Интерес довольно большого количества клубных зрителей к ретроспективе творчества Грабаря объяснялся отчасти еще и тем, что провела по выставке ее куратор, Ольга Атрощенко, старший научный сотрудник Третьяковской галереи. Некоторое время назад Ольга Дмитриевна знакомила клуб с другой известной персоной – Валентином Серовым. А сопровождение куратора заведомо предполагает вдумчивое прочтение выставки, отлично выстроенная драматургия, помогающая понять, как развивалась личность художника. Он окончил Императорский лицей памяти цесаревича Николая, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, занимался в академической мастерской профессора Павла Чистякова, поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у Ильи Репина. В 1896 году уехал в Европу и в Мюнхене оттачивал мастерство в студии Антона Ажбе, учениками которого были Иван Билибин, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин и другие известные художники. Игорь Грабарь был не просто живописцем. Он сумел по-новому показать русский пейзаж. Художник Филипп Малявин отговаривал его от пейзажной живописи: «Левитан уже все написал». Но Грабарь нашел в так полюбившейся ему импрессионистической живописи свой метод, свою тему. Особенно это явственно видно в его работах «Февральская лазурь» и «Мартовский снег». Он виртуозно пишет белый цвет. Ему подвластно мимолетные состояния природы – как на картине «Луч солнца». Его привлекает уклад усадебной жизни: «Сентябрьский снег», «Неприбранный стол», «Хризантемы», «Угасающий день»... Он был первым из русских художников в начале 1900-х, кто обратился к натюрморту. На выставке есть известные работы художника, но есть и раритеты. Среди них – ранняя незавершенная картина «Под березами. Групповой портрет». В какой-то момент он приступает к портретам, начав с изображения себя, своих близких, а вскоре становится официальным портретистом. Как и многие другие художники, угождая массовому вкусу, не избежал мастер и «срыва в салон». В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Блистательный организатор, он начинает радикальную реформу в музее. Перепланирует некоторые залы, убирает перегородки. Самое главное – решает систематизировать коллекцию Третьякова. Интересна еще одна ипостась Игоря Грабаря – он был влиятельным человеком. Вопреки воле самого Павла Третьякова Грабарь отказывается от шпалерной развески картин. Стремился дать экспозицию как живую историю отечественного искусства, по хронологии, по авторам. К этому времени он уже был автором изданий «Истории русского искусства» в издательстве Иосифа Кнебеля. Считается, что именно с него начинается понимание, насколько важна для музея научная и исследовательская работа. На пост директора Грабарь был назначен в 1918 году и оставался в этой должности до 1924 года. Когда он пришел принимать коллекцию, – рассказала Ольга Дмитриевна Отрощенко, – обнаружил, что там нет ни инвентарных книг, ни исчерпывающего списка произведений... Благодаря настойчивости Игоря Эммануиловича в музее появляется фотолаборатория, реставрационные мастерские, библиотека, отдел рукописей… Собственно практически до сих пор этой музейной структуре подчинена и сегодня жизнь Третьяковской галереи. Его стараниям Третьяковская галерея обрела статус одного из музеев европейского уровня. Он покупал картины художников авангарда – Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова. Искусство развивается и это не может не найти отражения в Третьяковской галерее. При этом он очень тщательно подходил к отбору полотен. Дважды отказывался от работ Петра Кончаловского: «Пусть немного доработает». А третью, она на выставке, приобрел. Так он понимал, что работает «на вечность». Он был человеком, соединившим две эпохи – Серебряный век и советское время. Энергично устраивал выставки в Третьяковской галерее, а потом и за рубежом. Коллекцию нужно популяризировать. Грабарь возглавил Государственный музейный фонд (ГМФ). В него стекались произведения из национализированных имений, их также нужно было учитывать, распределять по музеям, достойно хранить. Так, в частности, возник Музей Востока. Так шло спасение огромного пласта культурного наследия страны. Ему доверяли и Анатолий Луначарский, нарком просвещения Советской республики, и Патриарх Тихон. С 1918 года Грабарь возглавил Комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, получил именную грамоту Патриарха с благословением «тружеников науки». Документ позволял в условиях Гражданской войны растворять двери храмов и ризниц – чтобы изъятие церковных ценностей происходило под контролем специалистов. Так были сохранены многие памятники искусства и старины. Значительный раздел этой выставки оформлен по образу фондохранилища Третьяковки. Здесь, среди живописных работ гораздо более позднего времени, представлены и старинные иконы. В 1924 году по инициативе Грабаря созданы Центральные реставрационные мастерские (ЦГРМ), Он объединил группу энтузиастов художников-реставраторов, искусствоведов, архитекторов. Торжествовал «реставрационно-археологический» подход к древним памятникам: когда расчищали подновления до наиболее сохранного раннего слоя. Для зарубежных выставок русской иконописи Грабарь готовил серии копий лучших икон. Над ними работали художники-реставраторы, фиксируя даже кракелюры и утраты. Цель этих выездных акций – показать западным зрителям красоту древнерусского искусства. Это была идея Грабаря – популяризировать русскую культуру. Его удивительным образом хранила судьба. В 1928 и 1931 годах в ЦГРМ шли аресты. Он пишет портрет коллеги Георгия Чирикова, его через день арестовывают. Петр Барановский и Павел Юкин были репрессированы. Крупнейший исследователь древнерусской живописи Александр Анисимов расстрелян… Грабарь лишь потерял должность директора ЦГРМ. Но не свободу. Непростая и долгая жизнь мастера удивительным образом выстраивалась так, что он всегда служил искусству. «Ничто не могло отвлечь Грабаря от цели: ни крушение планов, а с ними надежд, ни ожесточенная критика, ни нападки и газетная травля» – писали о нем исследователи его жизни, деятельности, его таланта. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников встречи |