Ощущение своего места Лицедейство и лидерство у него в крови, с детства. В пять лет в пионерском лагере вышел на сцену, не пропускал конкурсы чтецов и возможность выступить в школьном вокально-инструментальном ансамбле, заниматься в студии ТЮЗа. Но окончательно решила его судьбу… книга о Жераре Филипе.
Актер стал его кумиром, а он сам, почувствовав, что не видит себя в ином качестве, загорелся мечтой и отправился в Москву поступать в театральный институт. Попал в Щукинское училище (287 человек на место). Его, выпускника, готовы были взять шесть московских театров, даже популярнейший тогда Театр на Таганке. В Театр сатиры попал в его золотой период: прославленные мастера – Анатолий Папанов, Вера Васильева, Георгий Менглет, блистательный Андрей Миронов. Васильев и сегодня занимает его гримерную.
Прошло немало лет. И все эти годы в Театре сатиры, которому он отдал уже почти 40 лет, Юрий своим творчеством доказывает, нет, скорее, показывает: «Я не двойник Миронова, я пришел на свое место». Это понятие – «занять свое место» было вызовом, брошенным ему самим собой.
Да, Валентин Плучек, худрук говорил: «Васильев на белом коне въехал в Театр сатиры». Играл во всех массовках, довольно быстро получил пять-шесть главных ролей, в том числе в булгаковском «Беге». Французский театральный актер и режиссер Антуан Витез, будущий директор «Комеди Франсэз», называл Васильева acteur intelligent «думающий актер». А когда ставил в Сатире «Тартюфа», взял его на роль Дамиса.
Новичок получал и роли Андрея Миронова. «Когда Андрей заболел, Плучек предложил, чтобы я вместо него играл Хлестакова. Но я понял, что своего Хлестакова не сделал, а подражать Миронову не хотелось. На тот момент играть отказался. Мы были с ним уважительно «на вы». Я перенял от него огромную работоспособность и любовь к профессии. Ничье место, как говорят, я не занял».
Плучек после ухода Миронова предложил все его роли. Юрий оказался. И только через 10 лет сыграл Мекки-ножа в «Трехгрошовой опере». В совершенно новой постановке, в ином составе.
По множеству фильмов, в которых Васильев снимался, он – актер кино. Едва придя в театр, сыграл в четырех фильмах. Пробовался на многие роли. У Гайдая – на Хлестакова, на роль Паши Америки в «Трактире на Пятницкой». Тогда не было проблем с быстрым перемещением: артисты договаривались со стюардессами, достаточно было показать удостоверение артиста. Как-то, когда не было мест, летал в самолете даже стоя. Но обязанности перед театром были важнее. Он не мог себе позволить, чтобы под него делали репертуар. «При большой нагрузке в театре я начал отказываться от сторонних предложений: «Я занят, я занят». А потом от меня отказались».
В 90-х снимался в рекламе, получал, вспоминает, солидные гонорары. Однако со временем стал относиться ко всей «этой суете» отрицательно. Особенно пройдя через множество телевизионных сериалов, изображая бизнесменов, подонков и алкашей. С большим удовольствием вспоминает моноспектакль «Новые похождения Чичикова» по Булгакову, где сыграл 20 образов героя, мгновенно меняя интонации, пластику. Телезрители в очередной раз убеждались – он мастер характерных ролей. Участвовал в индивидуальных программах на телевидении, три года вел «Сами с усами» – верх популярности!
«Но когда ты в театре, где работают суперзвезды, тебе тут же дадут понять, где проходит уровень истинной славы». Постоянное ощущение «своего места» именно в Театре сатиры не покидало артиста.
В 32 года стал самым молодым Заслуженным артистом РФ. Вот уже почти 30 лет, сначала в Щукинском, затем в ГИТИСе преподает актерское мастерство, передавая то, чему его научили замечательные педагоги: Юрий Катин-Ярцев, Владимир Шлезинберг, те самые, что «в одном рукопожатии» от Вахтангова. «Я всегда – за эксперименты. Вахтанговская школа, в отличие от мхатовского академизма, это чувство юмора, пластика, музыкальность, умение быть другим, оставаясь самим собой».
Его лидерство проявлялось в разных ипостасях, порой на грани с авантюризмом. Принял приглашение стать главным режиссером Серпуховского музыкального театра. «Год там продержался, с трудом стараясь не втягиваться в какую-то политическую игру местного разлива, сопротивляясь давлению «сверху» снять в театре одного, поставить другого… Меня тогда удивило отношение к театру. Мы репетировали в неотапливаемом помещении, я, как Вахтангов, сидел в шубе. Странные, полукриминальные спонсоры у театра оказались».
Ему хватило мудрости не быть в «тусовке», предполагавшей нескончаемые встречи с режиссерами, продюсерами, потенциальными спонсорами... «По молодости это ничего, а потом устаешь от этой тщеты, понимаешь ей цену. Это же не просто так, ты должен выступить, поздравить. Я с удовольствием это делаю. Когда я хочу. Не люблю: «Ну-ка, Юра, давай!». Это состояние очень тратит человека. Так что для актера важно оставаться самим собой и не поддаваться искушениям. Сейчас у меня «в активе» только Английский клуб.
