ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

16.III.23
ЗНАКОМСТВО С МУЗЕЕМ
ЗНАКОМСТВО С МУЗЕЕМ
«Мы не в изгнании, мы – в послании»    Часто бывая во многих значительных художественных музеях Москвы Английский клуб на этот раз выбрал для знакомства объект серьезный – Дом русского зарубежья. Повод к его созданию, безусловно, драматический. Революционные события в России привели к величайшей трагедии, гражданской войне. Множество русских людей были вынуждены покинуть родину. Уходили в эмиграцию не только те, кто сражался в Белой армии, но и мирные беженцы, люди разных сословий, возрастов, образования, воспитания. В зарубежье оказалось офицерство и генералитет, предприниматели, духовенство, деятели науки и культуры. Были ХХ веке и другие волны эмиграции. Но наиболее яркий след в истории оставила первая волна.
   Фраза, которую эмигранты применяли к себе «Мы не в изгнании, мы – в послании», была произнесена Зинаидой Гиппиус. Для многих представителей эмиграции первой волны это была миссия – попытаться сохранить унесенную в себе культуру родины, передать ее потомкам.
   Дом русского зарубежья, возникший 27 лет назад из районной библиотеки, сегодня представляет собой значительный комплекс: музей, архив, библиотека, научно-издательский центр. Что касается непосредственно музея, по которому клубную группу провел кандидат исторических наук Павел Краснов, то это своего рода айсберг. Поначалу обращаешь внимание, казалось бы, на незначительные предметы…
   Кавалерийские шпоры, штык-нож. Погоны, которые офицеры вынуждены были мастерить себе сами из подручных материалов. Погоны – отличительный знак белогвардейцев, сохранявшим верность традициям Русской армии. Водружены друг на друга чемоданы, с которыми люди уезжали из России. Сейчас они снабжены экранами, в них лежат вещи, письма … Кто-то смог подготовиться к поездке и прихватил настенные часы в деревянном корпусе, не самый нужный предмет в дороге. Но он был дорог.
   Иные бежали второпях, успев взять только самое на тот момент ценное: фотографии, личные архивы, награды, семейные реликвии. Плюшевого мишку Тедди или пару «ходынских» кружек, некоторые эмигранты хранили их как дорогую память о России и последнем императоре.
   Рассказ Павла Владимировича придавал увиденному особый смысл. Вот фотографии, сделанные придворным лейб-медиком, личным врачом семьи Николая II, Евгением Боткиным на борту императорской яхты «Штандарт». Крестильные сорочка и чепчик 1890 года принадлежали семье Рубцовых. Тульский самовар и подстаканники, подчеркнуто, помог выжить во времена скитаний семье Первушиных. Вот акварели, выполненные Александром II, учеником Репина. Молодой император замечательно изобразил офицеров русской гвардии 1812–1814 годов…
   Все экспонаты атрибутированы, все достоверно. Все – дары потомков эмигрантов. За каждой вещью судьба человека, семьи, благоговейное отношение наследников, долгое время хранивших эти свидетельства эпохи.
   Вот паспорт беженца. Назначенный Лигой наций верховный комиссар по делам беженцев, норвежский полярник и общественный деятель Фритьоф Нансен с 1922 года выдает оказавшимся без гражданства россиянам международные паспорта, прозванные нансеновскими. Они позволяли беженцам без гражданства найти приют в других странах, на законном основании пересекать границы, искать работу. Среди обладателей такого документа Марк Шагал, Игорь Стравинский, Анна Павлова, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и множество других.
   Современные технологии позволяют «переместиться» в начало прошлого века и оказался на улочке Парижа, в баре Лондона, в чешском магазине. Залы оснащены интерактивными экранами и панелями, их можно «оживлять», управляя кубиками-кнопками, экспонаты снабжены звуковым сопровождением, звучат стихи, отрывки из книг, воспоминания.
   Как известно, центрами эмиграции в Европе становились Париж, Берлин, Прага, Белград, София; в Китае – Харбин и Шанхай. А подойдя к интерактивной карте можно обнаружить, что русских изгнанников судьба разбросала не только по разным странам, но и по материкам. Они оказывались в Африке, в Австралии, в Южной Америке.
   Культурный вклад выходцев из российской империи особенно заметен в США. Игорь Сикорский – основатель вертолетостроения, Владимир Зворыкин – телевидения, Георгий Баланчевадзе (Джордж Баланчин) – американского балета, Андрей Челищев – калифорнийского виноделия. Отцы-основатели Голливуда – эмигранты из Российской империи. Многие легендарные династии артистов и режиссеров «фабрики грез» также ведут свою родословную из России.
