ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








28.IX.22
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЮБИЛЯРА
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЮБИЛЯРА
Продюсер в жанре стиля бельканто    Удивительный человек Елена Опоркова. Говоря о себе, она в основном вспоминает людей, с которыми ей посчастливилось работать. С баловнями судьбы, с высочайшими талантами. Но для того, чтобы поддерживать с ними не только деловые, но и дружеские отношения – недостаточно только везения…
   Продюсер – это умение соединить разрозненные элементы, заранее видеть результат, представлять путь к нему. Безусловно, публика идет на имя. Профессионализм всех без исключения участников концерта, фестиваля, спектакля, всех причастных к нему – это дело продюсера, его невидимые миру проблемы, риски, слезы и радости.
   Мелодия ее жизни не раз кардинально менялась. Сначала был Ленинград, рождение сына. Институт театра, музыки и кинематографии, хотела быть театральным критиком; в аспирантуре изучала историю театра, стала кандидатом искусствоведения. Потом ушла в театральный менеджмент. Работа в театре Ленинского комсомола, в котором главным режиссером тогда был Геннадий Опорков, через 2 года ставший ее мужем.
   Другая весомая часть жизни – Москва. Кирилл Лавров пригласил ее в столицу, в Союз театральных деятелей СССР. Было самое начало перестройки и она мгновенно окунулась в водоворот международной театральной жизни, организацию театральных фестивалей в Союзе и в других странах. Встречи и работа с известными режиссерами и артистами: Олегом Ефремовым, Марком Захаровым, Юрием Любимовым и др. С зарубежными знаменитостями, о которых прежде лишь читала в учебниках или переводных статьях.
   Параллельно работала в министерстве культуры РСФСР, в качестве театрального критика ездила по театрам страны. Там познакомилась с Евгением Колобовым, который потом был приглашен в Москву и возглавил Музыкальный Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Из театра Колобов торжественно ушел фактически в никуда, а за ним треть труппы. В 1991 году он основал собственный театр «Новая Опера», в 1993 году позвал туда Елену Опоркову исполнительным директором. И вот тут в ее жизни произошел другой крутой поворот: закончилась история с драматическим театром. Она с головой ушла в оперный. «Классическая музыка с детства была не просто знакомой, любимой: мама нас с братом водила в Мариинский, тогда Кировский, театр, в Ленинградскую филармонию. Дома было множество пластинок». Но представить себе, что она попадет в мир классической музыки в качестве профессионала...
   Новоиспеченному директору через пару недель положили на стол контракт о строительстве театра для «Новой Оперы» в саду «Эрмитаж». Предстояло не просто строить, а реконструировать историческое здание «Зеркального театра». Разумеется, такого опыта у нее не было, разве что с Опорковым ремонтировали свою квартиру... «Приходилось держать спину, делать вид, что понимаю в технологии строительства, научилась читать чертежи. Пригласила наших, французских, сербских и немецких профессионалов. За три с половиной года мы построили театр, ставший в то время одним из лучших в Москве. Хотя было непросто. Я, например, спорила с архитектором, пожелавшим обрамить здание памятника архитектуры затемненным стеклом, подобно тому, как это тогда было модно в банковской архитектуре». Благо в этом принципиальном споре ее поддержал Юрий Лужков, под патронажем которого проходила стройка. В это же время приходилось руководить театром, возить коллектив на гастроли, чтобы труппа не разбежалась.
   Этот опыт позволил ей в 1997 году создать Фонд развития искусств, президентом которого она пребывает до сих пор. Фонд проводит театральные фестивали, художественные, книжные выставки, сотрудничает с крупными государственными и общественными организациями культуры (Институт итальянской культуры, Гете-Институт, Британский Совет), ведущими российскими и зарубежными оперными театрами, филармониями и концертными залами.
   В России были представлены титулованные европейские постановки с Риккардо Мути за дирижерским пультом, гастроли Пикколо Театро ди Милано, оркестра под управлением Зубина Меты, оркестра Ла Скала, выступления оперных звезд Чечилии Бартоли, Роландо Вилазона, Натали Дессей и др. Фонд поддерживает и продвигает оперных и балетных звезд нового поколения.
   В 2002 году Вишневская предложила Опорковой стать директором открывшегося Центра оперного пения Галины Вишневской, где профессиональные певцы стажировались, готовили ведущие партии из мирового оперного репертуара, работали с лучшими педагогами вокального искусства, концертмейстерами, дирижерами, режиссерами. В их числе были Мстислав Ростропович, Борис Покровский, Петер Штайн, Зубин Мета, Риккардо Мути, певцы Тереза Берганца, Мирелла Френи, Пласидо Доминго, Паата Бурчуладзе, Деннис О’Нилл, Томас Хэмпсон. Поддержала Галина Павловна предложение преподавать в Центре еще и актерское мастерство и ставить спектакли. «Как один день прошли 12 лет совместной работы, мы понимали друг друга с полуслова. Это были самые счастливые годы моей жизни,» – считает Опоркова.
   Мир творческих личностей, а тем более сообществ, сложен. Как продюсеру удается проявлять толерантность и добиваться задуманного? «Чтобы не говорили, например, о Галине Павловне, у нее, помимо таланта и трудолюбия, был прямой и открытый характер. Она любила людей, которые не врут, не делают вид, что значат больше, чем есть. Радовалась, когда в ребятах проявляется профессионализм, влюблялась в голоса. Относилась к ним с удивительной теплотой. Много помогал нам Мстислав Леопольдович». С Центром Вишневской они проводили в Москве, в Большом театре первый конкурс «Опералия», который учредил их друг Пласидо Доминго.
   Интересное наблюдение продюсера: настоящие, талантливые знаменитости никогда не ведут себя высокомерно. Они просты в общении и очень дисциплинированы. Исполнители разных времен, культур – они все люди жесткой организованности и при этом отзывчивые, внимательные. Доминго, когда идет его конкурс, и Ростропович так же делал, после спектакля благодарит всех – от гардеробщика до руководителей и спонсоров. Никакого высокомерия. Чечилия Бартоли на фестивале в Зальцбурге в антракте выбежала, чтобы приветствовать гостей, членов Московского Английского клуба.
   «Что бы ни говорили о знаменитостях, для меня общение с ними всегда очень комфортно. Я считаю себя счастливой, опера – один из самых совершенных жанров. Это и музыка, и голос, и драматическое искусство. Волшебное сочетание». Ее рассказы об оперных певцах, о технике пения, поскольку голос – это не только от бога, чтобы добиться совершенства нужен большой труд – можно слушать до бесконечности.
   Новая, относительно недавняя карьерная ступень продюсера – работа с Вадимом Репиным, основателем и художественным руководителем Транссибирского арт-фестиваля. Репин музыкант с большой буквы, но тоже совсем не «звездный», как и его жена, балерина Светлана Захарова. И они постоянно фонтанируют разными идеями – тем интереснее с ними работать.
   В Английском клубе Елена без малого 20 лет. «И это тоже счастливые моменты моей жизни. Познакомила нас Алла Коженкова - так родилось сотрудничество с Центром оперного пения. У Олега Матвеева возникла мысль привлечь в клуб Галину Вишневскую и Мстислава Ростроповича. Не скажу, что они были активными членами, но стали ближайшими друзьями клуба и участниками его благотворительных программ. А для меня Английский клуб оказался «вторым домом». С годами круг близких друзей сужается, хочется сконцентрироваться в комфортном душевном пространстве, каким для меня все эти годы является Английский клуб и этим он мне очень дорог».
   У нее талантливый, увлеченный сын, Алексей Левшин, он окончил Сорбонну, докторантуру. Елена уважает его за то, что он выбрал свой путь. «Алексею прочили карьеру артиста, он стал им, но основная его дорога, с которой он не сворачивает – литература. Пишет книги, стихи, прекрасно знает французский, занимается переводами интеллектуальной литературы. В Центре оперного пения Галины Вишневской обучает правильному пению на французском. И это далеко не полный список его занятий. Члены клуба помнят представленную им книгу о модельере Ив Сен Лоране, его проникновенные песни под гитару. Человек разных культур, мульти профессионал, хороший отец: сын Гавриил выпускник университета, дочери скоро шесть.
   «Работа, общение с выдающимися мастерами искусства – мои «университеты», никакие теории не заменят такой замечательный опыт. Их понятия, оценки, отношение к искусству, его уровню, к тому, что называется искусством, а что ремеслом, – все это стало частью моей личности, которая начала формироваться благодаря мужу, Геннадию Опоркову». Будучи доцентом Академии хорового искусства имени В.С. Попова Елена делится своим опытом, преподает арт-менеджмент. И никогда не оспорит толстовскую максиму: «Искусство есть одно из средств единения людей».

