![]() Ужин получился насыщенный. Причем не только информацией, но и эмоциями, поскольку были затронуты главные «слоны», на которых держится любая современная цивилизация: политика, экономика, культура, искусство. О том, что всем было интересно, свидетельствовала тишина за столами, периодически взрывавшаяся бурными аплодисментами. Да, каждый по-своему, с высоты своего опыта, позитивного или не очень, оценивает прошлое. Андрей Нечаев в команде Гайдара возглавлял министерство экономики. Автор книги «Как мы делали реформы» яркими мазками нарисовал картину эпохи, в которой работали младореформаторы. В условиях – когда распался СССР и Россия оказалась на грани голода, хаоса и финансового краха. Полный развал государственной машины после августа 1991 года, отсутствие базовых государственных институтов: валюты, таможни, границы, полноценного Центрального банка и т.д. Ведь российской экономикой традиционно заведовали федеральные ведомства. Так что, объяснял Нечаев, параллельно приходилось создавать базовые основы рыночной экономики и основные государственные институты. Очевидец и непосредственный участник этих событий рассказал, что сама жизнь диктовала необходимость радикальных перемен. Напомнил, через какие трудности проходили, о множестве упреков в адрес реформаторов, суть которых сводилась к тому, что «все делали слишком радикально». Объяснил, почему был невозможен путь реформ Дэн Сяопина. Как затрудняло преобразования отсутствие консенсуса элит – кто только не хотел возглавить правительство. Это противостояние носило деструктивный характер. «Было защищено множество диссертаций на тему перехода от капитализма к социализму, но не было опыта перехода от социализма советского типа к нормальной рыночной экономике. Набор всех этих факторов и определил невозможность мягкого китайского пути реформ. Нужна была тонкая настройка рыночных институтов. Обо всем этом, о личностях, которые этим занимались моя книга. Про нее трудно рассказывать, ее нужно читать». Несколько разного толка вопросы оживили лекционную манеру изложения автора. Но, как бы не менялось со временем отношение к реформам начала 90-х, – заметил Владимир Филиппович – они остались в истории России навсегда. В подтверждение чего Нечаев воздал хвалу «рыночной экономике и остаткам российского бизнеса за то, что сегодня в условиях санкций они смогли наладить параллельный импорт и переключить экспортные потоки из Европы в Азию. И того краха, что многие предсказывали, не случилось. Хотя в отдельных секторах, зависимых от импорта, тяжелейшая проблема осталась». Андрей Алексеевич, как всегда, был красноречив, ироничен и убедителен. И Владимир Филиппович в свою очередь предался воспоминаниям, как он, будучи заместителем Председателя Верховного Совета РФ, получил два противоположных задания: выступая на VI съезде депутатов «убрать и оставить правительство Гайдара». «Восемь минут клял их. И две минуты рассказывал об их профессионализме и единственности именно такого подхода. Съезд, где больше половины – коммунисты, аплодировал долго. Правительство Гайдара я спас. Но оставаться в Верховном совете уже не мог». C июня по декабрь 1992 Шумейко был первым заместителем Председателя Правительства РФ. В широкую общественную дискуссию тема реформ не перешла. Хотя у каждого в зале нашелся бы свой набор воспоминаний, мнений. Ведь многие в этой аудитории в то время были не только объектами, но и субъектами российской истории. Главное, что скучно не было. И с экономики распорядитель «Ужина» перешел к более легкому жанру – к театральному искусству в самых разных его проявлениях. В Английском клубе с исторических времен состояли театральные деятели, которых мы помним и сегодня. Тех, кто театр развивал, кто способствовал этому, как, например, князь Юсупов, организовавший театр в своем Архангельском, привез туда выдающегося итальянского художника-декоратора Пьетро Гонзаго. Вспоминали актера Михаила Щепкина – первого крепостного, который стал членом Английского клуба, многих театральных начальников, владельцев театров, что постоянно бывали в клубе. Говорили о таких меценатах, как Савва Морозов. Напомнили, что в персонажах пьес Александра Островского современники узнавали членов клуба. Современный клуб также богат хорошо известными творческими персонами. Артистическая элита России: Александр Ширвиндт, Марк Захаров стояли у истоков клуба. Сегодня члены клуба – Александр Калягин, Юрий Васильев, Константин Райкин, Александр Галибин, а также композиторы Максим Дунаевский и Алексей Рыбников знаменитые и своей музыкой для театра. Театральные люди – это уже задушевный разговор. Тем