Среди таких талантливых людей… Пока гости съезжались в ресторан «Гранж» два героя вечера – Андрей Нечаев и Алла Коженкова сочиняли подписи на своих книгах, каждому участнику вечера – индивидуально. Первый министр экономики новой России презентовал свою работу «Как мы делали реформы». Изысканный театральный художник – предоставляла возможность заглянуть в ее «мастерскую». Здесь просто феерия эскизов, фотографий ее фантастических произведений. Творчеству Аллы Владимировны – 55 лет. Третий повод, собравший в этот вечер большое количество членов клубы – 70-летие Народного артиста России Юрия Васильева.
Ужин получился насыщенный. Причем не только информацией, но и эмоциями, поскольку были затронуты главные «слоны», на которых держится любая современная цивилизация: политика, экономика, культура, искусство. О том, что всем было интересно, свидетельствовала тишина за столами, периодически взрывавшаяся бурными аплодисментами.
Да, каждый по-своему, с высоты своего опыта, позитивного или не очень, оценивает прошлое. Андрей Нечаев в команде Гайдара возглавлял министерство экономики. Автор книги «Как мы делали реформы» яркими мазками нарисовал картину эпохи, в которой работали младореформаторы. В условиях – когда распался СССР и Россия оказалась на грани голода, хаоса и финансового краха. Полный развал государственной машины после августа 1991 года, отсутствие базовых государственных институтов: валюты, таможни, границы, полноценного Центрального банка и т.д. Ведь российской экономикой традиционно заведовали федеральные ведомства. Так что, объяснял Нечаев, параллельно приходилось создавать базовые основы рыночной экономики и основные государственные институты.
Очевидец и непосредственный участник этих событий рассказал, что сама жизнь диктовала необходимость радикальных перемен. Напомнил, через какие трудности проходили, о множестве упреков в адрес реформаторов, суть которых сводилась к тому, что «все делали слишком радикально». Объяснил, почему был невозможен путь реформ Дэн Сяопина. Как затрудняло преобразования отсутствие консенсуса элит – кто только не хотел возглавить правительство. Это противостояние носило деструктивный характер. «Было защищено множество диссертаций на тему перехода от капитализма к социализму, но не было опыта перехода от социализма советского типа к нормальной рыночной экономике. Набор всех этих факторов и определил невозможность мягкого китайского пути реформ. Нужна была тонкая настройка рыночных институтов. Обо всем этом, о личностях, которые этим занимались моя книга. Про нее трудно рассказывать, ее нужно читать».
Несколько разного толка вопросы оживили лекционную манеру изложения автора. Но, как бы не менялось со временем отношение к реформам начала 90-х, – заметил Владимир Филиппович – они остались в истории России навсегда.
В подтверждение чего Нечаев воздал хвалу «рыночной экономике и остаткам российского бизнеса за то, что сегодня в условиях санкций они смогли наладить параллельный импорт и переключить экспортные потоки из Европы в Азию. И того краха, что многие предсказывали, не случилось. Хотя в отдельных секторах, зависимых от импорта, тяжелейшая проблема осталась». Андрей Алексеевич, как всегда, был красноречив, ироничен и убедителен.
И Владимир Филиппович в свою очередь предался воспоминаниям, как он, будучи заместителем Председателя Верховного Совета РФ, получил два противоположных задания: выступая на VI съезде депутатов «убрать и оставить правительство Гайдара». «Восемь минут клял их. И две минуты рассказывал об их профессионализме и единственности именно такого подхода. Съезд, где больше половины – коммунисты, аплодировал долго. Правительство Гайдара я спас. Но оставаться в Верховном совете уже не мог». C июня по декабрь 1992 Шумейко был первым заместителем Председателя Правительства РФ.
В широкую общественную дискуссию тема реформ не перешла. Хотя у каждого в зале нашелся бы свой набор воспоминаний, мнений. Ведь многие в этой аудитории в то время были не только объектами, но и субъектами российской истории.
Главное, что скучно не было. И с экономики распорядитель «Ужина» перешел к более легкому жанру – к театральному искусству в самых разных его проявлениях. В Английском клубе с исторических времен состояли театральные деятели, которых мы помним и сегодня. Тех, кто театр развивал, кто способствовал этому, как, например, князь Юсупов, организовавший театр в своем Архангельском, привез туда выдающегося итальянского художника-декоратора Пьетро Гонзаго. Вспоминали актера Михаила Щепкина – первого крепостного, который стал членом Английского клуба, многих театральных начальников, владельцев театров, что постоянно бывали в клубе. Говорили о таких меценатах, как Савва Морозов. Напомнили, что в персонажах пьес Александра Островского современники узнавали членов клуба.