Вот уже 20 лет Юрий Васильев – главный режиссер Домашнего театра Английского клуба, который так хорошо был задуман и энергетически заряжен театральным художником Аллой Коженковой. «Забавно было, поначалу в спектаклях были только женщины. На репетиции они прибывали с мужьями. Те, увидев, что все серьезно, нормально, стали отпускать своих жен. Через наш театр прошло много народа, клубные актеры сдружились. Кто-то, как, например, Марина Спиридонова, переняв опыт, начал создавать свои театральные группы».
Главное, считает Васильев, что непрофессионалы быстро поняли структуру театра: азы работы над ролью, мастерства, вхождения в образ, что не надо кривляться (а ведь каждый так хочет выразиться), обретали чувство меры, вкус, способность к импровизации. А потом члены клуба стали стремиться на сцену Домашнего театра. «И я понял, мы сделали что-то настоящее! И неважно, профессионалы они или любители. Одно из самых моих любимых определений таланта – умение увлечь себя на поставленную задачу».
Профессия режиссера всегда привлекала актера. Он ставил спектакли в «Сатире». Не уходя из театра, организовал свой «Театр Юрия Васильева», снимал кинофильмы. Было ли это для дополнительного заработка? Или разыгрались амбиции? В фильме «Продавец игрушек» снять самого Пьера Ришара. Композитором к ленте «Герой» пригласить Эдуарда Артемьева.
«У меня – не про деньги. Какие деньги может дать театр? Особенно свой, когда аренда 150 тыс., зарплаты актерам, уборщицам. Спектакли я ставил на сценах Вахтанговского, в Доме актера. Мы не работали по подвалам. Цель была одна – я хотел получить свободу. Актер зависим, ему не дано выбирать роли. А здесь ты делаешь то, что хочешь. Это как взрослый сын заглядывает в глаза: «Папа, а можно мне это?». Почему я и назвал «Театр Юрия Васильева», я отвечаю за то, что получилось. Или не получилось. Я авантюрист по своей сути. Ощущение, что я был первым, кто поставил на сцене «Вероника желает умереть» Пауло Коэльо, приятно грело душу. Помимо прочего, быть режиссером – значит открывать людей. Такую актрису, как, например, Агния Дитковските».
Но без поддержки государства «свое дело» оказалось не под силу. Спонсоры увлекают: «давай, бери кредиты…мы все вернем», а потом исчезают. И режиссер остается на долгие годы с долгами. Слово свобода, оказывается, не такое уж и сладкое на вкус. Кстати, помогли, поддержали Васильева в той непростой ситуации члены Английского клуба.
Удивительно, но у Народного артиста РФ Васильева нет ни одной актерской премии. Все они – за талант режиссера. Самая дорогая для него награда, признание его заслуг, – премия «Фигаро» имени Андрея Миронова. Главное, считает, что он занимается делом, которое приносит удовольствие, радует публику, пробуждает добрые эмоции, вызывает сострадание и, может быть самое главное, дает людям возможность отдохнуть, отвлечься от жестокого мира.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото из архива юбиляра и Английского клуба
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Владимир ШУМЕЙКО:
Юра! Реже - Юрочка, ещё реже Юрий Борисович. Так все называют тебя в нашем Английском клубе. Это говорит о том, как все мы тебя уважаем, любим и относимся, как к своему родному человеку.
Сегодня у тебя настоящий, серьёзный юбилей. А в такие даты принято составлять список того, что успел наваять юбиляр. Твой список составлять и просто и сложно. Просто, потому что ты человек целеустремленный, по жизни не разбрасывался, а посвятил себя одному любимому делу, а сложно, потому что всех твоих ролей в театре и кино, и всех театральных постановок и фильмов не перечесть.
Но особая твоя заслуга — это домашний театр Московского Английского клуба, в котором ты и главный режиссер, и режиссёр постановщик и сценарист. И если считать членов клуба очень, очень малочисленным народом, то все мы игравшие в нашем театре, благодаря тебе, народные артисты.
Здоровья тебе, здоровья, здоровья и любви, и новых творческих успехов!
И конечно юбилейный акростих, на твоё красивое, гордое, но неудобное для поэтов, имя:
Юный, полный сил, но очень зрелый
Режиссёр, актёр театра и кино
И в ролях, и в постановках смелый
Йё-хо- хо! Тебе ведь семьдесят всего!
Сегодня у тебя настоящий, серьёзный юбилей. А в такие даты принято составлять список того, что успел наваять юбиляр. Твой список составлять и просто и сложно. Просто, потому что ты человек целеустремленный, по жизни не разбрасывался, а посвятил себя одному любимому делу, а сложно, потому что всех твоих ролей в театре и кино, и всех театральных постановок и фильмов не перечесть.
Но особая твоя заслуга — это домашний театр Московского Английского клуба, в котором ты и главный режиссер, и режиссёр постановщик и сценарист. И если считать членов клуба очень, очень малочисленным народом, то все мы игравшие в нашем театре, благодаря тебе, народные артисты.
Здоровья тебе, здоровья, здоровья и любви, и новых творческих успехов!
И конечно юбилейный акростих, на твоё красивое, гордое, но неудобное для поэтов, имя:
Юный, полный сил, но очень зрелый
Режиссёр, актёр театра и кино
И в ролях, и в постановках смелый
Йё-хо- хо! Тебе ведь семьдесят всего!