ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








24.XI.22
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
Прекрасная прихоть просвещенного вельможи    «Он принадлежал по своему типу к тому благословенному разряду людей, в которых от рождения вложена вера в культуру», говорили о Николае Борисовиче Юсупове (1751–1831) его современники. И два века спустя о князе Юсупове искусствоведы, коллекционеры и просто любители прекрасного говорят с большим уважением и с удовольствием продолжают изучать его коллекцию.
   Николай Юсупов происходил из древнего и знатного рода, верно служившего российским правителям четыре века в качестве военных начальников, губернаторов, тайных советников, министров и меценатов. Им принадлежали имения и дворцы, фабрики и многочисленные драгоценности. Состояние князей кратно превышало богатство самих Романовых. Больших успехов в карьере добился Николай Юсупов – государственный деятель, дипломат, один из крупнейших в России коллекционеров.
   Он управлял Оружейной палатой, был директором Императорских театров и Эрмитажа. Для русского вельможи Юсупов был чрезвычайно образован: знал пять языков, учился в Лейденском университете, подолгу жил за границей, часто путешествовал, дружил с ведущими художниками эпохи, например с Жаком Луи Давидом. Был заказчиком и посредником при заказах русского двора. Много предметов искусства покупал сам, нередко картины заказывал, заранее обговорив их сюжет. И всегда щедро платил.
   Конечно, Музей «Новый Иерусалим» гордится тем, что на выставке «Французский вкус князей Юсуповых» может показать впечатляющую часть его коллекции.
Встречала группу экскурсовод Наталья Бочарова, она не первый раз рассказывает о выставках музея клубным любителям прекрасного. И на этот раз Наталья Алексеевна с удовольствием представила личность самого Николая Юсупова. Для Английского клуба персону еще более значимую, – добавила Анжелика Матвеева, – поскольку этот знаменитый государственный деятель был в течение долгого времени членом исторического Английского клуба, его Старшиной. В 2001 г. современный Английский клуб учредил Попечительский совет Государственного музея-усадьбы «Архангельское», в 2011 году при участии клуба был издан альбом «Французская живопись в Архангельском», а в 2012г. Клуб издал книгу «Князь Николай Борисович Юсупов» современного автора Алексея Буторова, историка Московского Английского клуба. Вот такая перекличка времен.
   Николай Юсупов приобрел усадьбу Архангельское в 1810г.. Для реконструкции поместья пригласил лучших архитекторов: Фому Петонди, Осипа Бове, Пьетро ди Готтардо Гонзаго и других. Здесь Юсупов принимал гостей, устраивал пышные балы. Архангельское называли «подмосковным Версалем», а ее хозяина — богатым вельможей «Златого века».
   В своем пристрастии к истинной красоте Юсупов был последователен: редкие книги, скульптуры, фарфор, живописные полотна Рембрандта, Франсуа Буше, Корреджо и многих других европейских художников. Наследники Юсупова, не только не распродавали произведения из коллекции, но и регулярно пополняли собрание. Сегодня оно хранится в нескольких музеях: Эрмитаже, ГМИИ им. Пушкина, ГМУ «Архангельское» и Смоленском художественном музее. Но основная часть коллекции, более 100 произведений, находится в Государственном музее-усадьбе «Архангельское». Французская часть собрания особенно ценна: она значительна по составу и содержит наибольшее количество шедевров.
   В «Новом Иерусалиме» полотна распределены по нескольким разделам, темам. «Портретная галерея», разумеется, открывается изображением самого вельможи – копией работы мастера парадного портрета Иоганна Лампи Старшего. Николай Юсупов изображен удачливым царедворцем. Замечателен портрет его жены Татьяны Юсуповой (урожденной Энгельгардт, племяннице князя Григория Потемкина) кисти Жана-Лорана Монье. Рядом портрет двух княжеских сыновей, работа Никола де Куртейля. Юсупов любил покупать картины у художников-женщин: «Урок музыки» Маргерит Жерар, «Портрет Марии Кочубей» Луизы Виже-Лебре и др.
В раздел «Под покровительством Амура» вошли картины с эротическими сюжетами. Князь Юсупов знал в них толк. В их числе произведения эпохи рококо – «Испуганная купальщица» Франсуа Буше и «Аполлон и Дафна» Жака Дюмона. Ранний неоклассицизм представлен картиной «Амур и Психея» Огюстена Бернара, полотно с образами томных красавиц круга Жан-Батиста Греза, одного из самых модных мастеров того времени. Изображать обнаженными людей было не принято, а библейских героев – пожалуйста.
   В разделе с работами исторического жанра «В поисках античного величия» эффектно сопоставлены картина «Клятва Горациев» кисти Армана Шарля Караффа и написанное Никола де Куртейлем «Похищение сабинянок». Сенсация выставки – картина «Жертвоприношение Ифигении» художника XVII века Жана Тасселя, единственное его произведение в России. Это монументальное полотно прежде не участвовало в выставках.
