Почти в непривычном амплуа Оммаж, дань уважения театру, его столетней истории, классической литературе и драматургии – так для себя сформулировали это представление народные и заслуженные артисты театра имени Маяковского и его художественный руководитель Егор Перегудов. Именно в этом порядке. Потому что сам Егор подчеркивает, именно артисты выбирали, что бы они хотели повторить из сыгранного прежде или мечтали исполнить в честь юбилея. Причем выступая подчас в непривычном для себя амплуа.
Худруком «Маяковки» Егор стал в мае 2022 года. Человек он опытный, ставил пьесы на сцене Российского академического молодежного театра, а потом стал и главным режиссером РАМТа. Работал в театре «Современник», на сцене «Сатирикона» ставил спектакли. Один из них, «Человек из ресторана», Английский клуб видел. За плечами Егора – полтора десятка театральных постановок.
Он ученик Сергея Женовача, окончил режиссерский факультет ГИТИСа, а Женовач – ученик Петра Фоменко, а тот, в свою очередь, учился у Андрея Гончарова, долгие годы возглавлявшего «Маяковку». Так что некоторую преемственность уловить несложно.
«Истории» – семь разных новелл, грустных, смешных, лиричных, эпатажных. Собственно таким многоликим, разножанровым всегда был театр Маяковского. О том, что это овеществленная история театра свидетельствовала и неожиданная декорация, идея народного художника Владимира Арефьева: семь сотен сценических костюмов, разных десятилетий, участвовавших в спектаклях театра. Висящие на танкетках в несколько рядов они перемещались, своеобразными занавесами отделяя представления и сцены.
В конце позапрошлого века театр именовался «Интернациональный», здесь гастролировали иностранные труппы, выступали известные заграничные актеры: Сара Бернар, Элеонора Дузе и многие другие звезды того времени…. Театр-легенда. В 1920 году здесь был создан Театр Революции, его руководителем вскоре был назначен Всеволод Мейерхольд.
Сидя за его столом, Светлана Немоляева ввела публику в историю театра. И исполнила отрывок из давнего спектакля «Смех лангусты». Она – далеко уже немолодая Сара Бернар. Жоржа Питу, ее секретаря, играл Александр Лазарев старший, звучала запись его голоса. Хороший зритель умеет включать воображение. Грустная история с мажорным призывом в финале «Жить надо... жить, а не ожидать смерти...».
Далее последовала «самая маленькая драма во всем мире», как говорил о ней автор. Пьеса Антона Чехова «Лебединая песня (Калхас)» также об искусстве, об одиночестве актера, что печальнее, о публичном одиночестве. Пронзительный монолог вышедшего в тираж старого комика, проснувшегося в опустевшем театре после своего бенефиса... Оказавшемуся случайно рядом суфлеру ничего не остается, как утешать актера: «Публика вас любит, Василь Васильич!».
Впрочем, судьба не только артистов, но и авторов пьес порой незавидна. Анатолий Лобоцкий и Анна Ардова показали чеховскую «Драму». Ее в известном фильме играла Фаина Раневская, которая также служила какое-то время в этом театре. Мурашкина, «писательница, разрешившаяся от бремени драмой» непременно желает прочитать известному писателю свое произведение. Чтение затянулось и Павел Васильевич, не владея собой, схватил со стола пресс-папье и… «Вяжите меня, я убил ее!». Как известно, «присяжные оправдали его».
Далее – инсценировка юмористического рассказа Аркадия Аверченко «Ключ». «Осколок» по рассказу Василия Шукшина «Операция Ефима Пьяных» завершил первое отделение.
А затем – как можно сыграть, готовность женщины к самопожертвованию… Ольга Прокофьева выбрала роль княгини Волконской, трагический монолог о женах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь, из поэмы Николая Некрасова «Русские женщины». Для кого-то это прозвучало проникновенно до слез. Многие ловили себя на мысли, как незаслуженно на втором плане литературы оказалась поэзия Некрасова.
В финале действа – прекрасная бунинская проза. Игорь Костолевский страстно изобразил все тонкости переживаний поручика, героя рассказ «Солнечный удар».