Текст: Виктория Чеботарева
Фото из архивов юбиляра и клуба


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
Большая редкость встретить настоящего друга уже во взрослом возрасте - это моя личная история с Леной Опорковой. Мы познакомились с ней в клубе. В то время Клуб дружил с «Новой оперой» и Евгением Колобовым. Став членом клуба, Лена всегда выступала с интересными, творческими инициативами и очень много сделала для нашего клубного сообщества.
С ее легкой руки клуб подружился с Центром оперного пения Галины Вишневской. А когда в Клуб вступили Галина Вишневская и Мстислав Ростропович - эта легендарная пара стала деятельно участвовать в клубной благотворительной программе по защите Музея-усадьбы «Архангельское».
Лена открыла соклубникам международную жизнь оперы. Поездки в Италию к друзьям Елены - знаменитая «Опералия» Пласидо Доминго, и прекрасные спектакли в Арена де Верона. Подружила нас с Чечилией Бартоли на фестивале в Зальцбурге. Именно Лена представляла соклубникам талантливых молодых российских оперных певцов.
Но, лично для меня, Лена – прежде всего подруга. Человек, с которым всегда есть о чем говорить, с которым ты не боишься делиться печалями и радостями и, в конце концов, становишься просто родственниками - я крестная мама внучки Елены - Сонечки.
Что бы я хотела Лене пожелать? Прежде всего оставаться такой же молодой, деятельной, отдельно подчеркиваю, красивой! И не боятся ничего, ни возраста, ни обстоятельств и всегда помнить, что у Лены в лице моей семьи всегда есть поддержка, понимание и Любовь.