В разделе «Сцены повседневной жизни» сюжеты перетекают от традиционных «Уроков музыки» (Маргерит Жерар) до ученых развлечений образованного французского общества эпохи Просвещения – картины «Электрический опыт» и «Пневматический опыт» кисти Шарля Амеде ван Лоо.
   Подлинные открытия ожидали посетителей в зале, посвященном пейзажу: «Воображаемое путешествие». Пейзажи Юбера Робера расположили в ряд, на одной стене, очень хорошо осветили – и они обрели глобальный масштаб, истинную, величавую природную глубину. Здесь же пейзажи других французских художников XVIII века – Клода Жозефа Верне и Пьер-Жака Волера, напоминание о неаполитанских путешествиях Николая Юсупова, архитектурные фантазии. В этих залах особенно было ясно, что интерьеры «Нового Иерусалима» позволяют совершенно по-новому оценить полотна внушительного формата.
   На этом яркие впечатления дня не закончились. Все, кто отправляется с клубом в Новый Иерусалим, знает, завершится день в усадьбе Мулюковых, где Ольга встречает соклубников улыбкой и накрытым столом. В доме, бывшей даче Исаака Дунаевского, превращенного их с Евгением стараниями в живой, теплый, душевный музей, тихонько из граммофона доносится музыка послевоенных времен. Уютно, очень гостеприимно. Кто-то, оказывается, еще здесь не бывал – и для них проход по дому, рассказ Оли о том, «как все начиналось»...
   А еще в этом поместье постоянно что-то происходит. Вот недавно лиса забралась и утащила всех кур. Но случаются и более солидные, позитивные перемены. На этот раз Ольга, не на шутку увлекшись бильярдом, как человек деятельный, организовала настоящую бильярдную в одном из строений. Дом пришлось подправить, укрепить пол – чтобы он выдержал солидный бильярдный стол, добавить лаконичного уюта... В интерьер хорошо вписался клубный подарок – настенные часы с биллиардными шарами. Здесь с удовольствием играют друзья-профессионалы и неофиты, проводят турниры местного значения. А хозяйка каждое утро начинает с тренировки у стола с зеленным сукном.
   Поскольку Ольга еще не была на выставке шедевров Юсупова, Анжелика подарила ей уникальную, еще и потому, что издания в продаже нет, ту самую книгу – «Французская живопись в Архангельском». Так что у Оли – раритетный экземпляр.
   Приглашенный специалист по плову приготовил отменное горячее блюдо. Елена Друзь опять удивила всех блюдами собственного приготовления: домашними колбасами и десертом – тортом «Эстерхази», которому порадовались бы и в Вене, и «Прага» получилась «той самой».
   Разговор за столом шел о выставке, о том, что, серый, хмурый, будний день был окрашен очень яркими впечатлениями. В тостах звучала благодарность людям, которые эти впечатления доставляют, душевно согревает. Тем, кто собирает потрясающие коллекции. Тем, кто сохраняет уникальную атмосферу дачи Дунаевского. Тем, кто умеет находить и объединять эти места.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«В очередной раз мы побывали в музее «Новый Иерусалим». Мы здесь уже постоянные посетители. Приятно, что именно экскурсовод Наталья Бочарова, проводившая нас по выставке «Азбука шедевра», хотела работать с группой Английского клуба. Сегодня нам представили такой период французской живописи, который не часто увидишь одновременно в каких-то залах. В разных музеях есть живопись этого периода – XVIII-XIX веков, но здесь полотна собраны в трех залах, прекрасно экспонированы, хорошо освещены и все, мне кажется, получили большое удовольствие. Моя любовь – французская пейзажная живопись, большие интерьерные работы».
Юлия ИВАНОВА
Юлия ИВАНОВА:
«Выставка замечательная, но у меня она вызвала несколько иные ассоциации, воспоминания о том, как я в годы юности часто бывала в «Архангельском». Это было одно из моих любимых мест. Я тогда очень горевала, что усадьба в запущенном состоянии, закрыт был дворец. И каким прекрасным это место было изначально, я пыталась лишь представить, вообразить. А второй подарок этого дня – наша встреча в этом гостеприимном доме».
Любовь СТЕПАНОВА
Любовь СТЕПАНОВА:
«Выставка интересная, спору нет. Особенно любопытно, то, что Николай Борисович покупал эти картины будучи современником их авторов. Между тем картины, на мой взгляд, разные по своему художественному уровню. Мы приглядывались, а потом узнали от Натальи Алексеевны – почему. Это было время, когда на смену комплементарным портретам пришли изображения персон такими, какие они есть».
Людмила КОЧУБЕЙ
Людмила КОЧУБЕЙ:
«Я очень благодарна Английскому клубу – сложно самостоятельно так организовать свою жизнь, чтобы побывать в стольких интересных местах, музеях, на самых неожиданных выставках, в разнообразных поездках».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Казалось бы, мы знаем о Николае Юсупове, о том, что он великий коллекционер, но как он подходил к отбору произведений в своем собрании, как интересна его жизнь, с какими замечательными художниками он был дружен, как менялась со временем живопись – об этих тонкостях мы знали мало. Экскурсия замечательная и компания собралась очень приятная».