ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

22.II.23
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
Отличников – на пенсию    Музей русского импрессионизма не первый раз привлекает членов клуба. Побывали они на экспозиции «Жены», год назад познакомились с внушительным проектом «Авангард. На телеге в XXI век». На этот раз здесь не просто тематическая экспозиция работ русских художников из Третьяковской галереи, частных коллекций, федеральных и региональных музеев. «Отличники» – целое исследование, посвященное пенсионерским поездкам молодых русских живописцев в 1840–1910-х годах. Рассказала о нем Наталья Никулина, культуролог, экскурсовод.
   Практика отправлять талантливых молодых людей за границу для получения художественного образования появилась в России во второй половине XVIII, сразу же, как возникла Императорская Академия художеств. Право на длительную поездку получали лучшие из лучших, из числа окончивших курс в Академии с большой золотой медалью. Время и количество отпускаемых средств менялось в зависимости от обстоятельств. Поначалу пенсион выплачивали три года. В XIX веке срок «художественного путешествия» увеличили до шести лет.
   Выпускники знакомились с музейными коллекциями, с шедеврами мирового искусства, с уголками Италии и Франции, где творили великие мастера прошлого, копировали известные произведения, осмысливали полученный опыт, готовили работы на получение звания академика. Некоторые амбициозные живописцы добивались права в этих поездках самостоятельно выбирать темы своих работ. Что и положило начало новому витку развития русского искусства.
   Как это происходило, Наталья рассказывала на примерах полотен пенсионеров-академистов – Ивана Айвазовского, Григория Мясоедова, Николая Ге, Генриха Семирадского. Они оказались в Европе в конце 1850-х – начале 1870-х годов. Тогда академическая традиция еще господствовала и в Европе, новые направления только начинали зарождаться. Привезенные художниками из поездок по Италии и Франции работы не выходили за рамки академического канона. Яркими примерами этого – картины «Часовня на берегу моря» Айвазовского и «Две фигуры у статуи сфинкса» Семирадского, эскиз к его большому полотну «Светочи христианства». Художнику не удалось продать полотно Академии художеств, как это было принято, и он подарил ее Национальному музею в Кракове.
   Консервативные тенденции с ориентацией на официальный академизм главенствовали в Академии художеств до середины XIX века. Академия устанавливала, как именно должна была быть нарисована картина, Художники черпали вдохновение из библейских событий, мифологии, изображали исторических и легендарных персонажей. Индивидуальность творца отрицалась, он должен был лишь подражать своим великим предшественникам.
   В 1863 году произошел «бунт четырнадцати» – публичное выступление группы академических выпускников во главе с Иваном Крамским, позднее составивших основу товарищества передвижников. В ходе реформы 1893 года Академия художеств получила новый устав, позволявший отступать от догм академизма. Это было время значительных перемен и в художественной жизни Европы. Возникали новые стили, направления, художники обращались к повседневным темам. Экспозиция «Отличники» прослеживает, как трансформировался этот процесс на примере ярких мастеров, таких, как Борис Кустодиев, Исаак Бродский, Михаил Демьянов.
   Непосвященному человеку не совсем понятно, почему центр помещения представляет собой пустое пространство в форме цилиндра. Наталья объяснила – это оммаж затейливой архитектурной идее здания петербургской Академии художеств. Внутри прямоугольника Академии расположен самый большой в мире круглый двор, диаметром 55 метров. По легенде, так велела устроить Екатерина II. В него мысленно можно поместить купол собора Святого Петра в Риме. С куполом Пантеона, считалось, ученики Академии должны соотносить будущие архитектурные проекты.
   В Музее же это место, где следует посидеть, осмыслить увиденное, услышанное и подумать, например, о том, как причудливо завершался век академизма… С середины 1870-х годов в Европе рождается импрессионизм. Именно тогда в пенсионерские поездки отправляются Илья Репин и Василий Поленов. И пишут смелые полотна, полные света и воздуха, со свободным, пастозным мазком. Друзья, каждый по-своему, изображают «Венецианского дожа». В этом образе коллегам позировал другой замечательный русский художник Алексей Харламов.
