Про детей – как про взрослых. Только лучше В детский, юношеский кинематограф Александр Галибин вошел несколько лет назад с картиной «Золотая рыбка». Жанр оказался естественным, созвучным душе дебютанта. Он чувствует себя в нем очень уютно. «Мне интересен человек, а маленький человек интересен в десятки раз больше. Все, что с нами происходит, – это из детства. Все хорошее, что у нас есть, оттуда. Все плохое мы привносим сами».
Со временем выяснилось, что Галибин – человек нескольких миссий. Он не только повествует о внутренним мире ребенка, но и попутно знакомит с культурой, укладом разных народов, делится своими открытиями национальных особенностей. «Золотую рыбку» снимал в Киргизии, фильм «Сестренка» – в Башкирии, «Приключения маленького Бахи» – в Дагестане.
На первый взгляд, фильм получился незатейливый, в нем нет искусственной, вымышленной, яркой красоты. И сюжет простой, вызывающий в памяти лучшие примеры итальянского неореализма, советские короткометражные грузинские фильмы. Те, где важен внутренний мир «маленького человека», а сами истории поэтичны и жизненны.
Вот и здесь – главный герой Баха – непоседливый и смышленый мальчишка, в нем дух настоящего кавказского мужчины, он бросается решать совсем недетские проблемы, проблемы семьи. Его, конечно, за некоторые поступки могут и выпороть. Но «Все это – ерунда!», бросает взрослым герой понравившееся ему слово.
Когда после показа фильма зажегся в зале свет, начался серьезный взрослый разговор. О трудностях и счастье профессии, об ответственности, об истинных ценностях.
Согласитесь, немалый риск режиссера и продюсеров центра «ВГИК-Дебют» Федора Попова и Владимира Малышева – над фильмом работали две молодых выпускницы ВГИКа: сценарист Анна Вейлер и оператор Анастасия Трофимова. Анжелика Матвеева обратилась к режиссеру: «Саша, ты сделал очень интересный ход: пригласил двух талантливых дебютанток. Замечательный получился сценарий, мы увидели, с каким сердцем, с каким пониманием сути жизни он сделан. И результат отличный, красота на экране. Как хорошо, когда молодые женщины делают такие шаги. Большого им творческого пути!».
Работу оператора оценил и режиссер. «Это первая полнометражная картина Насти, она все сняла «на плечах». У нас нет ни одной компьютерной съемки, ни одного озвученного в павильоне кадра, идет прямой звук с площадки, естественные звуки аула – зовет к молитве мулла, скрипит старый велосипед».
В течение полутора месяцев – рассказал Галибин – съемочная группа поднималась с равнины в аул Чох, расположенный на высоте 1800 метров, туда, где красота гор, природы захватывает дух. «Менялась погода, атмосфера, мы снимали не только натуру, жителей аула. Мы подружились со всеми, я совершенно влюбился в это место, в этих людей. Они есть практически во всех эпизодах, поэтому картина максимально реалистична».
Старшина Арт-ложи Владимир Хотиненко, представил фильм кратко, но эмоционально: «Это красиво во всем смыслах. Здесь красива природа, красивы человеческие отношения, а главное – Саша вот уже несколько лет заполняет чрезвычайно оскудевшую нишу детского кино. И это очень важно».
Для Галибина в любой истории главное – человеческие отношения. «Особенно, где есть семья, понимание друг друга, такого понятия, как род. В Дагестане сохранилась культура добрых отношений, где взрослые уважают детей, а дети – взрослых. Где относятся к отцу как к отцу, а не как к человеку, который приходит с работы. К матери, как человеку, который создает атмосферу в семье.
Да, здесь взаимоотношения в семье строго разграничены. И это не связано с насилием взрослого над маленьким, просто они так живут. Уклад передается от одного поколения к другому. Они не хотят уезжать из горной местности, им хорошо там. Они лишь жалеют, что цивилизация внедряется в их жизнь все больше и больше».
Исполнитель Бахи восьмилетний дагестанский актер Амир Магомедов, чудом, в результате долгих поисков был найден в Махачкале. На этот вечер, на премьеру фильма в Английском клубе они с мамой прилетели в Москву. В частном разговоре он с удовольствием рассказал, как преодолевал трудности, когда снимался в Чохе, особенно в сцене под ночным дождем. На публику «Баха» резонно процитировал себя: «Все это – ерунда!». Милан Антонян, он играл Пончика, друга Бахи, поблагодарил клубных зрителей, за то, что они нашли время и пришли посмотреть фильм.