Современный клуб также богат хорошо известными творческими персонами. Артистическая элита России: Александр Ширвиндт, Марк Захаров стояли у истоков клуба. Сегодня члены клуба – Александр Калягин, Юрий Васильев, Константин Райкин, Александр Галибин, а также композиторы Максим Дунаевский и Алексей Рыбников знаменитые и своей музыкой для театра.
Театральные люди – это уже задушевный разговор. Тем более, когда речь заходит о творчестве известного театрального художника, сценографа. Шумейко уточнил:
«Все знают Аллу Коженкову, всегда красива, молода.
Где служит Алла Коженкова – там театральная весна!».
Маленькая видео зарисовка – парад потрясающих костюмов художника к различным спектаклям, для разных театров в сотрудничестве с оперными, драматическими режиссерами, балетмейстерами. Алла – автор более трехсот спектаклей. На экране кадры с персональной выставки «Неопознанные объекты», что прошла в Театральном музее имени А. Бахрушина, многие члены клуба помнят эти потрясающие костюмы. Небольшой рассказ художника о самом процессе рождения того или иного костюма, образа. О том, что интересно делать все – и наряд королевы, и простенькое платьице обитательницы коммуналки. Некоторое время назад, напомнила Анжелика Матвеева, Алла, передала свой материальный архив: эскизы, макеты, зарисовки музею Бахрушина.
Владимир Хотиненко, давно знающий Аллу Владимировну, и постоянно поражающийся ее уникальным видением мира, рассказал об их совместной мечте снять фильм «Волшебная флейта». Музыка Моцарта, фантазии Коженковой. «Костюмы она уже проработала. Даст бог, получится. Я в очередной раз понял, Алла – явление уникальное. Она может все!».
А с какой легкостью сама Алла Владимировна рассказала, с чего все начиналось. Бабушка – на экране фото дамы во время революции. Мамы – выпускницы Вагановского балетного училища. Детские воспоминания о их счастливой семье, о блокадном Ленинграде. Как лет в пять получила подарок – набор карандашей. На рисунках ребенка оторванные руки-ноги, из которых хлещет кровь. Потом «ударилась в красоту», рисовала дам и принцесс. В Ленинградском театральном институте училась у выдающегося художника и режиссера Николая Акимова. С удивлением узнала, что нужно сдавать сопромат и теорию машинных механизмов. «Оказывается, без этого невозможно быть театральным художником, иначе все рухнет вместе с артистами, а ты потом отвечай. Когда надо было начертить ферму, я представила себе зеленый лужок, где пасутся овечки с золотыми копытцами…».
Вспоминала о том, как ей повезло: начало 70-х годов – лучшие режиссеры, лучшие пьесы. Ее спектакли – долгожители, некоторые идут десятки лет. В Метрополитен опера с Валерием Гергиевым и Анной Нетребко поставили «Обручение в монастыре», его стали покупать разные страны. В Мариинском театре «Обручение» можно посмотреть до сих пор. С каждым спектаклем связана своя история…
Гарри Бардин, уверенный, что «художник должен удивлять», признался, что, увидев на выставке театральные костюмы Коженковой, «обалдел от твоего прозрения, творческого и рукотворного таланта. От замысла к воплощению у тебя нет препятствий. Твое повествование это подтвердило. Это был рассказ удивленного ребенка. Ты такой и осталась, слава богу».
Все говорили о необыкновенных костюмах, но оказалось, что Алла Владимировна больше любит делать декорации, считая, что костюмы – это «ерунда, эскизы рождаются сами собой». Аплодисменты…
Шумейко, как всегда – с добрым словцом, фантазией, песнями и даже акростихами к фамилиям юбиляров. Именно так он поздравил с 70-летием и Юрия Васильева. Впрочем, в клубе Народный артист России, прежде всего, ассоциируется с Домашним театром, у истоков которого стояла, конечно же, Алла Коженкова. И эта ее, поначалу казавшаяся безумной, неисполнимой идея стала очень плодотворной. Театру уже почти 20 лет. Бессменный режиссер – Юрий Васильев. Череда отрывков клубных спектаклей-сказок на экране всколыхнула яркие воспоминания и у их участников, и у зрителей. Заодно отметили, что Юрий был не только постановщиком, но и сам, абсолютно серьезно, с полной отдачей солировал в этих ехидных пьесах. В общем, «шика-блеска» дал!
Последовали импровизированные поздравления. От президента (тут Шумейко взял паузу) Московской юридической корпорации Вячеслава Печникова. Слава рассказал, как впервые обратил внимание на артиста Васильева в «Сатире». А через 20 лет их в Доме актера познакомила Маргарита Эскина. Их дружбе уже 20 лет. «Быть драматическим актером счастье. Творческий век актера безграничен, я бы хотел увидеть Юрия на сцене и через 20 лет». Магия цифр.
Театральная (поскольку все в ней были участниками Домашних спектаклей клуба) семья Пучковых передала юбиляру подарок – сертификат на круиз по Москве-реке.