более, когда речь заходит о творчестве известного театрального художника, сценографа. Шумейко уточнил: «Все знают Аллу Коженкову, всегда красива, молода. Где служит Алла Коженкова – там театральная весна!». Маленькая видео зарисовка – парад потрясающих костюмов художника к различным спектаклям, для разных театров в сотрудничестве с оперными, драматическими режиссерами, балетмейстерами. Алла – автор более трехсот спектаклей. На экране кадры с персональной выставки «Неопознанные объекты», что прошла в Театральном музее имени А. Бахрушина, многие члены клуба помнят эти потрясающие костюмы. Небольшой рассказ художника о самом процессе рождения того или иного костюма, образа. О том, что интересно делать все – и наряд королевы, и простенькое платьице обитательницы коммуналки. Некоторое время назад, напомнила Анжелика Матвеева, Алла, передала свой материальный архив: эскизы, макеты, зарисовки музею Бахрушина. Владимир Хотиненко, давно знающий Аллу Владимировну, и постоянно поражающийся ее уникальным видением мира, рассказал об их совместной мечте снять фильм «Волшебная флейта». Музыка Моцарта, фантазии Коженковой. «Костюмы она уже проработала. Даст бог, получится. Я в очередной раз понял, Алла – явление уникальное. Она может все!». А с какой легкостью сама Алла Владимировна рассказала, с чего все начиналось. Бабушка – на экране фото дамы во время революции. Мамы – выпускницы Вагановского балетного училища. Детские воспоминания о их счастливой семье, о блокадном Ленинграде. Как лет в пять получила подарок – набор карандашей. На рисунках ребенка оторванные руки-ноги, из которых хлещет кровь. Потом «ударилась в красоту», рисовала дам и принцесс. В Ленинградском театральном институте училась у выдающегося художника и режиссера Николая Акимова. С удивлением узнала, что нужно сдавать сопромат и теорию машинных механизмов. «Оказывается, без этого невозможно быть театральным художником, иначе все рухнет вместе с артистами, а ты потом отвечай. Когда надо было начертить ферму, я представила себе зеленый лужок, где пасутся овечки с золотыми копытцами…». Вспоминала о том, как ей повезло: начало 70-х годов – лучшие режиссеры, лучшие пьесы. Ее спектакли – долгожители, некоторые идут десятки лет. В Метрополитен опера с Валерием Гергиевым и Анной Нетребко поставили «Обручение в монастыре», его стали покупать разные страны. В Мариинском театре «Обручение» можно посмотреть до сих пор. С каждым спектаклем связана своя история… Гарри Бардин, уверенный, что «художник должен удивлять», признался, что, увидев на выставке театральные костюмы Коженковой, «обалдел от твоего прозрения, творческого и рукотворного таланта. От замысла к воплощению у тебя нет препятствий. Твое повествование это подтвердило. Это был рассказ удивленного ребенка. Ты такой и осталась, слава богу». Все говорили о необыкновенных костюмах, но оказалось, что Алла Владимировна больше любит делать декорации, считая, что костюмы – это «ерунда, эскизы рождаются сами собой». Аплодисменты… Шумейко, как всегда – с добрым словцом, фантазией, песнями и даже акростихами к фамилиям юбиляров. Именно так он поздравил с 70-летием и Юрия Васильева. Впрочем, в клубе Народный артист России, прежде всего, ассоциируется с Домашним театром, у истоков которого стояла, конечно же, Алла Коженкова. И эта ее, поначалу казавшаяся безумной, неисполнимой идея стала очень плодотворной. Театру уже почти 20 лет. Бессменный режиссер – Юрий Васильев. Череда отрывков клубных спектаклей-сказок на экране всколыхнула яркие воспоминания и у их участников, и у зрителей. Заодно отметили, что Юрий был не только постановщиком, но и сам, абсолютно серьезно, с полной отдачей солировал в этих ехидных пьесах. В общем, «шика-блеска» дал! Последовали импровизированные поздравления. От президента (тут Шумейко взял паузу) Московской юридической корпорации Вячеслава Печникова. Слава рассказал, как впервые обратил внимание на артиста Васильева в «Сатире». А через 20 лет их в Доме актера познакомила Маргарита Эскина. Их дружбе уже 20 лет. «Быть драматическим актером счастье. Творческий век актера безграничен, я бы хотел увидеть Юрия на сцене и через 20 лет». Магия цифр. Театральная (поскольку все в ней были участниками Домашних спектаклей клуба) семья Пучковых передала юбиляру подарок – сертификат на круиз по Москве-реке. Апофеозом народной любви к Народному стал прозвучавший с экрана «Диалог хлопушек», невероятно смешной дуэт Марины Спиридоновой и Елены Кузнецовой. Они произнесли его в Английском клубе на вечере в честь 40-летия творческой деятельности Юрия Васильева. Текст: Виктория Чеботарева Фото: Артем Друзь |