Несчастье девушки из Нагасаки Вечная тема трагической любви в обрамлении экзотического восточного колорита… У произведения богатая история. Оно не раз «переходило из рук в руки». Автобиографическим романом французского писателя и путешественника Пьера Лоти «Мадам Хризантема» вдохновился американский писатель Джон Лютер Лонг. И написал свой рассказ – «Мадам Баттерфляй». Американский режиссер Дэвид Беласко переработал его в театральную драму. Сюжет так взволновал композитора Джакомо Пуччини, что тот создал оперу «Мадам Баттерфляй». Она за более чем столетнюю историю множество раз появлялось на различных сценах, в киноверсиях.
На этот раз «Чио-чио-сан» возникла в весьма нестандартном формате – литературно-музыкальной композиции. Пронзительная история любви японской гейши к французскому офицеру флота рассказана и спета давно сложившимся дуэтом Заслуженной артистки России Екатерины Гусевой и актера московских мюзиклов Сергея Ли. Прекрасный текст в безукоризненном исполнении, где так точно проявилась свойственная японской культуре лаконичность, спокойствие, внимание к деталям, важным мелочам. Как подробно Чио-чио-сан описывает различные окружающие ее будничные звуки. «Именно так нужно постукивать курительной трубочкой». Вокальных партий в истории немного, но они позволяют уловить музыкальное мастерство исполнителей.
Монологи героев сдержаны. Весь эмоциональный посыл – в музыкальном сопровождении Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова, дирижер – Евгений Волчков. Музыка совсем не Пуччини, а Ольги Егоровой и Игоря Красильникова.
В качестве иллюстрации к истории – проецированная на большой экран непрерывно меняющаяся картина из песка, песочная анимация. Ее автор Алла Филиппова легким движением ладони смахивает очередной свой изящный рисунок, подчеркивая хрупкость и обреченность красоты.
Все вместе завораживало, было в этом действе что-то медитативное. Несовместимые на первый взгляд вещи сошлись в единой гармонии.
Каждый в зале находил свое – кто-то вслушивался в мелодию оркестра. Кто-то больше следил за драматической историей в художественном исполнении артистов. А кто-то старался уловить японские культурные коды, погрузиться в атмосферу «того времени», описаний природы Японии, самих жителей, их церемоний, прочувствовать дух загадочной Страны восходящего солнца. Не случайно в самом начале герой в исполнении Сергея Ли «открывает Японию» словами писателя Ивана Гончарова. Автор «Фрегата «Паллада», подробно описал впечатления от Нагасаки. Этот порт в середине XIX века был открыт для внешней торговли, для судов иностранных государств. Что и объясняло институт «временных браков».
Как известно, история заканчивается трагически. Но – никаких европейских страстей. Обманутая в своих ожиданиях Чио-чио-сан решает умереть достойно. В знак сложного, глубокого понимания чести и верности, она совершает сэппуку. Само ритуальное самопожертвование также показано условно – Екатерина на изящный рисунок целующейся пары бросает горсть кроваво-красного песка. Это впечатляет.
После концерта – вкусный дружеский ужин в ресторане Pinzeria by Bontempi, обмен мнениями об увиденном. А когда к клубной компании присоединилась Екатерина Гусева, оказалось, что она легкий, веселый, очень коммуникабельный человек. Тут-то все узнали, как создавалась эта необычная композиция, как возник образ героини и почему платье – цвета молодой лососины…
Текст: Виктория Чеботарева
Фото участниц встречи
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Что прежде всего обращает на себя внимание – так это необыкновенно интеллигентное исполнение. Нет никаких громких звуков, есть полное понимание у оркестрантов, у солистов, у художника, что делает песочную анимацию. Все очень хорошо сочетается, все спокойно. Это не концерт, а медитация».
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Композиция напомнила мне путешествие по Японии. Конечно, история грустноватая, но представлена она легко, в совершенно новом видении, в соединении разных видов искусств. Все оказалось очень гармонично, приятно смотреть, слушать. Большое спасибо Английскому клубу за приглашение, надеюсь, что последуют другие такие же чудесные музыкально-литературные представления».
Нелли ЗАКИРОВА-ГАРАНЯН:
«Необычный сюжет и трагичный финал. Очень симпатичный жанр, интересная форма. Конечно, Екатерину Гусеву отличает неизменный вкус, все было произнесено, спето с невероятным чувством меры. Она использовала все свои артистические данные: и вокал, и художественное слово. Замечательный у нее партнер – Сергей Ли. Все было хорошо. И, конечно, очень украсили этот проект песочные картины, которые создавались на протяжении всего спектакля и иллюстрировали сюжет».
Вероника РЕДКИНА:
«Довольно интересная, необычная форма подачи «Чио-чио-сан». Я готовилась слушать отрывки из оперы, которую знаю очень хорошо. Оказалось, что это литературно-музыкальная композиция: история, что легла в основу оперы, дается в форме рассказа. Как аккомпанемент – оркестр народных инструментов, и как тут не заметить: насколько же они звучат иначе, чем смычковые. Плюс изумительная песочная анимация, которая завораживает и действует как магический экран».