И если публика просто умилялась детям, Алла Коженкова напомнила легенду о человеке, который мечтал обрести бессмертие. В этом, по его пониманию, заключается смысл жизни. Но волею судьбы он пришел к выводу: мы бессмертны в своих детях, бессмертие приходит благодаря потомству.
Человек пытливого ума, Роберт Зиновьев, служивший на Кавказе, часто бывающий там, был потрясен знанием сценаристом предмета. Хотя, как оказалось, Анна Вейлер никогда не была в Дагестане. Она лишь долгое время занимаясь каратэ в коллективе дагестанцев и была впечатлена их взаимоотношениями, не похожими на наши, столичные.
Возник вопрос к автору сценария и по поводу шамана. Казалось бы, его фигура более свойственна северным народам, но как-то вполне органично вписалась и в эту кавказскую историю. По мнению Анны, шаман – это некое проявление мульти национальности. Он и его подручный, ворон – вполне работающие персонажи. Шаман здесь – глава рода, понятия очень важного на Кавказе. Он охраняет род, семью, следит за ее судьбой, на что-то главного героя провоцирует, вместе со своим сказочным помощником дает испытания Баху, помогает ему взрослеть. Наличию такого наставника остается лишь позавидовать и согласиться с процитировавшим Ницше Владимиром Хотиненко о том, что художественная правда важнее правды исторической.
Фильм получил награду в номинации «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма» на Казанском международном фестивале кино, где жюри возглавлял режиссер Владимир Хотиненко. А совсем недавно, в марте Александру Галибину присуждена премия Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей, с чем режиссера поздравили соклубники.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Елена РАБЕ:
«Я посмотрела очень много фильмов и с удивлением обнаружила: как редко попадается по-настоящему живое кино. Вроде есть сюжет, жанр, интрига, но понимаешь – все это торговля эмоциями. Нет души, посмотрел фильм и забыл. А тут – нет ни графики, ни компьютерных эффектов; ощущение, что ты просто оказался в семье и случайно увидел эти истории маленького Бахи. Это – не модное кино. Фильм сложный, с глубокими идеями. Непростой еще и потому, что тяжелее всего снимать детей и животных. У сценариста, у оператора, у режиссера получилась филигранная работа. Но самое главное – что Саша добрый, в нем столько души, любви к людям. Вот и фильм вышел живой».
Андрей ШКОДА:
«Впечатление от фильма самые позитивные. Он очень красивый, искренний, трогательный. Главное – он возвращает нас к традициям, в большинстве своем утерянным. Получился замечательный клубный вечер».
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Удивительны живописные виды этого далекого аула, люди, природа, ритм жизни, взаимоотношения. И главная мысль – это, конечно, гимн настоящим семейным ценностям. Не тем, которые свойственны современным мегаполисам, где взаимоотношения подменяются видимостью их, корыстными интересами. Очень хороший, добрый, правильный фильм. Думаю, не зря его премировали на кинофестивале в Казани. Спасибо большое режиссеру Галибину за очередной приятнейший сюрприз».
Ирина КЛИМЕНКО:
«Потрясающе мудрая, поучительная, правильная картина. И для детей, и для взрослых. Мы прониклись таким понятием, как взаимное уважение поколений. Ради здоровья матери семья готова пожертвовать очень важным. Прекрасная работа оператора: мы увидели, почувствовали, насколько красив Дагестан, как отличается от нашей средней полосы».
Андрей НЕЧАЕВ:
«Я бы несколько новелл выделил. Во-первых, сама натура красивая, красивые люди, Большой успех оператора Насти Трофимовой, она смогла эту красоту правильно снять, удачно передать. Второе – сценарист призналась, что не была в Дагестане, но при этом удивительно тонко передала отношения в семье, между полами, разными возрастными группами. Даже реплики, жесты абсолютно типичны для аварского аула, все схвачено со стопроцентной точностью. Фильм по манере неторопливый, но не скучный, захватывающий».
Владимир ДЕВЯТОВ:
«Я сегодня еще раз убедился, что Саша – совершеннейший мастер не только как актер, но и как режиссер. Его картина трогает, греет. Она просто необходима в наше непростое время, время разрастания зла, когда человеческие отношения, особенно в семье, уходят на второй план. Этот фильм – пример того, как об этой проблеме надо говорить. Очень важно, чтобы очень красивая традиция взаимоотношений в семье, сохранившаяся на Кавказе, бытовала и в других конфессиях, национальностях. Не будет этого в семейных, бытовых отношениях, в традиционной культуре – наша страна утратит перспективу развития. Нам нужно вернуться немного назад и принять традицию как основу нашей жизни».