   Интересно, как «народничество» художников-передвижников, их антиакадемическая манера письма просматривается в работах художников, командированных в то время в Европу. Например, на картине «Возвращение с ловли мулей» Алексей Кившенко изобразил суровый нормандский ландшафт, повседневную жизнь сборщиков мидий после отлива. И никакого академизма. Иван Порфиров и Василий Савинский проявляют интерес к пленэрной живописи с видами на исторические памятники.
   Художники уже сами определяют, каких сюжетов придерживаться, в какой манере писать. Так Борис Кустодиев и Василий Беляшин копируют работы старых мастеров, Михаила Демьянова («На реке у белого моста») привлекает манера творчества Ван Гога. Александра Савинова вполне устраивает неоклассическая традиция. А Дмитрий Щербиновский пишет в импрессионистической манере.
   Большой раздел выставки связан с художниками начала XX века. Замечательные произведения Исаака Бродского, особенно светлый, солнечный портрет Максима Горького. Обитатель Капри очень любил гостей. Тем более талантливых, интересных. Удивителен графичный женский портрет, нарисованный Иваном Мясоедовым, а рядом – живописная версия дамы Александра Савинова. Были среди пенсионеров и женщины. В 1907 году Елена Киселева получила звание художника и оплаченный заграничный вояж.
   В числе последних пенсионеров Императорской Академии художеств оказались Василий Шухаев и Александр Яковлев. Живописцы творили на Капри, писали двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро», а в графических работах изображали героев итальянской комедии дель арте. Каждый художник, убеждает выставка, пишет в новой, уникальной манере. Так возникали великие имена.
   С началом Первой мировой войны командировки русских отличников в Европу были временно приостановлены, а после революции и вовсе отменены.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Владимир ДЕВЯТОВ
Владимир ДЕВЯТОВ:
«Очень приятно окунуться в атмосферу творчества, увидеть картины, выполненные тогда еще молодыми художниками за рубежом. И открыть для себя, что делалось у нас в стране в XIX веке для художественного воспитания молодых талантов. То, что мы видели, это как раз пример, который неплохо было бы использовать у нас в стране. Я не говорю, что всем надо ездить за границу. Но дать возможность творческого контакта молодым поэтам, художникам, музыкантам с выдающимися исполнителями, творцами – это важно.
Владимир ШАПЕНКО
Владимир ШАПЕНКО:
«Удивительная выставка. Для меня многие полотна превращались в живые картинки, с какими-то особыми ассоциациями. Взять хотя бы «Возвращение с ловли мулей»: идут уставшие после тяжелого трудового дня нормандские женщины. Начинаешь додумывать, на кого они такой сердитой толпой надвигаются… Какие портреты других авторов, какие характеры! Конечно, замечательная выставка. Очень жаль, что традиция отправлять перенимать творческий художественный опыт прекратилась. Хотя неизвестно, кого бы сегодня отправляли. Может быть, не того, кого надо».
Виктория ГАЛКИНА
Виктория ГАЛКИНА:
«Для меня эта выставка, прежде всего, об учителях, школе и формуле успеха. Знали бы мы сегодня Поленова, Репина, Кустодиева, Бродского..., если бы не пенсионерские программы Императорской Академии художеств? Взять лучших из лучших, дать им возможность изучить опыт старых признанных мастеров, поддерживая материально – это ли не формула взращивания талантов в любой профессиональной среде. Ведь только изучая опыт предыдущих поколений, вначале копируя, затем привнося свое, появляются новые гении. Именно сегодня мне кажется это особенно важным. А на выставку схожу еще – за этим редким ощущением: быть свидетелем первых шагов художников, которых сегодня знает весь мир».