Незамысловатый, многим давно знакомый сюжет пьесы «Деревья умирают стоя», сам Алехандро Касона назвал комедией. Глеб Панфилов, благодаря тонкой, ювелирной игре Инны Чуриковой, сумел поднять эту историю до высот великой трагедии. Интересны, продуманы оказались рассуждения режиссера о безнравственных и нравственных сторонах обогащения. Глеб Панфилов признался, что подправил финал пьесы Касона. «Дед поставил родному внуку безапелляционный диагноз, очернил его без адвоката, сделав из него негодяя без единого светлого пятна. Во мне это вызвало протест, я не верю в безнадежных людей, не люблю крайности. Поэтому в нашем спектакле запутавшегося в жизни парня лишают жизни некие злодеи. Я не посягнул на характер героя, я только позволил себе уточнить его биографию». Довольно ярким акцентом звучит финальный монолог расторопного лже-внука, открывшего широкие возможности благотворительного бизнеса. Потрясенный финалом он произносит свои немудреные стихи и тем самым подводит черту: «У Бога нет блога, аккаунта нет, он создал свет, а тьму творим мы сами». Это серьезное заявление, пожалуй, и является главным содержанием спектакля. Для членов Клуба это не первое знакомство с работой знаменитого кинорежиссера в качестве театрального постановщика. В прошлом сезоне в «Ленкоме» он поставил спектакль «Аквитанская львица». На сцене также блистала, давая фору молодым актерам, Народная артистка СССР, Лауреат Государственных премий СССР и России, супруга режиссера Инна Чурикова. И на этот раз Г.Панфилов с любовью, под аплодисменты членов Клуба представил участников спектакля: саму Чурикову, Виктора Ракова, Игоря Коняхина, Анну Зайкову, Ирину Серову и других актеров. Вполне самостоятельным, но очень важным «героем» этого спектакля была музыка. Поэтому Глеб Анатольевич с таким удовольствием познакомил членов Клуба с Олегом Сакмаровым, блестящим музыкантом, руководитель ансамбля «Patapan», «без которого ни «Аквитанская львица», ни «Ложь во спасение» были бы невозможны». От членов Английского клуба поблагодарил участников спектакля и поделился ощущениями Александр Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных наук. Действительно, учитывая финальную сцену, послание, месседж Панфилова можно было бы усвоить умозрительно, как рациональный урок, «но нет, мы все действие воспринимали сердцем, через ощущение красоты». Архитектор отметил дивную декорацию, изображавшую за окном Барселону, Sagrada Família в разное время суток и замечательный интерьер, в котором идет плетение сюжетных кружев, закручивается сценарий. Здесь вспоминается великий Лопе де Вега, здесь зритель погружается в аргентинское танго великого Астора Пьяццоллы с еще более длинной цепью ассоциаций. И даже гибель героя, эта трагедия, воспринимается уже на уровне комедии дель арте. Вот такую гамму чувств пережили соклубники всего за два с половиной часа. |