Апофеозом народной любви к Народному стал прозвучавший с экрана «Диалог хлопушек», невероятно смешной дуэт Марины Спиридоновой и Елены Кузнецовой. Они произнесли его в Английском клубе на вечере в честь 40-летия творческой деятельности Юрия Васильева.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Гарри БАРДИН:
«Наш Английский клуб дает возможность быть рядом с таким выдающимся художником, как Алла Коженкова. Откуда берутся все эти возможности? Это интуиция, это талант! Можно себя облагородить знаниями об изобразительном искусстве, можно выучить имена всех итальянцев эпохи Возрождения, но самому не родить ничего. И это будет пустой случай, когда человек образованный, но при этом неплодотворный. А тут все случилось, все «в одном флаконе». Я смотрю книгу и удивляюсь каждой странице. Рисунки, костюмы, персонажи – это приходит в голову и потом воплощается. Горжусь, что много лет знаю тебя».
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Владимир Филиппович в очередной раз доказал блистательность «своих ужинов». Как умело он совместил интереснейший рассказ Андрея Нечаева с двумя событиями, связанными с выдающимися членами клуба из весьма близких сфер – Аллы Коженковой и Юрия Васильева. Какие захватывающие истории прозвучали из уст юбиляров. Я не ожидал, что Алла пережила блокаду. А история, как она пришла в театральный мир, заслуживает целого романа. Жду с нетерпением, когда приду домой и смогу для начала пролистать, а затем и углубленно прочитать подаренные нам книги. Андрей Нечаев потряс огромным томом описания реформаций и экономических преобразований в нашей стране. Спасибо огромное клубу за прекрасный вечер».
Михаил ПАЛЬШИН:
«Конечно, нужно прочитать книгу Андрея Нечаева, но и послушать его было любопытно. Ведь мы, как и все в нашей стране, жили в этот период перемен и тоже участвовали в них. То, что Нечаев с коллегами делали на своем уровне, мы делали на уровне краев, областей, руководителей предприятий. Не имея опыта работы в международных организациях, не оканчивая МГИМО, люди «от сохи, от производства» вынуждены были решать иные, может быть даже более сложные проблемы. В частности, заниматься осваивать внешнеторговую деятельность, чтобы предприятие не погибло, чтобы работающие на нем могли более-менее обеспечить свои семьи продуктами питания, товарами ширпотреба. Ездили в Москву, выбивали квоты, убеждали представителей власти, что живущие в регионах люди тоже имеют право жить достойно. Да, непростое было время. Новизна каждой такой эпохи перемен состоит в том, что люди вдруг начинают проявлять прежде дремавшие удивительные качества, организаторские способности. Так со временем меняются предпринимательские элиты».
Елена РАБЕ:
«Благодаря удивительно одаренным юбилярам получился прекрасный вечер. Вся их жизнь пропитана творчеством, профессионализмом, это так дорого, близко, существенно для каждого из нас. Рядом с такими людьми и сам чувствуешь себя более значимым. Большая честь быть рядом с ними в клубе».
Сергей БАЛАГАНСКИЙ:
«Можно формально говорить, какой Васильев замечательный актер и режиссер. Но я хотел бы поделиться опытом. Когда получаешь в клубном спектакле маленькую, явно проходную роль, четверостишье, которое, казалось бы, можно выйти и просто оттарабанить. Но он придумывает из этого целое представление! Как-то я играл роль мудреца. Юра предупредил: когда хлопнешь этой ветхой книгой, должна пыль разлететься, достоверно должно быть. У меня семья два дня провела, пробуя, испытывая пудру, муку разных сортов, чтобы во время хлопка книгой натурально получилось. Как велел мастер! Так что Юрочка молодец!».
Валерий КАРОГЛАНОВ:
«Замечательный вечер. Мне кажется, что «Ужин с Шумейко» – это одно из лучших клубных мероприятий. А почему? Потому что интересные люди, легкое и в то же время с элементами познавания общение. Когда долго не бываешь в клубе, оказывается, так много новой информации появляется – о жизни клуба, его членов. Я сегодня пришел сюда с сыном, с невесткой, вижу, им тоже понравилось. Надеюсь, они тоже войдут в это приятное сообщество».
Владимир ШАПЕНКО:
«Большое счастье находиться в Английском клубе среди таких талантливых людей. Удивительно – насколько они одарены, насколько они велики в своем творчестве и насколько просты в обычном клубном общении».
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Очень хороший вечер. Большие люди требуют и поздравления значительного формата. То, что сегодня прозвучало, подборка материалов, «упаковка» информации – все вызывает восхищение. Оба наших юбиляра – люди творческие и поэтому вечер получился сверхтворческий. Спасибо героям вечера за такую возможность порадоваться с ними и за них».