   В течение 27 лет Дом русского зарубежья развивался поэтапно и превратился в признанный в России и за ее пределами ведущий научный и культурно-просветительский центр по работе с наследием русского зарубежья. Он поддерживает связи с соотечественниками, университетами, библиотеками более чем в 60 странах мира. Дом, рассказал Павел Краснов, устраивает конференции, здесь знакомятся друг с другом потомки разных фамилий, представители выдающихся семей.
   После кончины Александра Солженицына дом получил его имя. В музее считают, без Александра Исаевича Дом вряд ли был бы создан. Он не только поддержал проект его образования, но и помог наполнить фонды ценнейшими материалами. Передал архивы великого князя Николая Николаевича, Леонида Зурова, секретаря Бунина, философа Семена Франка. Живя за границей, Солженицын призвал соотечественников поделиться воспоминаниями. Собирал их свидетельства, публиковал. Сейчас это – достояние Дома русского зарубежья.
   С почтением здесь относятся и к памяти Никиты Струве, другого учредителя Дома русского зарубежья, выдающегося деятеля русской эмиграции. Его родители эмигрировали после 1917 года. Как он считал, основная цель и смысл русской эмиграции – сохранить и возвратить на родину культурное наследие, вывезенное из России, созданное в годы изгнания. В свое время он был директором парижского русского издательства «YMCA-Press». В издательстве вышли сотни книг выдающихся русских философов, богословов, историков, писателей, оказавшихся в эмиграции. Среди авторов – Иван Шмелев, Николай Бердяев, Иван Бунин, Борис Зайцев, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Павел Флоренский и другие.
   Никита Струве поддержал создание издательства «Русский путь», наследовавшего традицию «YMCA-Press» в России. Был первым дарителем Дома. Благодаря ему в фонды попали ценнейшие материалы по истории эмиграции, письма, рукописи. Его стараниями Дому передан архив Общества охранения русских культурных ценностей из Национального архива Франции.
   Русское зарубежье – уникальное явление в мировой истории и культуре. А еще и точнее, трудно исчислимое. По разным подсчетам, оно составляет от 400 тысяч до 10 млн. человек. Кто-то считает, что за пределами России (включая страны бывшего СССР) проживает около 20-30 млн. этнических русских и их потомков. Пять континентов, 98 стран… Всюду можно услышать русскую речь.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Мне приятно, что есть в Москве места, практически не знакомые членам клуба. Поэтому я люблю нашу рубрику «Знакомство с музеем». После посещения Еврейского музея и центра толерантности, я знала, что та же компания проектировала и  Дом русского зарубежья и была уверена, что это будет интересный проект. Так и оказалось. Тема сложная, порой тяжелая, на сегодняшний день – душу раздирающая. Но мне кажется, что каждый должен  знать и помнить об этих страницах истории России».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Памятно. Грустно. Сердечно. Очень глубоко. И, главное, очень много открытий – физиономических, личностных, содержательных. Обязательно побываю здесь еще и буду всех своих знакомых, друзей, родственников, которые приезжают в Москву, водить сюда».
Сусанна МУХЛЫНИНА
Сусанна МУХЛЫНИНА:
«Я не подозревала, что будет такая многозначная экспозиция. Музей очень интересный, очень современный. Огромная благодарность тем, кто собрал вещи, документы, истории людей, когда-то уехавших из России. Из этого складывается картина живой история страны. Очень красиво, подробно, ярко представлено. Уверена, в музее интересно и детям, и подросткам, и взрослым. Для каждого найдется то, что зацепит внимание, остановит и заставит задуматься».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«Очень интересный музей, мы никогда здесь не были. Сделан здорово, интерактивно, получилась уникальная экспозиция. Любой россиянин, уважающий свое прошлое, обязательно должен пойти и посмотреть. Тогда он представит картину России. Не просто страны, а России в мировом масштабе. И, конечно, экспонаты музея бесценны. Большие молодцы энтузиасты, что это сделали. Потому что это большой вклад в российскую культуру, в воспитание россиян».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Интересный музей, своеобразный, он не похож ни на какой другой. Все сделано на уровне современных технологий. Думаю, у музея большое будущее, потому что это не далекая история России, в том числе и сегодняшнего дня. Его нужно будет дополнять, расширять. Этот музей на долгие годы. Нужно будет еще раз, более детально ознакомиться с тем, что там представлено».