Он покупал картины художников авангарда – Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова. Искусство развивается и это не может не найти отражения в Третьяковской галерее. При этом он очень тщательно подходил к отбору полотен. Дважды отказывался от работ Петра Кончаловского: «Пусть немного доработает». А третью, она на выставке, приобрел. Так он понимал, что работает «на вечность».
   Он был человеком, соединившим две эпохи – Серебряный век и советское время. Энергично устраивал выставки в Третьяковской галерее, а потом и за рубежом. Коллекцию нужно популяризировать.
   Грабарь возглавил Государственный музейный фонд (ГМФ). В него стекались произведения из национализированных имений, их также нужно было учитывать, распределять по музеям, достойно хранить. Так, в частности, возник Музей Востока. Так шло спасение огромного пласта культурного наследия страны.
   Ему доверяли и Анатолий Луначарский, нарком просвещения Советской республики, и Патриарх Тихон. С 1918 года Грабарь возглавил Комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, получил именную грамоту Патриарха с благословением «тружеников науки». Документ позволял в условиях Гражданской войны растворять двери храмов и ризниц – чтобы изъятие церковных ценностей происходило под контролем специалистов. Так были сохранены многие памятники искусства и старины.
   Значительный раздел этой выставки оформлен по образу фондохранилища Третьяковки. Здесь, среди живописных работ гораздо более позднего времени, представлены и старинные иконы.
   В 1924 году по инициативе Грабаря созданы Центральные реставрационные мастерские (ЦГРМ), Он объединил группу энтузиастов художников-реставраторов, искусствоведов, архитекторов. Торжествовал «реставрационно-археологический» подход к древним памятникам: когда расчищали подновления до наиболее сохранного раннего слоя.
   Для зарубежных выставок русской иконописи Грабарь готовил серии копий лучших икон. Над ними работали художники-реставраторы, фиксируя даже кракелюры и утраты. Цель этих выездных акций – показать западным зрителям красоту древнерусского искусства. Это была идея Грабаря – популяризировать русскую культуру.
   Его удивительным образом хранила судьба. В 1928 и 1931 годах в ЦГРМ шли аресты. Он пишет портрет коллеги Георгия Чирикова, его через день арестовывают. Петр Барановский и Павел Юкин были репрессированы. Крупнейший исследователь древнерусской живописи Александр Анисимов расстрелян… Грабарь лишь потерял должность директора ЦГРМ. Но не свободу.
   Непростая и долгая жизнь мастера удивительным образом выстраивалась так, что он всегда служил искусству. «Ничто не могло отвлечь Грабаря от цели: ни крушение планов, а с ними надежд, ни ожесточенная критика, ни нападки и газетная травля» – писали о нем исследователи его жизни, деятельности, его таланта.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Игорь ГРАБАРЬ
Игорь ГРАБАРЬ:
«Наше время – это дни не упадка, не мелких страстей мелких художников, а дни блистательного возрождения, дни надежд и упований».
Владимир ШАПЕНКО
Владимир ШАПЕНКО:
«Художник Игорь Грабарь очень близкий мне человек. Родился ровно за сто лет до меня – в 1871 году. В Будапеште, там же, где родился и я. Он окончил юридический факультет, как и я. Нас многое объединяет. И вообще у него картины очень русские, душевные. Его импрессионизм создает удивительный эффект реальности – так изображен «Старый сарай в морозный день», что хочется в эту картину попасть. Не говоря о работе «За самоваром». Или «Неприбранный стол», где стоят рюмочки с неведомым напитком. Я бы и в этой картине с удовольствием оказался».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Оказывается, Грабарь не только был прекрасным художником, но и государственным деятелем. В то отчаянное время сумел помочь сохранить художественное достояние страны, распределить его по государственным и местным музеям».
Федор ЛОСЕВ
Федор ЛОСЕВ:
«Безусловно, очень хорошая экспозиция. Меня поразила сама техника художника: игра хрусталя на столе, умение передать структуру материала в натюрморте. Работая в импрессионистической манере, крупными мазками представлять, как видится изображенный объект на расстоянии, какое он производит впечатление на зрителя. Мы сегодня очень предметно увидели, разглядели и задумались над таким понятием, как красота».
Елена РАБЕ
Елена РАБЕ:
«Конечно, я знала и о художнике Грабаре, и о том, что он прекрасный организатор музейного, реставрационного дела в стране. Но сегодня я увидела, насколько это был мудрый, дальновидный человек!».