Над сценой прошли титры с названиями спектаклей, именами режиссеров, которые их некогда поставили в театре: Николай Охлопков, Сергей Арцибашев, Андрей Гончаров, Леонид Хейфец, Юрий Иоффе, Карбаускис… Конечно же, не все, нельзя объять необъятное.
Юбилейный спектакль было решено оставить в репертуаре лишь на один сезон, так что клуб побывал на одном из последних представлений.
Встреча на клубном фуршете с художественным руководителем и участниками спектакля, как это обычно бывает, обрела творческий характер. Старшина клуба, кинорежиссер Владимир Хотиненко высоко оценил «Необычный диалог артистов с залом, ощущение живого контакта, интересную сценографию». «Так, оказывается, просто создать кулисы из костюмов».
Егор Перегудов представил народных – Светлану Немоляеву, Ольгу Прокофьеву, Анатолия Лобоцкого, Игоря Костолевского. Заслуженных: Анну Ардову, Дарью Повереннову, Любовь Руденко, Александра Андриенко и многих других артистов.
Поблагодарил театр и артистов Владимир Шапенко и прочитал маяковское «А вы могли бы?», добавив от себя: «Необыкновенная энергия сегодня шла со сцены. Для меня театр Маяковского – это эпоха. Великий русский театр жив. Я сегодня в этом еще раз убедился».
«Калейдоскоп лучших моментов спектаклей, блестящая идея. Ваш театр за эти непростые годы выстоял и сохранил почтение к традиционному прочтению классики. Можно по пальцам пересчитать театры, которые сохраняют ее, доносят до современного зрителя в истинном виде», – произнесла Людмила Пучкова.
«Творческих успехов Егору Перегудову, чтобы он рос в театре вместе с мастерством актеров, чтобы это профессиональное сообщество продолжало существовать и развиваться», – пожелал Владимир Девятов.
А дальше пошел такой же, как и спектакль, разноплановый разговор уже в частном порядке; с режиссером, артистами – о театре, о незабвенной классике, об ощущениях пульсации времени, жизненных истинах и вечных ценностях. А как иначе?
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Егор ПЕРЕГУДОВ:
«Артисты выразили желание сыграть особенные ситуации, характеры. И им это удалось. Вот такой юбилейный калейдоскоп. Это не просто набор отрывков из спектаклей, это демонстрация разножанровости, разных направлений, в которых может двигаться, проявлять себя театр. Есть легкий жанр, есть драматический, есть лирический... Театр большой, три сцены, у нас большие возможности».
Сергей БАЛАГАНСКИЙ:
«Мне больше пришлись по душе комедийные истории: замечательная игра актеров. И конечно, хороша идея – дать каскад постановок. Даже небольшой отрывок позволяет составить представление о спектакле, о мастерстве исполнителей. Мне такой подход показался очень современным, соответствующим клиповому, фрагментарному мышлению, которое сегодня нам всем свойственно».
Вячеслав ПЕЧНИКОВ:
«Мы много видели театральных юбилеев. Как отмечает столетие театр Маяковского – просто замечательно. Но больше всего мне понравилось, что сегодня я встретился со Светланой Владимировной Немоляевой. Мы знакомы уже 20 лет, оказывались вместе в путешествиях по разным странам и весям. Увидеть ее на сцене, поговорить с ней мне было особенно приятно. Здоровье актрисе, а театру – яркое творческое будущее».
Ирина ЛОСЕВА:
«Настоящее юбилейное театральное пиршество. Но больше всего меня поразила работа Ольги Прокофьевой в «истории» «Русские женщины» – это великолепно. Разноплановая драматическая актриса, владеющая всеми гранями мастерства. Выразительно, убедительно, без лишнего надрыва».
Андрей СТРЕЛЬНИКОВ:
«Ну что можно сказать о шедевре! Действительно, словно за несколько часов промелькнула история театра… Видно – у него хорошие хозяева, прекрасное творческое руководство».
Владимир ДЕВЯТОВ:
«100 лет театру! «Истории» – это не просто спектакль, это проект и планка его реализации высочайшая. Радостно видеть такое требование к собственному исполнению. Хочется поздравить коллектив. Мастера, мастера! Режиссура, сценография, все сегодня радовало душу».