ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








14.IV.22
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
Детство как повод для драмы    По поводу практически каждого фильма, увиденного в этом цикле, хочется сказать друзьям, знакомым – must-see. Иной шедевр очевиден и не нуждается в сопровождении, разъяснениях. Драма «Выкорми ворона» (Cría cuervos) испанского кинорежиссера Карлоса Сауры относится к числу тех фильмов, авторский замысел которых требуют атрибуции, профессионального комментария. Это помогает лучше почувствовать, увидеть глубину драмы. Когда за руку по картине проводит Татьяна Яковлева-Хотиненко, специалист по мировому кинематографу, понимаешь – задуманное режиссером (он же и автор сценария) в этой притче не лежит на поверхности. На то она и притча.
   Картина снята камерно, преобладают крупные планы, незамысловатые диалоги. Речь идет о не совсем счастливой семье. Восьмилетняя Ана (очаровательная юная актриса Ана Торрент), пережившая смерть матери, через некоторое время обнаруживает при весьма пикантных обстоятельствах мертвым своего авторитарного отца. Причастен ли ребенок к его гибели? Нет, но почему-то девочка спокойно, но тщательно моет стакан, в котором кроме молока был яд... Или это не яд, а всего лишь сода, которую мама называла страшным ядом, по принципу «прячьте от детей»... Нет, это фильм не о детской преступности.
   Это размышление о детских страхах, эмоциональных привязанностях, об умении детей без особых внешних переживаний противостоять агрессии со стороны взрослых. О том, как маленькая героиня уходит в свой иллюзорный мир и пускает туда только того, кто ей симпатичен. В конце концов о том, как ребенок воспринимает само понятие смерть. Будь то уход очень близкого человека, неприятного отца, питомицы свинки. Или это просто желание, чтобы исчезла их хладнокровная, строгая тетя, пытающаяся, как умеет, заменить девочкам мать. Героиня легко играет с сестрами в популярную игру «умри-отомри». Для ребенка смерть обыденна...
   Реальность и фантазии меняются местами. Ана видит живой мать – ее играет Джеральдина Чаплин – она разговаривает с ней, а когда ее нет, слушает пластинку с грустной, ритмичной песней «Porque te vas» (Потому что ты уходишь). Джеральдина же изображает и уже значительно повзрослевшую девочку и куда более осознанно вспоминает детские страхи, по всей видимости не отпустившие ее и во взрослом состоянии.
   Название фильма относит зрителя к испанской пословице Cría cuervos y te arrancarán los ojos (Выкорми воронов, и они выклюют тебе глаза). Так говорят о неблагодарных, плохо воспитанным детях. Действительно, осиротевшие девочки ну совершенно не умеют пользоваться вилкой и ножом! – сердится тетя. Но в общем, заданном автором контексте пословица явно двусмысленна, поскольку намекает: любое зло, в том числе совершенное по отношению к народу, однажды возвратится к тому, кто его сотворил. Отец Аны не просто показан в форме офицера фашистского режима, играющий его актер Эктор Альтерио и внешнее похож на Франко.
   Съемки Cria Cuervos проходили в последние месяцы, длившегося с 1936 по 1975 годы, франкистского режима, когда диктатор уже был при смерти. На экраны фильм вышел, когда его не стало, в январе 1976 года. Конечно, зрители в нем усмотрели аллегорию событий в Испании на изломе эпох. Отец Аны здесь олицетворяет режим диктатора. Парализованная, постоянно бессловесно улыбающаяся бабушка, что живет только воспоминаниями, старыми фотографиями и популярной в 1930-е годы песней «Ay, Mari Cruz» – этакая старая Испания.
   А Ана и ее сестры – это «новая» Испания, пережившая жестокость бытия, живет переменами... В финале солнечным утром под «Porque te vas» дети бодро отправляются в школу. Начинается учебный год. Жизнь не безнадежна.
   Из кинозала ГУМа компания переместилась в кафе Bosco, чтобы поделиться впечатлениями. Причем не только и не столько о фильме. Тема ощущения себя в детстве, а это удивительное свойство мысленно вернуться туда, в свое прошлое, доступно наверное человеку любого возраста... Не случайно эта идея становится предметом множества художественных произведений, художественных переживаний. Главное – не врать самому себе в этом непростом путешествии. Ведь дети – такие фантазеры. Как взрослые.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участниц встречи


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Татьяна ЯКОВЛЕВА-ХОТИНЕНКО
Татьяна ЯКОВЛЕВА-ХОТИНЕНКО:
«Испанские режиссеры того поколения говорили – кинематограф для них был убежищем и единственной возможностью высказаться. Для них очень важна была аллегория. Как здесь, в картине «Выкорми ворона». Почти весь фильм снят в замкнутом пространстве и наконец героини, словно вырвавшиеся из тюрьмы, выходят на свежий воздух».
Любовь СТЕПАНОВА
Любовь СТЕПАНОВА:
«После первой трети увиденного у меня начали слезы наворачиваться, девочка-актриса передала очень глубокие переживания. Невольно прикидываешь это состояние на детей, внуков. Мы же подчас не понимаем, что у них происходит на душе, а там ведь может быть либо крушение, либо возрождение чего-то очень важного. Фильм будит и собственные воспоминания... Он – про мир детства и его значимость».
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Всегда интересны фильмы, которые поднимают глубинные психологические вопросы и может быть эта лента не совсем ко времени и к месту, сейчас общее настроение невеселое. Размышления о детских травмах тоже очень нелегки. Конечно, мы люди взрослые, сами задумываемся об этой символике, и в принципе каждый человек знает, как важно разбираться в себе, в своих детских проблемах, травмах, чтобы дальше жизнь была правильной, хорошей. Этот фильм как раз об этом. К какому-то моменту девочка, пережив травмирующие обстоятельства, будучи взрослой пришла к какому-то пониманию. Финал у фильма обнадеживающий. И чтобы не утверждал Карлос Саура, в детстве много светлого».